Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Премьер-лига авторемонтных ЛКМ. Трудности выбора сегмента

Премьер-лига авторемонтных ЛКМ. Трудности выбора сегмента

Проблема выбора лакокрасочной системы для оснащения автосервиса присутствовала всегда. И сегодня она не потеряла своей актуальности. Более того, мировой кризис, пришедший и на российские авторемонтные площадки, внес и продолжает вносить свои коррективы. Сегодня мы поговорим о различных системах ЛКМ именно в этом ключе.

Для начала обозначим круг игроков, занятых в обеспечении кузовных производств материалами для ремонта. Специалисты их делят на три сегмента: премиум, средний и бюджетный. Такая иерархическая терминология используется не всеми, но с делением всего сообщества поставщиков ремонтных ЛКМ на три основные группы согласно большинство. Профессионалы определяют их как А, В и С-сегменты.

По мнению авторитетного издания Discovery Research Group, доли каждого сегмента на мировом рынке составляют 25, 45 и 30% соответственно. Рынок автомобильных ЛКМ до сих пор выходит из кризиса. Тем не менее в будущем есть потенциал для роста его объема, который будет связан с увеличением потребления ЛКМ премиум и среднего сегментов. Данные по российскому авторемонтному рынку, по подсчетам отечественных аналитиков, имеют существенные отличия от мировых. Так, на премиум приходится 32%, средний – 53%, бюджет – 15%. Не будем сегодня рассматривать ситуацию в секторе «бюджет», а обратим все внимание на двух первых участников, составивших вместе более 85% поставок на национальный рынок авторемонтных ЛКМ. Если отнести прогнозы мировых аналитиков к национальным автосервисным реалиям, то согласимся, что активность игроков и премиум, и среднего сегментов повысилась особенно в посткризисные годы. Необходимость рынка услуг в менее дорогих материалах позволила игрокам среднего сегмента серьезно потеснить премиальные бренды прежде всего на крупных дилерских кузовных площадках. А чем отвечает премиум-сегмент?

С просьбой рассказать об этом редакция «АБС-авто» обратилась к Николаю Бычкову, заместителю директора компании Business Саг Refinish – официального импортера Nippon Paint Со. (Япония) в Российской Федерации.

Николай Бычков, заместитель директора компании Business Car Refinish, представляет
авторемонтные материалы для окраски Nippon Paint
Николай Бычков, заместитель директора компании Business Car Refinish, представляет авторемонтные материалы для окраски Nippon Paint

Николай: Для начала, давайте определимся с терминами и разберемся с особенностями, достоинствами и недостатками каждого сегмента продукции ЛКМ. Почему высший разряд ЛКМ для автомобильных покрытий мы называем «премиум»? В переводе с английского это слово означает «премия», т.е. дополнительный бонус. Давайте об этом и поговорим. Естественно, информация о производителях ЛКМ группы премиум будет базироваться прежде всего на моих знаниях о продукции компании Nippon Paint, чей бренд я и представляю.

Итак, поговорим о производителях ЛКМ. Я бы начал с того, что в мире существуют всего несколько компаний, изготавливающих сырье для цветовых пигментов. Они, как правило, базируются в регионах, имеющих залежи природного минерального сырья для производства красителей. Компании, которые мы знаем как производителей лакокрасочных материалов, доводят цветовые составы на основе минерального или химического сырья до готового продукта. То есть цветовая основа для получения автомобильной эмали у всех поставщиков ЛКМ почти одна и та же. А вот технология создания из нее оригинальной краски и есть ноу-хау каждой компании. В первую очередь сказанное имеет отношение к связующему пигментов. Способ его производства и химический состав являются секретом и имеют патентную защиту. Задача разработчика эмали – обеспечить ее стабильность по многим параметрам. Это и размер зерна, и ее цветовые особенности, и многое другое. Но из множества требований, которые предъявляются к готовому материалу, пользователь конечного продукта выделяет уровень стабильности параметров как наиважнейший. Потому что в деле, для которого она (краска) создается, самым важным критерием ее оценки считается степень соответствия восстановленной с ее помощью поверхности оригиналу. Разработка такой технологии, как вы понимаете, весьма непроста и затратна. Хороший продукт всегда стоит недешево, это только в рекламных слоганах бывает наоборот.

