Продать за 60 секунд
Ведущие торговые интернет-площадки нащупали новую золотую жилу – они готовы предложить для заказа клиентам запчасти и автомобили. Как полагают эксперты, в первую очередь от этого пострадают дилеры и известные торговые сети. Со временем тенденция может проявиться и в России.
Один из крупнейших интернет-магазинов в мире, Amazon.com, собрался нарастить сбыт автозапчастей. Для этого компания заключила договоры с рядом ведущих поставщиков компонентов на территории Соединенных Штатов. В результате, сообщают местные СМИ, поставщики смогут заняться реализацией товаров напрямую через интернет-площадку.
Таким образом Amazon.com становится прямым конкурентом специализирующихся на продаже запчастей торговых сетей, таких как Autozone, Advance Auto Parts, O’Reilly Auto Parts и других. При этом в последние годы на американском рынке отмечается увеличение объемов реализации автотоваров на фоне роста популярности онлайн-продаж.
Старость – для афтемаркета радость
Объем товаров и услуг, представленных на рынке постгарантийного обслуживания США, оценивался в 2015 году в 68 млрд долл. Если объем реализации самих транспортных средств увеличивался в последние годы в среднем на 1%, то продажи компонентов крупными торговыми сетями – на 7% в год. Такому разбросу поспособствовало старение автопарка страны.
При дальнейшем углублении в статистику становится видно, что значительная доля запчастей была приобретена посредством электронной коммерции. Через Интернет в прошлом году реализовали на 16% больше товаров по сравнению с 2015 годом, а объем продаж достиг 7,4 млрд долл.
В качестве конкурентного преимущества Amazon предложит удобство и более низкие цены. Согласно данным издания Business Insider, аккумулятор в магазинах сети AutoZone стоит 216 долл., тогда как интернет-площадка предлагает его за 166 долл.
Кроме того, Amazon может предложить доставку в день заказа для жителей 40 американских городов. Наконец, выход в автомобильный сегмент в недалеком будущем способен помочь интернет-магазину торговать транспортными средствами.
У компании уже есть подобный опыт, в ноябре возможность купить машину через Интернет появилась у итальянцев. Теперь же аналитики ждут аналогичных шагов на американском рынке, где площадка будет работать с рядом дилеров.
Продавать машины через Интернет начали до Amazon. Недавно собственную платформу для покупки автомобилей под названием CarSaver представила крупнейшая розничная сеть мира Walmart. Однако работа с запчастями способна помочь Amazon собрать данные о потребительских предпочтениях тех, кто заказывает компоненты для транспортных средств через Всемирную паутину.
Аналитики говорят о том, что электронная коммерция стала особо популярна в последние несколько лет благодаря гигантам Amazon и Alibaba. Некоторые рассматривают интернет-торговлю как будущее ритейла, ведь именно в данном секторе отмечается заметный рост реализации.
Как показало исследование Business Insider, в 2016 году американцы потратили около 385 млрд долл. на онлайн-покупки, к 2020 году этот показатель вполне способен удвоиться.
Всего за год количество интернет-покупателей выросло на 20 млн человек. Мало того, эти покупатели и тратят теперь больше. Так, в I квартале 2015 года жители США оставили в интернет-магазинах 61 млрд долл., а за первые три месяца 2016 года – уже 68 млрд долл. Наконец, увеличилась и частота покупок.
Агрессивные решения
Данная тенденция характерна не только для США. Похожие тренды фиксируются в таких разных странах, как Дания и Индия. В последней, по данным компании Frost & Sullivan, производители оригинального оборудования для автомобильного рынка агрессивно проталкивают решения в области электронной коммерции для привлечения новых клиентов, которым необходим ремонт или техническое обслуживание транспортного средства. А данная сфера приносит индийским дилерам до 40% прибыли.
Основной канал сбыта оригинального оборудования – это продажа запчастей для автомобилей не старше трех лет. Ожидается, что данный сегмент сократится с текущих 36% до 27% к 2022 году. В то же время реализация в сегменте транспортных средств старше 10 лет увеличится с 26 до 42%.
Поскольку владельцы таких авто часто ищут дешевые гаражные сервисы, производители оригинального оборудования могут переориентировать бизнес-модели. Приоритетным направлением станет сбыт товаров не через официальных дилеров, а через каналы афтемаркета.
Больше возможностей – выше лояльность
Многие OEM-компании агрессивно проталкивают альтернативные каналы в виде электронной коммерции для привлечения новых клиентов, нуждающихся в обслуживании и ремонте машин. Стоит отметить, что на данные услуги индийских дилеров приходится 40% прибыли.
Такие компании, как Toyota и Mahindra, уже ищут способ повысить качество обслуживания клиентов, с тем чтобы последние использовали оригинальные запчасти всегда и везде. Немаловажная роль отводится удобству пользования услугами.
