Повреждения лакокрасочного покрытия. Следы жизни
![Повреждения лакокрасочного покрытия. Следы жизни](/photo/big/fm2pawby3oa2.jpg)
Сегодняшняя история начиналась довольно банально. В дилерский центр обратился владелец гарантийного автомобиля с претензией по состоянию кузова. Действительно, поверхность его машины имела весьма разнообразные дефекты: множественные мелкие, но грубые разнообразные царапины, локальные участки растрескивания слоя лака, наслоения инородного смолистого вещества, локальные срезы и другие нарушения лакокрасочного слоя кузова.
Осмотр авто специалистами ничего не дал. Иными словами, диагноз поставлен не был. Хозяин вел себя спокойно и корректно. В таких случаях дилер, как правило, старается погасить конфликт, взяв расходы по ремонту на себя вне зависимости от причины случившегося. К такому сценарию специалисты поначалу и склонялись. Но, то ли величина потерь при таком исходе (как-никак полный перекрас!) сыграла свою роль, то ли профессиональный интерес возобладал, но дилер решил провести независимую экспертизу кузова.
Что было дальше, узнаем из документа. С очень значительными сокращениями мы будем цитировать из него наиболее важные фрагменты. Начнем: «На разрешение экспертизы были поставлены вопросы:
1. Имеются ли повреждения лакокрасочного покрытия на капоте, крыше и крышке багажника автомобиля (модель, идентификационный номер)?
2. Каковы причины возникновения повреждений лакокрасочного покрытия капота, крыши и крышки багажника автомобиля?
3. Являются ли повреждения лакокрасочного покрытия капота, крыши и крышки багажника автомобиля повреждениями, возникшими вследствие эксплуатации автомобиля или являются дефектом производственного характера?
4. Если повреждения лакокрасочного покрытия капота, крыши и крышки багажника являются дефектом производственного характера, то являются ли они устранимыми и какова трудоемкость и стоимость проведения работ по их устранению?»
Полезно узнать, что в процессе исследования использовались следующие «технические средства:
• линейка металлическая 300 мм с ценой деления 0,5 мм;
• рулетка металлическая 3 м с ценой деления 1 мм;
• штангенциркуль электронный G100070 Electronic Digital Caliper с ценой деления 0,01 мм;
• толщиномер лакокрасочного покрытия CM-8828 Landmark Industrial Inc. USA с точность измерения 1 мкм;
• лупы с кратностью увеличения 2х, 6х, 10х, 14х, 20х, 30х;
• микроскоп оптический мод. FF-393 с кратностью увеличения 30х (Япония);
• микроскоп оптический Art. No 69-33000 Meade Instruments Europe GmbH & Co. KG с кратностью увеличения 60х, 80х, 100х;
• микроскоп цифровой DigiScope 201101434 Chronos с кратностью увеличения до 250х;
• набор карандашей "KOH-I-NOOR" с твердостью от 6В до 7Н тип 1500 (для определения твердости покрытия).
В ходе исследований производилась фотосъемка камерами PANASONIC LUMIX DMC-FZ100 , OLYMPUS С-7070 и цифровым микроскопом DigiScope 201101434 Chronos.»
Очень хотелось бы показать текст о дальнейших шагах автора работы целиком, но не имеем такой возможности. Причину читатель узнает чуть позже. Опустив терминологические и процедурные моменты, описанные в «Акте экспертного исследования», сразу перейдем к промежуточным результатам его работы. Так выглядят предварительные итоги исследований:
«Таким образом, в результате проведенного исследования установлено наличие следующих повреждений (или дефектов) лакокрасочного покрытия капота, панели крыши и крышки багажника:
1) мелкие разнонаправленные царапины глубиной в пределах толщины слоя лака;
2) срезы и сколы лакокрасочного покрытия на капоте и передней кромке крыши продолговатой формы продольного направления, глубиной до поверхности металла;
3) растрескивание слоя лака на хаотично расположенных локальных участках размером от 3 до 14 мм. Участки растрескивания расположены на горизонтальных поверхностях капота, панели крыши и крышки багажника.