АБС: С высокими технологиями понятно, а по составу и количеству компонентов в системе есть разница?

Николай: Линейка полного комплекта продуктов премиум-класса – от первичных грунтов до покровных лаков – всегда гораздо шире. Конечно, в ассортименте среднего сегмента все это тоже присутствует, но в усеченном варианте. Для примера обратимся к покровным лакам. У среднего сегмента их не более 5-7, в производственной линейке ремонтных лаков премиум-брендов их более 10. Не говоря уже о специальных: керамических, самовосстанавли-вающихся, UV и др. Пойдем по ассортименту дальше. Спектр тонеров флагманской линейки пах Admila Alpha от Nippon Paint включает 54 цветовых тонера. Черных среди них 5, в других микс-системах – 2, максимум 3. Далее, в системе имеются 22 наименования «метал-ликов», 4 цветных «металлика» – что крайне редко можно встретить в программах среднего сегмента. По «перламутрам» картина такая: всего их в системе Nippon Paint – 38, ксирал-ликов – синтетических «перламутров» – 17, у производителя среднего сегмента их – 5-6.

Изначально краски не делятся
на сегменты
Изначально краски не делятся на сегменты

Слабоконцентрированных тонеров – 11, в любой окрасочной системе, как премиум-класса, так и среднего сегмента, они отсутствуют совсем. Итого линейка NP включает 154 тонера. В среднем сегменте их около 60-65.

АБС: Насколько оправдано такое разнообразие материалов? Ведь это может приводить потребителя к вынужденному увеличению складских запасов?

Николай: И да, и нет. В конечном счете маляр заказывает у колориста определенный объем краски. И ему абсолютно безразлично, из какого количества пигментов она собрана. Главное, чтобы краска была предоставлена как можно скорее, а отремонтированная поверхность гарантированно соответствовала бы заводскому покрытию авто. А вот для колориста наличие большого количества тонеров – несомненное подспорье в работе, чем больше инструментов, тем выше качество и скорость цветоподбора. То есть приоритет за экономией времени, за эффективностью производства.

Большое количество тонеров —
признак системы премиум-класса
Большое количество тонеров — признак системы премиум-класса

АБС: Используются ли материалы Nippon Paint на конвейере, и в чем разница между заводскими и ремонтными покрытиями?

Точность взвешивания — до сотых…
Точность взвешивания — до сотых…

Николай: Как правило, автомобильные заводы почти на 100% используют при окраске материалы известных в авторемонте премиум-брендов. Так, например, выглядит «география» и доля Nippon Paint на японских заводах: Honda – 25% (завод в г. Yachiyo – 35%, завод в г. Sayama – 25%, завод в г. Suzuka – 15%), Toyota, Subaru – 40%, Mazda – 90% (100% – на заводах Mazda в Таиланде, 80% – на заводах Mazda в Китае). Материалы для ремонтных покрытий являются адаптированным аналогом OEM (Original Equipment Materials) – автомобильных конвейерных покрытий. Это во многом говорит само за себя. Средний же сегмент ориентирован исключительно на рынок авторемонта. Нельзя сказать, что это хорошо или плохо, но поставщики краски на конвейер зачастую сами разрабатывают новые цвета для автопроизводителей и вносят в них эксклюзивные компоненты, которые отсутствуют в среднем сегменте. Это прежде всего относится к кси-ралликам. Соответственно в автосервисе это отражается на технологии цветоподбора.

АБС: Существуют ли отличия в техподдержке между брендами ЛКМ среднего и высшего сегментов?

Николай: Весьма существенным отличием продукции премиум-класса является его более серьезное техническое сопровождение. Крупные дистрибьюторы авторемонтных ЛКМ премиум-брендов уже давно открыли учебные центры для системного обучения своих потребителей в применении материалов. В среднем сегменте в большинстве случаев дела обстоят далеко не так. Особенно это касается региональных партнеров.

АБС: Отличается ли уровень технического оснащения потребителей материалов разных сегментов?