По словам экспертов, производители оригинального оборудования создают новые каналы и платформы для постпродажного обслуживания, с тем чтобы повысить лояльность потребителей и охват аудитории. Делается это с помощью продаж автозапчастей через Интернет, онлайн-записи на обслуживание, мобильных приложений и решений в области телематики.
Дилеры против частников
Для увеличения объемов сбыта поставщикам компонентов и оборудования необходимо предлагать экспресс-обслуживание в удобном для клиентов расположении, мобильные сервисы, программы оптовых закупок оригинальных запчастей. Также важно наличие авторизированных мастерских вне дилерских каналов.
Ведь для тех, кто занимается оказанием услуг по установке оригинальных запчастей, конкурентами выступают крупные сети, например Mahindra First Choice и Bosch. Владельцы возрастных транспортных средств предпочитают недорогие мультибрендовые сети. Не в пользу дилеров и стоимость работ. Этот показатель на 40–60% выше по сравнению с независимыми мастерскими и на 20–30% по сравнению с сетевыми станциями технического обслуживания.
Эксперты ожидают, что самой заметной тенденцией среди дилерских сетей станет использование телематических решений, удаленного ремонта и заблаговременные предупреждения о необходимости технического обслуживания.
Автомобиль в один клик
Как уже отмечалось, новые каналы продаж тестируют не только производители запчастей, но и автопроизводители. К примеру, в Дании с декабря через Интернет можно купить малолитражку от Volkswagen. Модель Up! доступна для покупки через датскую версию сайта VW. Расплатиться предлагается кредиткой или с помощью приложения от одного из местных банков. Немецкий производитель обязуется, в свою очередь, доставить машину новому владельцу в течение 10 дней.
Как сообщает издание eMarketer, Дания была выбрана для обкатки электронной коммерции неспроста. Местные жители известны как ярые поклонники онлайн-покупок. Согласно прогнозам, к 2017 году страна выйдет на второе место по количеству онлайн-заказов на человека. Так, больше 75% населения в возрасте от 14 лет и старше совершит хотя бы одну покупку во Всемирной сети за год.
Конечно, пока еще рано говорить о том, что датские онлайн-покупатели массово переключатся с приобретения одежды, аксессуаров и электроники в Интернете на машины. Кстати, в отличие от Индии возможность покупки во Всемирной сети запчастей и дополнительного оборудования не вызвало массового интереса в стране.
Возможно, это объясняется более высокими доходами населения, которое не видит особой необходимости экономить на ремонте транспортных средств. И тем не менее эксперты положительно оценили решение VW продавать Up! онлайн. Тем более, что в других странах сегмент переживает бум.
Запчасти на миллионы долларов
Так, финансовый отчет поставщика интернет-платформ для торговли в Интернете RevolutionParts свидетельствует о резком росте спроса на данные услуги. Компания сообщила, что с момента запуска в 2013 году с помощью ее продукта было обработано заказов на 300 млн долл.
Если посмотреть на динамику продаж, то о первом существенном достижении RevolutionParts сообщила в мае 2015 года. Тогда стоимостный объем реализованных с помощью платформы запчастей достиг отметки в 100 млн долл.
Спустя полтора года компания более чем в 2 раза увеличила штат сотрудников, открыла представительство на eBay и заключила соглашения о партнерстве с сотней новых дилерских центров. Только в 2016 году платформа позволила продать товаров на 140 млн долл.
Сейчас, по информации компании, продуктом от RevolutionParts пользуются более 600 дилерских центров, количество уникальных пользователей платформы превышает 41 млн человек в год, а средняя выручка дилера от торговли через Всемирную сеть составляет 360 тыс. долл. за 12 месяцев.
Интернет для всех
Примечательно, что электронная коммерция вызывает одинаково большой интерес как у бизнеса, так и конечных потребителей. Об этом свидетельствуют данные недавнего исследования торговой площадки eBay.
Как показали результаты, новые технологии способствуют тому, что покупатели все больше используют Интернет для получения информации об автомобилях и приобретения транспортного средства. Большинство потребителей (63%) с очень большой/большой степенью вероятности купят машину через онлайн-магазин в будущем.
Среди причин, побуждающих приобретать авто во Всемирной сети, респонденты выделили удобство, низкие цены, разнообразие и доступ к большему количеству опций. Кроме того, когда речь заходит об оснащении, как мужскую, так и женскую часть аудитории больше всего волнуют вопросы цены, надежности и безопасности.
Помимо прочего оказалось, что подавляющее большинство потребителей (87%) перед покупкой транспортного средства изучают данные о нем в Интернете. Будущие автовладельцы сравнивают цены, просматривают различные рейтинги и обзоры. Таким образом, подчеркивают исследователи, очень важно понимать, что именно влияет на процесс покупки автомобиля, а также как подать клиенту нужную информацию в нужное время.
