Покажи мне свой словарь, и я скажу, кто ты
В журнале «АБС-авто» я покажу работу компании изнутри, открыто расскажу о своих провалах как руководителя, почему и как «Барклай Холдинг» раз за разом добивается успеха, и как использовать поражения себе на пользу. Буду рад, если это поможет людям добиться успеха и гармонии в жизни.
Хрупкость. Антихрупкость
Антихрупкие учатся всю жизнь и все оборачивают себе на пользу, хрупкие ждут, когда повезет, неуязвимые ждут, когда их закопают.
Определения хрупкости и антихрупкости появились сравнительно недавно и принадлежат Нассиму Талебу. Эти определения гораздо шире, чем просто физическая прочность. Эти понятия относятся к образу действий и поведению живых людей и целых систем. Хрупкие системы под влиянием новой информации, изменений не выдерживают и разрушаются, а антихрупкие – становятся лучше. Из этого понятно, что антихрупкость не имеет никакого отношения к физической прочности. Хрупкие системы могут быть очень прочными, но не выдержать небольшой неожиданной нагрузки.
Почему это важно?
Антихрупкость – важнейшее качество жизнеспособности любой компании. Компания – это совокупность работающих в ней людей, используемых процессов, правил общения с внешним миром, отношение к деньгам и внутренние ценности компании. Каждому руководителю и работнику я рекомендую очень хорошо разобраться в понятиях хрупкости и антихрупкости.
Мы любое действие начинаем оценивать по этим критериям. Интересно, что очень похожие действия имеют абсолютную разную направленность. Приведу простой пример: в мире антихрупкости поиск клиентов называется «холодными звонками», а людей, которым приходится это делать, опускают в низшую касту. В «Барклай Холдинге» это действие делается в мире антихрупкости и называется разведкой. Сотрудники, работающие на этом направлении, считаются специалистами высокой квалификации и ценятся очень высоко.
Как понять, в каком мире я сейчас нахожусь, спросите вы.
Ответом на этот вопрос и служит «словарь». Словарь – это совокупность проявлений человека во внешнем мире. Слова, интонации, построение фраз, первые реакции, выражение глаз, положение рук при разговоре и еще много других факторов. Не стоит думать, что это раздел психоаналитиков. Мы все очень хорошо можем это видеть и, главное, чувствовать. У кого есть собака, тот знает, что животные очень хорошо «читают» с нас наш словарь. У них стоит этому поучиться. В «Барклай Холдинге» это слово открыто произносится при разборе ситуаций и вся команда знает, что такое словарь, и не боится его анализировать.
Такой же подход используют ребята из «Бизнес Молодости», правда, не называют это словарем, а используют шокирующий пример: «У человека есть три даты: дата рождения, дата смерти и дата, когда тебя закопали».
«Бизнес Молодость»
В «Бизнес Молодость» не кинет камнем только ленивый. Ребята, приехавшие в Москву из Йошкар-Олы, за несколько лет добились такого успеха, о котором другие только мечтают. Они открыто говорят о своих доходах. Они проводят «Миллион за сто». Они предлагают купить 10% в вашем бизнесе, чтобы в случае успеха получить его весь.
Фантазеров это манит, как мотыльков на лампочку, реалистов раздражает неподдельная коммерциализация, праведников – захват душ паствы.
В Интернете завернулась настоящая война. Многие стали обвинять «Бизнес Молодость» в манипулировании, обмане, незаконном сборе данных. Сайт был заблокирован ведущими провайдерами как перехватывающий конфиденциальную информацию. Я сам получил на «Миллионе за сто» два обычных Excel-файла для организации управленческого учета. В этих файлах оказались скрытые закладки, отправляющие данные из файлов на их сервера.
Изменилось ли мое отношение к «Бизнес Молодости»? Нет, не изменилось. Волк – санитар леса. Если человек хочет обманываться, он сам найдет афериста. Если любая новая информация доставляет человеку боль, он превратится в труп. А если человек открыт, то из любой ситуации он извлечет выгоду. Что и делают Петр Осипов и Михаил Дашкиев.
Я – как все и не как все. Я фантазер, я реалист, я праведник. Одновременно. Это не соглашательство и не лицемерие. Многие меня осудят, а многие поймут. Это антихрупкость. Объяснить это нельзя. Это можно почувствовать. Интересно, что такое отношение к жизни описано в ведущих мировых религиях. Я рекомендую найти и прочитать книги Александра Меня и Сергея Лазарева, которые очень доступно это объясняют.
Что такое разбитые окна для автосервиса
Вы можете спросить, как предыдущие разделы относятся к вашему автосервису. В котором вы работаете, или которым вы руководите, или в котором вы – собственник?
Я говорю – относятся, и самым прямым образом. Если вы зайдете на главную страницу сайта «Барклай Холдинг», вы не найдете привычного развала с гаражным оборудованием. То, что мы предлагаем, должно не просто занять пространство в вашем автосервисе, а повысить вашу готовность к будущему. Повысить вашу антихрупкость. Не случайно под логотипом «Барклай Холдинг» у нас написано «Готовим автосервисы к будущему».
Вместо термина «гаражное оборудование» мы используем термин «рабочая среда». Цели, которые мы ставим, работая на проектом, звучат так: «Ваши клиенты. Ваша команда. Ваша прибыль». С нашей точки зрения, такой подход повышает устойчивость автосервиса перед изменениями, повышает антихрупкость. А вот лозунги на некоторых сайтах «найдете дешевле, вернем разницу» попахивают популизмом и скорее всего негативно отразятся на работе автосервиса. Наполняя автосервис дешевым хламом, вы неизбежно получите аналогичную команду и привлечете клиентов того же уровня.
Это и есть «разбитые окна для автосервиса».
Нормально, если вы сразу в это не поверите. Аналогичная ситуация произошла в Нью-Йорке в 1994 году, когда никто не верил, что в городе можно победить преступность, улучшая «городскую среду». Весь материал «Разбитые окна для автосервиса» вы можете прочитать на главной странице сайта «Барклай Холдинг» в нижней части страницы.
Я обещал откровенно рассказать, как команда «Барклай Холдинга» добивается успеха, и я выполню обещание. В следующих статьях на примерах из работы «Барклай Холдинга» я расскажу, что сработало и привело к успеху, а что оказалось испытанием для компании.
Быстро, но достоверно
Лучше всего начинать оценку бизнеса или фирмы, где вы работаете, со словаря. Расскажите мне в нескольких предложениях о себе, своей компании, своей команде. Если хотите задать вопросы, напишите их по электронной почте на мой адрес dbuyanov@barclay.ru.
Дмитрий Буянов, директор группы компаний «Барклай Холдинг»