Пока не отказали тормоза. Одиннадцать узелков на память Часть 2. Оставшиеся пять
Начало статьи - в № 3/2018.
Компания Brembo, один из крупнейших производителей компонентов тормозной системы, опубликовала инфографику с признаками неисправностей тормозов – всего 11 пунктов. Первые шесть мы прокомментировали в марте. Сегодня очередь оставшихся пяти.
Как и в прошлый раз, следим за реакцией педали тормоза, поведением автомобиля и рассуждаем. Поехали!
Неэффективность стояночного тормоза
Первый признак этой неисправности – большой ход рычага «ручника». Причин может быть несколько и основные из них совершенно справедливо перечислены в п. 7 инфографики.
Если привод стояночного тормоза тросовый, добавим в список остаточную деформацию тросиков от долгой эксплуатации («тросики вытянулись»). Иногда помогает регулировка, иногда – замена.
А еще – стирание стояночных колодок. На некоторых моделях эти колодки автономные. Например, основной механизм дисковый, а стояночный – барабанный. Забыли снять с «ручника», поехали, на индикатор внимания не обратили. Стояночные барабанные колодки небольшие, мощный мотор легко преодолеет их сопротивление, износ фрикционной накладки пойдет быстро.
Но так или иначе, с неисправным ручником ездить нельзя! Ведь он служит еще для аварийной остановки автомобиля при выходе из строя основной тормозной системы. И такое хоть и редко, но случается даже в двухконтурной гидравлической системе.
Перегрев тормозов
Да, да, все так – длинный ход и «ватная» педаль. Можно было бы грешить на древнюю тормозную жидкость (нахватала влаги), если бы не характерный запах «горящего» фрикционного материала.
К перечисленным в коллаже причинам добавим следующее: некачественные колодки! Никуда не годная фрикционная рецептура.
Дело в том, что согласно Правилам ЕЭК ООН № 13 и № 90, колодки, поставляемые на конвейер и в запчасти, в обязательном порядке проходят стендовые испытания в режиме Fade. Это имитация крутого спуска по горному «серпантину» с частыми прерывистыми торможениями. Здесь колодки получают экстремальные тепловые нагрузки.
Потом следует период восстановления и повторные Fade. Так вот, ни в первый, ни во второй раз колодки не должны «гореть», плавиться, разрушаться и менять любые характеристики в пределах отведенного диапазона.
Так что используйте колодки лишь от надежных проверенных производителей – они прошли все испытания. Как, впрочем, и диски. Такая «идеальная пара» не перегреется.
Чрезмерный износ дисков и барабанов
Автомобиль тормозит неэффективно, усилие на педали большое, иногда загорается индикатор замены колодок или тормозной жидкости – все, как описано в инфографике.
Да, одна из вероятных причин – низкое качество фрикционного материала. Здесь надо знать следующее. Плохое качество – это не обязательно негодные фрикционные характеристики. Нет, они могут быть прекрасными, но колодка при этом буквально «съедает» контртело – диск или барабан. Недаром в технических требованиях отдельным пунктом прописывают бережное отношение фрикционной накладки к контртелу. Поэтому надо выбирать правильные колодки.
Заклинивание суппорта, остаточное давление в тормозных контурах – да, все это вызывает остаточный контакт колодки и диска и неоправданный износ обоих поверхностей. Да и повышенный расход топлива, кстати. Выход тут один – ремонт системы на сервисе.
А вот любителям экстремальной езды с резкими торможениями и прохождением поворотов «на грани возможного» бороться с повышенным износом дисков проще. Надо лишь заказать спортивные тормозные системы – благо у производителей с мировыми именами такие компоненты всегда найдутся.
Вибрации
Глядя на инфографику, рассуждаем. Действительно, при появлении вибрации не следует сразу грешить на тормозную систему. Возможно, где-то есть недопустимые зазоры. Едем на сервис, проверяем подшипники ступиц, сайлент-блоки, да и вообще подвеску в целом. Не лишне осмотреть и колеса – вдруг колесные диски повреждены?
А потом тщательно изучаем тормоза – и прежде всего возможные нарушения геометрии тормозных дисков и барабанов. Они могут быть изначально некачественными, сделанными с нарушением технологии. И тогда биения и вибрации неизбежны – причем именно при торможении. Слышали про разнотолщинность дисков и овальность барабанов? Конечно, слышали. Рецепт тут один – замена на качественные компоненты..
Шум
И о завершающей позиции инфографики. Шум при торможении – интереснейшая тема. И прежде всего потому, что на многие вопросы так и нет ответов. Ясно одно: шумят не только колодки при трении о диск, а весь узел в целом. Поэтому бесполезно ставить новейшие колодки в устаревший суппорт – эффективного подавления шума не получится. А вот если вся система сделана на основе комплексных исследований, по науке, то и шум от нее будет минимальный.
И все же от колодок и дисков зависит очень многое. Сугубо «колодочный» шум снижают несколькими способами, но все они сводятся к подавлению резонансных частот. Назовем наиболее действенные: подбор рецептуры фрикционной смеси; изменение геометрии фрикционной накладки; нанесение полимерных покрытий на каркас (на противоположной от накладки стороне); нанесение специального слоя (подложки) между каркасом и накладкой – он повышает адгезию, уменьшает передачу тепла к суппорту и помогает бороться с шумом; крепление на каркасе противошумных пластин.
Что касается дисков, здесь важны правильные технологии, материалы и строгая геометрия. И конечно, подбор фрикционной пары «диск – колодка» от одного производителя.
Кроме того, необходимо следить за чистотой фрикционной поверхности, зазорами между колодкой и диском, их износом, искажением геометрии диска. А еще – за правильным монтажом колодки. Мастера, они тоже разные бывают. И безопасной вам дороги!
по материалам компании Brembo