Исследование твердости лакокрасочного покрытия кузова автомобиля
Твердость лакокрасочного покрытия проверялась методом теста "KOH-I-NOOR" в соответствии с ISO 15184: 1998 [23], ГОСТ Р 54586-2011 [24], ASTM D3363 [25] и [26, 30, 31]. Метод определения твердости лакокрасочного покрытия в соответствии с ГОСТ Р 52166-2003 (ИСО 1522: 1998) [22] применяется только на образцах и не может быть применен на кузове автомобиля.
Лакокрасочное покрытие кузова автомобиля обладает нормальной твердостью. Повышенная хрупкость лакокрасочного покрытия отсутствует. Версия о повышенной твердости и хрупкости лакокрасочного покрытия не подтверждается результатами исследования.
Исследование толщины лакокрасочного покрытия кузова автомобиля
Толщина комплексного лакокрасочного покрытия наружных поверхностей деталей кузова автомобиля контролировалась электронным толщиномером CM-8828 Landmark Industrial Inc. USA. Проверка нулевого значения прибора проводилась с помощью полированных пластин, входящих в комплект поставки. Контроль толщины лакокрасочного покрытия и калибровка прибора по эталонам, входящих в комплект поставки, проводились в соответствии с ГОСТ Р 51694-2000 [17]. Локальная толщина лакокрасочного покрытия определялась как среднее значение из результатов трех измерений с округлением результата до целых значений мкм (микрометра).
Анализ статистических характеристик толщины лакокрасочного покрытия показывает, что на всех частях кузова исследуемого автомобиля толщина лакокрасочного покрытия лежит в диапазоне от 101 до 142 мкм. Такой диапазон изменения локальной толщины покрытия является характерным для окраски кузова на технологической линии завода-изготовителя. Технологический разброс параметра составляет 41 мкм, что свидетельствует о высокой стабильности технологического процесса окраски кузова.
![Фото 1. Наслоение смолистого вещества
на панели крыши](/photo/big/rgcfxno6mbcs.jpg)
![Фото 2. Наслоение инородного вещества
на крышке багажника](/photo/big/acusy9xqq7mn.jpg)
![Фото 3. Наслоение инородного вещества
с крышки багажника удалено](/photo/big/z1l3wwzlfbws.jpg)
![Фото 4. Растрескивание лакокрасочного
покрытия капота. Наслоение инородного
вещества удалено](/photo/big/ndh5f9pkgyer.jpg)
Возможной причиной образования трещин в лакокрасочном покрытии может являться воздействие на локальные участки покрытия биологических или химических веществ. Практика исследования лакокрасочных покрытий и их дефектов показывает, что при попадании на окрашенные поверхности кузова продуктов жизнедеятельности растений или биологических продуктов животного происхождения возникают различные повреждения покрытия, в том числе и растрескивание. Это объясняется наличием в продуктах жизнедеятельности растений, насекомых, птиц и других живых существ кислот. При относительно длительном нахождении этих веществ на поверхности кузова происходит испарение воды, и концентрация кислоты возрастает. Ее воздействие на лакокрасочное покрытие кузова автомобиля в течение от нескольких дней до нескольких недель в зависимости от температуры, наличия атмосферных осадков и других факторов может приводить к образованию трещин в покрытии.
Проведенные исследования показывают, что трещины в лаке могут возникать уже через неделю воздействия птичьего помета. В специальной литературе описаны повреждения лакокрасочного покрытия, возникающие при воздействии на него продуктов биологического происхождения и агрессивных веществ, содержащихся в атмосфере.
Атмосферное воздействие охватывает большие площади, не локализуется на отдельных участках малого размера и воздействуют на все поверхности кузова – горизонтальные и вертикальные. Наслоения веществ биологического происхождения носят всегда локальный характер, и формируются такие наслоения, главным образом, на горизонтально расположенных поверхностях кузова (капот, панель крыши, горизонтальная часть крышки багажника). Именно на этих поверхностях кузова исследуемого автомобиля образовались локальные участки растрескивания лакокрасочного покрытия.
У исследуемого автомобиля на капоте, панели крыши и крышке багажника имеются участки с объемными и тонкими полупрозрачными наслоениями смолистых веществ (фото 1,2,3). После удаления наслоений на некоторых участках на местах удаленных наслоений имеются трещины в слое лака (фото 3, 4, 5).
Таким образом, установлено, что:
1 Капот, панель крыши и горизонтальная поверхность крышки багажника кузова автомобиля подвергаются воздействию инородных веществ смолистой консистенции, которые, попав на поверхность кузова, закрепляются на ней, не смываются водой. Для их удаления требуются специальные очищающие средства.
2 На лакокрасочном покрытии капота, панели крыши и горизонтальной поверхности крышки багажника имеются локальные участки растрескивания слоя лака.
3 Размер участков растрескивания лежит в диапазоне от 3 до 14 мм, трещины имеют длину в несколько десятых долей миллиметра.
4 Локальные участки растрескивания располагаются хаотично и только на горизонтальных поверхностях кузова.
5 Лакокрасочное покрытие кузова автомобиля не обладает повышенной твердостью и хрупкостью.
6 Толщина лакокрасочного покрытия равномерная и соответствует обычной толщине комплексного лакокрасочного покрытия, состоящего из слоя грунтовки, выравнивающего слоя, слоя базовой эмали и слоя лака, формируемого при окраске новых деталей кузова, или на металлических поверхностях, окрашиваемых после полного удаления первоначально нанесенного покрытия. Повышенная толщина лакокрасочного покрытия отсутствует.
![Фото 5. Растрескивание лакокрасочного
покрытия панели крыши. Наслоение
смолистых веществ удалено (объект в
поле зрения цифрового микроскопа)](/photo/big/g8hufmoh3jgs.jpg)
![Фото 6. Срез лакокрасочного покрытия
капота (съемка с помощью цифрового
микроскопа)](/photo/big/ed58v4g4dzyo.jpg)
![Фото 7. Срез и скол лакокрасочного
покрытия капота (съемка с помощью
цифрового микроскопа)](/photo/big/cqop5aedxg57.jpg)
![Фото 8. Растрескивание лакокрасочного
покрытия панели крыши, наслоение
смолистого вещества (объект в поле
зрения цифрового микроскопа)](/photo/big/sgeu4pqay8dr.jpg)
Результаты проведенного исследования свидетельствуют об отсутствии признаков производственного дефекта лакокрасочного покрытия. Причиной образования локальных участков растрескивания лакокрасочного покрытия капота, панели крыши и горизонтальной поверхности крышки багажника является агрессивное локальное химическое воздействие. Размер, форма и характер локализации участков растрескивания свидетельствует о том, что наиболее вероятной причиной возникновения повреждений является химическое воздействие веществ растительного или животного происхождения.
Такие повреждения наиболее часто возникают в теплое время года в связи с возрастающей жизненной активностью представителей растительного и животного мира. При повышенной температуре разрушительные процессы протекают активнее. Автомобили с лакокрасочными покрытиями темных цветов под воздействием солнечного света нагреваются до высоких температур. При высоких температурах разъедающая и диффузионная способность субстанций повышается. Длительное отсутствие дождей и нерегулярные мойки кузова автомобиля при теплой сухой погоде приводят к длительному воздействию агрессивных веществ на поверхность лакокрасочного покрытия. Испарение воды приводит к повышению концентрации кислот в продуктах жизнедеятельности растений и животных. На темных лакокрасочных покрытиях растрескивание видно достаточно отчетливо, а на светлых покрытиях такие же повреждения слабо различимы. Наибольшему воздействию веществ биологического происхождения подвергаются горизонтальные поверхности кузова.
Известно, что в настоящее время не существует материалов для окраски кузовов автомобилей, устойчивых к воздействию продуктов жизнедеятельности растений и животных. Агрессивное воздействие на лакокрасочное покрытие оказывают птичий и пчелиный помет, секреторные выделения насекомых и др. Наиболее агрессивным является птичий помет, содержащий ферменты, например, панкреатин, способный за короткое время при определенных условиях (температура, влажность) повредить лакокрасочное покрытие. Агрессивное воздействие оказывает и древесная смола.