Николай: Отличие следует искать и в инструментах, применяемых в лаборатории. В Nippon Paint используются высокоточные лабораторные весы пах SYNERGY SCALE. Их точность составляет 0,01 г. Важным отличием названного устройства является возможность ввода данных через QR-сканер. В среднем секторе сегмента используют весы с точностью 0,1 г, что сильно влияет на возможности по изготовлению минимального количества краски. Цветовые веера имеют значительно большее количество вариантов формулы близких оттенков – иногда до 20-25. Лепестки вееров выполнены методом реального напыления, в отличие от полиграфии большинства вееров и фандеков среднего сегмента. Если дальше говорить об оснащении лаборатории, то Nippon Paint может предложить спектрофотометр, дополнительно имеется возможность поиска формул на сайте производителя, обновление цветовой документации и рассылка пользователям проводится один раз в квартал. Высокое качество формул Nippon Paint делает процесс цветоподбора более точным, поскольку в заводских красках используются те же пигменты, что и в ремонтных.

АБС: Каким Вам видится будущее сектора российского автомобильного рынка, о котором мы говорили?

Николай: По прогнозам аналитиков, мировое производство автомобилей так или иначе будет расти: если в 2010 году было выпущено 60 млн шт., то к 2015 году ожидается 80 млн, а к 2020 году – уже 90 млн. Соответственно вырастет и потребление ремонтных ЛКМ. Рынок автомобильных красок еще не достиг своей зрелости, и есть место для будущего роста и насыщения.

АБС: А как, на Ваш взгляд, будут конкурировать премиум и средний сегменты?

Синтетические перламутры —
ксираллики
Синтетические перламутры — ксираллики

Николай: Полагаю, что национальный рынок автосервисных услуг, несмотря ни на что, имеет тенденцию к расширению. Причем это относится как к площадкам официальных дилеров, так и к независимым игрокам. В настоящее время продолжается развитие рынка ЛКМ среднего сегмента, начавшееся в кризисный период. Однако рост продаж новых автомобилей, ремонтом которых занимается преимущественно дилерский бизнес, по-прежнему дает стимул для роста сегмента ЛКМ класса «премиум». В кризисный период, как сообщают мировые авторитетные источники – и мы тоже давно это заметили на примере нашего рынка, – борьба за место под солнцем между игроками премиум-сегмента и средним характеризуется встречными векторами усилий. Производители «премиума» разрабатывают новые технологии и продукты для удешевления себестоимости услуг по кузовному ремонту, а их коллеги из среднего сегмента стремятся расширить продуктовые линейки и развить комплексное техническое сопровождение бренда, подтягиваясь по своим возможностям к первым.

АБС: Насколько отличается стоимость одной и той же услуги кузовного ремонта техцентра, работающего с окрасочной системой премиум-класса, от ее аналога из среднего сегмента?

Спектрофотометр теперь обязательный
элемент лаборатории цветоподбора
Спектрофотометр теперь обязательный элемент лаборатории цветоподбора

Николай: В себестоимости любой услуги главное место занимает оплата труда исполнителя. Это в полной мере относится и к кузовному производству. А в окраске, помимо того, есть еще масса дополнительных факторов, среди которых стоимость самих ЛКМ играет далеко не главную роль. Скажу больше: только неправильная организация рабочего пространства в малярном цехе может ежемесячно «съедать» разницу в цене между брендом на продукт подешевле и премиум-класса. А понятие «техническая поддержка» включает одно из главных достоинств современного лакокрасочного бренда. Об этом многие забывают. Естественно, и эффективность материалов может существенно повлиять на успешность цеха и предприятия в целом. Вообще мы считаем, что многие руководители автосервисных предприятий не всегда умеют правильно оценить «участие» лакокрасочных материалов в организации эффективности производства. Вполне может так случиться, и тому у нас есть неоднократные подтверждения, что кузовное производство после перехода со среднего бренда ЛКМ на премиум, увеличивало свою эффективность. Есть и такие примеры, когда в одном кузовном цехе уживаются две системы: средняя и премиум.

АБС: И напоследок еще один вопрос. Насколько я знаю, у Nippon Paint также имеется линейка материалов среднего сегмента, каковы ее перспективы?

Николай: Совершенно верно. У Nippon Paint есть «средняя» линейка. Она в полной мере впитала основные достоинства флагманской системы. На российском рынке она пока не представлена. В настоящее время мы изучаем возможность ее поставки в РФ. Надеюсь, в ближайшем будущем мы расскажем читателям журнала об ее особенностях и конкурентных преимуществах.

  • Владимир Смольников, редактор, издатель

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены