Щетки DENSO проверили. Менять не будем…
Все началось с того, что нам в редакцию принесли для испытаний гибридные щетки стеклоочистителей DENSO Wiper Blade. И сказали: «У нас создалась дилемма. Про эти щетки много пишут – но либо реклам-щики, либо автовладельцы. Первые говорят только о том, что они отличные (что, конечно, правда – но кто сегодня безоговорочно верит рекламе?). А вторые просто сообщают, что поставили – и "они работают хорошо". А вы такие же водители, как и нормальные люди, – но, во-первых, журналисты, т.е. можете связно рассказать о том, что такое "они работают хорошо". А во-вторых, ваш журнал профессиональный: вы можете квалифицированно оценить преимущества наших щеток. Так что испытывайте их, как хотите.» Трудовой коллектив редакции «АБС-авто» переглянулся – и ответил: «Учтите, это будет не реклама. Испытывать щетки будем жестко. И что увидим на испытаниях, то и напишем честно: доверие наших читателей стоит слишком дорого. Собственно, объективность – это наш хлеб: журнал не литературный и читают нас не за "художественную красоту слога". Так что, смотрите, ребята.» Наше предупреждение было услышано, но уверенности не поколебало. Все согласились. Ну что же, поехали.
Вначале немного истории
Гибридные щетки были изобретены в 80-х годах ХХ века – как ответ на увеличение площади и кривизны ветровых стекол. Длина щеток для таких стекол тоже росла, и для обеспечения нормального прижима к стеклу инженерам приходилось вводить в их конструкцию все большее количество коромысел. А это делало щетки все более громоздкими и сложными. В результате ухудшалась обзорность, сложная конструкция с большим количеством подвижных соединений быстро «разбалтывалась». При высоких скоростях движения автомобиля щетки «свистели», и иногда их просто отбрасывало набегающим потоком воздуха. Есть и еще одна проблема, свойственная России: это снег. Кто из водителей не сталкивался с тем, что мощности электромоторчика не хватает, чтобы «протащить» громоздкие щетки по засыпанному снегом стеклу? Да и замерзают шарниры коромысел с унылой регулярностью – и щетка начинает «полосить». Собственно, решение лежало на поверхности – закрыть коромысла пластиковым аэродинамическим чехлом, который защитит механизм от воздействия осадков и создаст прижимную силу при скоростном движении. Но «просто» закрыть коромысла чехлом было бы паллиативным решением. И потому инженеры кардинально уменьшили высоту щетки, сделав ее невысокой и узкой, а аэродинамический чехол компактным и составным (что придавало конструкции гибкость при возросшей общей жесткости конструкции). Так что сегодня гибридная щетка – результат серьезных научных исследований, и при ее изготовлении используются современные технологии и оборудование.
Испытания
Нам было выдано три комплекта щеток, которые мы поставили на Citroen C-Crosser, Suzuki SX4 и Hyundai Solaris. Но просто ездить с новыми щетками мы не собирались. Потому определили круг вопросов, на которые нам были нужны ответы, а также условия, в которых щетки будут испытываться. Условий выбрали три: сухая погода, дождь и снег. Вопросов оказалось шесть. Скрипят ли эти щетки при движении? Равномерно ли прижимное усилие по всей поверхности стекла? Надежно ли убирают воду и грязь? Могут ли сдвинуть массу снега, накопившуюся на стекле? Обмерзают ли за ночь? Не шумят ли они при высокой скорости движения автомобиля? Владелец Citroen C-Crosser должен проверить работу DENSO Wiper Blade в сухую погоду: только так можно понять, скрипят ли они при работе, как «пенопласт по стеклу», обеспечивают ли равномерное прижатие резиновой ленты по всей поверхности ветрового стекла. Первое, что сделал «ситроеновод» – поворотом ключа включил электрику, но машину не завел. И запустил «дворники». Результат. Скрип есть, но тихий и не раздражающий. Причем не постоянный по всей траектории движения, а лишь в начале его из крайних положений. Объясняется это тем, что срез кромки резиновой ленты ровный, образующий два четких «лезвия». При перекладке щетки в крайних положениях эти «лезвия» меняются местами – и как бы «приспосабливаются» к поверхности. Кстати, после того как на стекло брызнули «омывайкой», звук при перекладке вообще исчез. Поскольку конструкция щетки жесткая, а прижатие равномерное (накопившуюся за ночь пыль со стекла щетка смахнула ровно и без пропусков), на кромке ленты не возникает зон ослабленного контакта со стеклом. А именно такие зоны и вызывают вибрации ленты – тот самый душераздирающий «пенопластовый» скрип. Suzuki SX4 достались испытания щеток в дождь. Таким образом, мы хотели проверить надежность и качество «осушения» ветрового стекла не только от дождевой воды, но и от грязи, летящей из-под колес других машин. Результат. Дождевую воду щетки убирают практически до сухого стекла, причем по всей траектории движения. Грязь, летящую из-под колес – также хорошо, не оставляя разводов. Но для чистоты эксперимента наш сотрудник решил покрыть стекло пеной, подкрашенной яркой краской (благо у него на даче сохранились еще бабушкины запасы мыла, а сын любит рисовать гуашью). Результат был положительным – чистое стекло, причем даже под концами щеток, находившихся в крайних положениях. Hyundai Solaris подвергся самому «тяжелому» испытанию: тем более, что замена щеток на нем пришлась как раз на первый в этом году снегопад – и стекло покрыл толстый слой влажного и липкого снега. Небольшое отступление: менять щетки в холод занятие неприятное. А если еще и под снегом, так вообще запоминающееся надолго. Но самое большое время в этом процессе заняло снятие старых щеток с крепления типа Hook или «крючок». Установка же DENSO Wiper Blade заняла три секунды на каждую щетку – очень удобная и простая клипса: надел и защелкнул. Однако возвращаемся к испытанию. После включения «дворников» щетки за два движения сгребли весь снег со всей ометаемой поверхности стекла, оставив чистое и практически сухое пространство. При этом не было слышно звука перегрузки электропривода. И причина такой «ударной» производительности, на наш взгляд, кроется в небольшой высоте самой щетки: она не сгребает перед собой валик снега, а скорее, «подрезает» его с поверхности стекла. Понятно, что потом придется убирать снег с капота и около стойки. Но поехать можно уже сразу, без предварительных «прыжков с метелкой» вокруг ветрового стекла. Причем щетка после двух-трех движений начинает поскрипывать в крайних точках, двигаясь по чистому стеклу. Кстати, после ночных заморозков щетки не обмерзли (коромысла скрыты под чехлом). Все три испытателя не отказали себе в проверке уровня шума и качества работы щеток на скорости около 100-120 км/час. Звука практически не было слышно, а встроенный в конструкцию небольшой спойлер прижимал их к стеклу плотно. И щетки очищали стекло на скорости надежно и качественно. Если говорить о недостатках щеток DENSO Wiper Blade – то, наверное, они есть. Но выявить мы их не смогли. Так что будем их испытывать и дальше: все трое сотрудников редакции ставить обратно «старые» щетки не намерены. Проверять так проверять!