Проведенное исследование лакокрасочного покрытия автомобиля и анализ специальной литературы показывает, что наиболее вероятной причиной возникновения растрескивания лакокрасочного покрытия на локальных участках капота, панели крыши и горизонтальной поверхности крышки багажника является химическое воздействие веществ биологического происхождения.
Вывод по первому вопросу
Лакокрасочное покрытие капота, панели крыши и крышки багажника автомобиля имеет мелкие царапины и локальные участки растрескивания; на капоте и панели крыши имеются локальные срезы и сколы лакокрасочного покрытия до металла.
Вывод по второму вопросу
Царапины, срезы и сколы лакокрасочного покрытия являются следствием внешнего механического воздействия твердых предметов с острыми кромками и вершинами (фото 6). Причиной растрескивания лакокрасочного покрытия капота, панели крыши и горизонтальной поверхности крышки багажника является химическое воздействие агрессивных веществ на внешнюю поверхность лакокрасочного покрытия ( фото 7, 8).
Вывод по третьему вопросу
Повреждения лакокрасочного покрытия капота, панели крыши и крышки багажника автомобиля являются эксплуатационными повреждениями и не являются дефектами производственного характера.
Вывод по четвертому вопросу
Все повреждения лакокрасочного покрытия носят эксплуатационный характер и не являются производственными дефектами. В связи с этим вопрос № 4 утрачивает логический смысл.»
На самом деле полный документ экспертизы включает 17 страниц текста, более 20 фотографий, несколько таблиц и технических рисунков. Кстати, достоверная статистика по спорам в связи с состоянием автомобиля говорит, что количество претензий к кузову составляет весьма существенную долю! В основе этих обстоятельств лежит масса факторов, среди которых менталитет (и здесь менталитет!) россиянина значится не на последнем месте. По отношению к автомобилю вообще, а к кузову – в особенности. Начиная работу над материалом, как мы уже говорили, авторы планировали разместить максимально возможный объем информации по этому делу. Она целиком рвалась на страницы автосервисного издания. Но возможности журнала ограничены – разместили что смогли. Заинтересованный читатель сможет найти полную версию «Акта экспертного исследования» на нашем сайте www.abs.msk.ru в дополнениt к названной статье электронной версии журнала. Полезного вам чтения.
![Иллюстрации из «Каталога повреждения лакокрасочных покрытий. VOGEL.» (П. фон ден Керкхофф, Г. Хааген. Третий Рим. М., 2004)](/photo/big/nn1z4ycickc3.jpg)
Использованная нормативная документация и литература
1. Федеральный закон "О техническом регулировании" (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 9 мая 2005 года N 45-ФЗ (Российская газета, N 100, 13.05.2005); Федеральным законом от 1 мая 2007 года N 65-ФЗ (Российская газета, N 98, 11.05.2007); Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ (Российская газета, N 272, 05.12.2007); Федеральным законом от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ (Российская газета, N 158, 25.07.2008) (вступил в силу с 1 января 2009 года); Федеральным законом от 18 июля 2009 года N 189-ФЗ (Российская газета, N 136, 24.07.2009); Федеральным законом от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ (Российская газета, N 226, 27.11.2009); Федеральным законом от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ (Российская газета, N 255, 31.12.2009); Федеральным законом от 30 декабря 2009 года N 385-ФЗ (Российская газета, N 255, 31.12.2009); Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 243-ФЗ (Российская газета, N 220, 30.09.2010).
2. Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств (утвержден постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. N 720, вступает в силу 23 сентября 2010 г.) с изменениями.
3. ГОСТ Р ИСО 9000-2008 Система менеджмента качества. Основные положения и словарь.
4. ГОСТ 15467-79 Управление качеством продукции. Термины и определения.
5. ГОСТ Р 53480-2009 Надежность в технике. Термины и определения.
6. ГОСТ 27.002-89 Надежность в технике. Основные понятия, термины и определения.
7. Грановский Г.Л. Основы трасологии. Библиотека судебного эксперта. Изд.2. М.: "Наука", 2006.
