Пока не отказали тормоза. Одиннадцать узелков на память. Часть 1. Первые шесть...
Компания Brembo, один из крупнейших производителей компонентов тормозной системы, опубликовала инфографику с признаками неисправностей тормозов – всего 11 пунктов. Давайте их прокомментируем. Это поможет автолюбителям вовремя обратиться в автосервис, избежав неприятностей на дороге.
Сегодня поговорим о шести пунктах, а пять оставим на апрель. В двух небольших статьях обсудить все тонкости, конечно, невозможно. Поэтому сосредоточимся на основных тревожных признаках.
Ну что, поехали? Следим за реакцией педали тормоза и поведением автомобиля и рассуждаем.
Большой свободный ход педали
Да, увеличение свободного хода педали неизбежно удлиняет тормозной путь. И чаще всего оно связано с состоянием тормозной жидкости. Это может быть утечка – при этом магистраль обязательно нахватает воздуха, ведь система становится негерметичной.
Возможно и образование пара, ведь тормозная жидкость гигроскопична, она охотно поглощает влагу. При интенсивном торможении диск и колодка разогреваются, температура жидкости поднимается, влага закипает. В тормозной системе образуются пузырьки, которые при нажатии педали «схлопываются» – вот вам и «мягкая» педаль, и увеличение ее хода.
К счастью, современные автомобили имеют два тормозных контура. Вероятность одновременной утечки жидкости из обоих контуров невелика. Поэтому доливаем тормозную жидкость до положенного уровня и осторожно следуем на сервис. Но лучше вызвать эвакуатор. И впредь использовать тормозную жидкость Brembo с высокой точкой кипения.
Залипшая и жесткая педаль
Причины такого явления обозначены четко: неисправности вакуумного усилителя, тормозных цилиндров (главного и/или колесных) и тормозных шлангов.
Что именно? Это может быть грязь в тормозных контурах либо обильные внешние загрязнения суппортов. Точный вердикт вынесет специалист автосервиса.
А со шлангами бывают и вовсе анекдотичные случаи. Например, «криворукий» монтаж при ремонте. Вворачивают штуцер и многократно перекручивают шланг. Либо устанавливают шланг не той длины, и он ведет себя непредсказуемо – сначала все хорошо, а потом пережимается какой-нибудь тягой при крутом повороте.
Словом, жесткая педаль – на сервис, на сервис…
Большое усилие на педали
Большое усилие на педали – это компенсация недостаточных тормозных усилий (точнее, тормозных моментов) на колесах.
Первое, на что надо грешить, – низкое качество фрикционного материала колодок. Фрикционная композиция состоит из нескольких десятков ингредиентов (подробная рецептура засекречена производителем). Каждый ингредиент отвечает за определенную характеристику колодки – коэффициент трения, уменьшение износа диска и самой колодки, шумность, отсутствие рывков, перечислять можно долго. А вместе они должны обеспечить синергетический эффект – безопасное и комфортное торможение.
Коэффициент трения должен лежать в пределах 0,35–0,45. Если он меньше нижней величины, приходится сильнее давить на педаль. Если больше верхней – вас замучает ABS, которая будет включаться чаще, чем положено.
Но самое страшное, если коэффициент трения меньше 0,2 – тут колодка из фрикционного тела превращается в антифрикционное. И тогда педаль становится вообще бессмысленной – дави, не дави...
Вывод простой: срочно менять колодки на изделия от надежного производителя – например, Brembo. Кстати, высококачественные колодки никогда не оставят отложений фрикционного материала на поверхности диска, о чем говорится в инфографике.
Занос при торможении
Разумеется, это не обязательно дефекты тормозов. В инфографике совершенно справедливо указываются и другие возможные причины: неисправная подвеска, неравномерный износ шин и другие факторы, вызывающие перераспределение тормозных моментов на осях.
Возвращаясь к тормозам, перечитаем пункт 1 в наших комментариях. Иными словами, подозреваем потерю герметичности и наличие воздуха в тормозной жидкости.
Предполагаем неравномерное качество колодок на одной из осей, т. е. одно колесо затормаживается менее эффективно. И не сбрасываем со счетов различное состояние поверхностей дисков – одни окислились на стоянке, другие нет, вот вам и разные условия торможения – коррозия штука очень опасная! Словом, опять на сервис, уточнять диагноз.
Загорается индикатор тормозной системы. Здесь опять пункт 1, но состояние уже критическое. Утечки жидкости, воздух в контурах и прочие прелести разгерметизации, а также некачественной «тормозухи». Немедленно на сервис, и только на эвакуаторе.
Исключения – включенный во время движения стояночный тормоз и неисправность блока управления или датчиков ABS. Кстати, у этих неисправностей, как правило, бывают свои индикаторы. Первая причина устраняется легко – надо лишь отпустить «ручник». Вторая все равно требует визита на сервис. Правда, можно и своим ходом. Но осторожно.
Система ABS включается некорректно
Здесь мало что можно прибавить к сказанному в инфографике. Все верно: виновником может стать и изношенный подшипник ступицы, и люфт в подвеске, и неисправные компоненты ABS начиная от магнитного кольца и заканчивая блоком управления.
Да, тормозной путь увеличится, но тормозить автомобиль будет. Однако успокаиваться не следует, неисправность все же серьезная. Рекомендация – точная диагностика и ремонт на сервисе.
по материалам Brembo
Продолжение следует