8. Майлис Н.П. Судебная трасология. Изд. "Экзамен", М., 2003г.
9. Коршунов В.М. Следы на месте происшествия. Обнаружение, фиксация, изъятие. Изд. "Экзамен", М.: 2001.
10. BOSCH. Автомобильный справочник. "За рулем", 1999.
11. ГОСТ 28246-2006. Краски и лаки. Термины и определения.
12. ГОСТ 9.072-77 ЕСЗКС. Покрытия лакокрасочные. Термины и определения.
13. ГОСТ 9.032-74. ЕСЗКС. Покрытия лакокрасочные. Группы, технические требования и обозначения.
14. ГОСТ 23852-79. Покрытия лакокрасочные. Общие требования к выбору по декоративным свойствам.
15. ГОСТ 9.407-84. Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Метод оценки внешнего вида.
16. ГОСТ 9.105-80 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Классификация и основные параметры методов окрашивания.
17. ГОСТ Р 51694-2000 Материалы лакокрасочные. Определение толщины покрытия.
18. ГОСТ 29319-92 Материалы лакокрасочные. Метод визуального сравнения цвета.
19. ГОСТ 16976-71 Покрытия лакокрасочные. Метод определения степени меления.
20. ГОСТ 15140-78 Материалы лакокрасочные. Методы определения адгезии.
21. ГОСТ 5233-89 Материалы лакокрасочные. Метод определения твердости покрытий по маятниковому прибору.
22. ГОСТ Р 52166-2003 (ИСО 1522: 1998) Материалы лакокрасочные. Определение твердости покрытия по времени уменьшения амплитуды колебаний маятника.
23. ISO 15184: 1998 Краски и лаки. Определение твердости пленки по карандашной шкале.
24. ГОСТ Р 54586-2011 Материалы лакокрасочные. Метод определения твердости покрытия по карандашу.
25. ASTM D3363 - 05(2011) e2 Standard Test Method for Film Hardness by Pencil Test.
26. Лакокрасочные материалы и покрытия. Теория и практика: пер. с англ./ Под ред. Р. Ламбурна – СПб.: Химия, 1991. – 512 с.
27. Карякина М.И. Испытание лакокрасочных материалов и покрытий. – М.: Химия, 1988. – 272 с.
28. Беляев А.В. и др. Криминалистическая экспертиза современных автомобильных лакокрасочных покрытий. Методические рекомендации. М., 1998.
29. Петер фон ден Керкхофф, Гельмут Хааген. Каталг повреждения лакокрасочных покрытий. VOGEL. "Третий Рим", М.: 2004.
30. Российская Автотранспортная Энциклопедия. Том.3. М.: 2000.
31. Исследование недостатков легковых автомобилей отечественных моделей, находящихся в эксплуатации. (Методическое руководство для экспертов и судей). М.: 2006.
32. Митричев В.С., Хрусталев В.Н. Основы криминалистического исследования материалов, веществ и изделий из них. "Питер", 2003.
33. Сысоев Э.В. и др. Криминалистическое исследование материалов, веществ и изделий. Изд. ТГТУ, Тамбов, 2007.
34. ГОСТ 50779.10-2000 Статистические методы. Вероятность и основы статистики. Термины и определения.
35. NIPPON PAINT Авторемонтные покрытия. Техническая документация 2011.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ НОРМАТИВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ И ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный закон "О техническом регулировании" (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 9 мая 2005 года N 45-ФЗ (Российская газета, N 100, 13.05.2005); Федеральным законом от 1 мая 2007 года N 65-ФЗ (Российская газета, N 98, 11.05.2007); Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ (Российская газета, N 272, 05.12.2007); Федеральным законом от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ (Российская газета, N 158, 25.07.2008) (вступил в силу с 1 января 2009 года); Федеральным законом от 18 июля 2009 года N 189-ФЗ (Российская газета, N 136, 24.07.2009); Федеральным законом от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ (Российская газета, N 226, 27.11.2009); Федеральным законом от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ (Российская газета, N 255, 31.12.2009); Федеральным законом от 30 декабря 2009 года N 385-ФЗ (Российская газета, N 255, 31.12.2009); Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 243-ФЗ (Российская газета, N 220, 30.09.2010).
2. Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств (утвержден постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. N 720, вступает в силу 23 сентября 2010 г.) с изменениями.
3. ГОСТ Р ИСО 9000-2008 Система менеджмента качества. Основные положения и словарь.
4. ГОСТ 15467-79 Управление качеством продукции. Термины и определения.
5. ГОСТ Р 53480-2009 Надежность в технике. Термины и определения.
6. ГОСТ 27.002-89 Надежность в технике. Основные понятия, термины и определения.
7. Грановский Г.Л. Основы трасологии. Библиотека судебного эксперта. Изд.2. М.: "Наука", 2006.
8. Майлис Н.П. Судебная трасология. Изд. "Экзамен", М., 2003г.
9. Коршунов В.М. Следы на месте происшествия. Обнаружение, фиксация, изъятие. Изд. "Экзамен", М.: 2001.
10. BOSCH. Автомобильный справочник. "За рулем", 1999.
11. ГОСТ 28246-2006. Краски и лаки. Термины и определения.
12. ГОСТ 9.072-77 ЕСЗКС. Покрытия лакокрасочные. Термины и определения.
13. ГОСТ 9.032-74. ЕСЗКС. Покрытия лакокрасочные. Группы, технические требования и обозначения.
14. ГОСТ 23852-79. Покрытия лакокрасочные. Общие требования к выбору по декоративным свойствам.
15. ГОСТ 9.407-84. Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Метод оценки внешнего вида.
16. ГОСТ 9.105-80 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Классификация и основные параметры методов окрашивания.
17. ГОСТ Р 51694-2000 Материалы лакокрасочные. Определение толщины покрытия.
18. ГОСТ 29319-92 Материалы лакокрасочные. Метод визуального сравнения цвета.
19. ГОСТ 16976-71 Покрытия лакокрасочные. Метод определения степени меления.
20. ГОСТ 15140-78 Материалы лакокрасочные. Методы определения адгезии.
21. ГОСТ 5233-89 Материалы лакокрасочные. Метод определения твердости покрытий по маятниковому прибору.
22. ГОСТ Р 52166-2003 (ИСО 1522: 1998) Материалы лакокрасочные. Определение твердости покрытия по времени уменьшения амплитуды колебаний маятника.
23. ISO 15184: 1998 Краски и лаки. Определение твердости пленки по карандашной шкале.
24. ГОСТ Р 54586-2011 Материалы лакокрасочные. Метод определения твердости покрытия по карандашу.
25. ASTM D3363 - 05(2011) e2 Standard Test Method for Film Hardness by Pencil Test.
26. Лакокрасочные материалы и покрытия. Теория и практика: пер. с англ./ Под ред. Р. Ламбурна – СПб.: Химия, 1991. – 512 с.
27. Карякина М.И. Испытание лакокрасочных материалов и покрытий. – М.: Химия, 1988. – 272 с.
28. Беляев А.В. и др. Криминалистическая экспертиза современных автомобильных лакокрасочных покрытий. Методические рекомендации. М., 1998.
29. Петер фон ден Керкхофф, Гельмут Хааген. Каталг повреждения лакокрасочных покрытий. VOGEL. "Третий Рим", М.: 2004.
30. Российская Автотранспортная Энциклопедия. Том.3. М.: 2000.
31. Исследование недостатков легковых автомобилей отечественных моделей, находящихся в эксплуатации. (Методическое руководство для экспертов и судей). М.: 2006.
32. Митричев В.С., Хрусталев В.Н. Основы криминалистического исследования материалов, веществ и изделий из них. "Питер", 2003.
33. Сысоев Э.В. и др. Криминалистическое исследование материалов, веществ и изделий. Изд. ТГТУ, Тамбов, 2007.
34. ГОСТ 50779.10-2000 Статистические методы. Вероятность и основы статистики. Термины и определения.
35. NIPPON PAINT Авторемонтные покрытия. Техническая документация 2011.