Согласно исследованию, 76% респондентов, планирующих стать владельцами машины, предпочли бы купить ее через eBay Motors. Еще 71% опрошенных, ранее не приобретавших машины на интернет-площадке, заказывали запчасти или же автоаксессуары на eBay в последние шесть месяцев.
Причины, по которым люди не хотят совершать покупки онлайн, рознятся в зависимости от пола респондента. Так, женщин отпугивает возможность провести тест-драйв автомобиля, мужчинам же надо убедиться в хорошем состоянии транспортного средства собственными глазами.
Технологии продолжают влиять на процесс покупок автомобилей и запчастей, отмечают исследователи. Потребители уже вовлечены в «предпокупочную деятельность», связанную с интернет-поиском. На фоне роста заказов транспортных средств через Всемирную сеть технологии типа виртуальной реальности и искусственного интеллекта будут способствовать росту сегмента.
Опрос eBay помимо прочего показал и ряд новых тенденций относительно покупки машины и того, как владелец готов поделиться этой новостью с миром. Выяснилось, что:
– пользователи интернет-аукциона больше полагаются на обзоры товаров от профессионалов и владельцев, предпочитая эти данные информации официальных дилеров;
– в среднем перед покупкой потребитель тратит около двух месяцев на поиск данных о товаре чтение различных обзоров;
– женщины в отличие от мужчин более склонны эксплуатировать товар до тех пор, пока он не сломается;
– большинство опрошенных (71%) хотели бы рассказать о приобретении нового автомобиля своим родственникам, друзьям и знакомым лично, а не по телефону, с помощью сообщений или же социальных сетей;
– чаще всего через Интернет покупали седаны и кроссоверы.
А что у нас?
Как видно, во многих странах электронная коммерция активно развивается. Возникает вопрос: готов ли российский рынок оборудования и запчастей к новым изменениям? Для этого необходимо взглянуть на результаты пары опросов.
В глобальном исследовании взаимовлияния онлайн- и офлайн-торговли компании Nielsen говорится о том, что в 2016 году 88% российских потребителей, опрошенных онлайн, сказали, что хотя бы однажды совершали покупку в Интернете, при этом показатель стабилен второй год подряд (в 2015 году он составил 89%).
Наибольшее число россиян говорят, что приобретают в Сети одежду и аксессуары (в 2016 году 53% отметили, что имеют такой опыт). 38% покупали онлайн книги и музыку, столько же – электронику. 34% российских потребителей заказывали через Интернет билеты на различные мероприятия, 33% – косметику и средства для ухода за собой, 30% брали путевки и оплачивали отели и билеты. Наименее популярными категориями для онлайн-шопинга в России являются свежая продукция (3%) и упакованные продукты питания (5%).
«Взаимовлияние офлайн- и онлайн-торговли непрерывно усиливается. Все больше потребителей обращаются к Интернету, чтобы получить информацию о желаемом товаре, а затем отправляются в магазин, чтобы приобрести его. Другие же поступают наоборот: изучают офлайн, а заказывают на сайте. Вместе с тем при покупке FMCG-категорий россияне по-прежнему в большей степени склонны обращаться к офлайн-каналам. Наращивание популярности онлайн-рынка в индустрии FMCG требует серьезной работы ритейлера над обеспечением максимально полной информации о продукции и условиях покупки – это позволит снизить уровень недоверия потребителей. Во многом сложность развития онлайн-торговли FMCG состоит в том, чтобы предложить более привлекательные по сравнению с офлайном цены и более широкий ассортимент и при этом поддержать прибыльность для ритейлера», – прокомментировал ситуацию директор по работе с предприятиями розничной торговли «Nielsen Россия» Дмитрий Швецов.
Среди источников информации, способных повлиять на решение о покупке, российские потребители чаще всего отмечали сайт магазина (в таких категориях, как одежда и аксессуары (41%) и электроника (44%)), а также визит в физическую точку продаж (в категориях одежды и аксессуаров (37%), электроники (41%), свежих продуктов (41%), косметики и средств по уходу за собой (40%)).
Странно, но компания не выделила автозапчасти и компоненты в отдельную категорию, хотя на территории России работают по меньшей мере несколько крупных интернет-магазинов, не говоря уже о гигантах из Китая. Этот пробел заполнил еще один доклад.
«Яндекс.Маркет» и GfK Rus представили «Исследование аудитории онлайн-покупателей в России» за 2016 год, по данным которого доля россиян, оплачивающих онлайн-покупки картами, выросла до 71%.
Пользователи стали реже делать заказы на российских сервисах: 57% опрошенных покупали товары через Интернет в другом городе России в 2016 году, тогда как в 2015 году эта доля составляла 60%.
Возрос интерес российских покупателей к китайским интернет-магазинам: 57% в 2016 году против 51% в 2015 году. Жители городов с населением от 100 до 500 тыс. человек больше заинтересованы в приобретении товаров на азиатских сайтах: 64% респондентов из малых городов против 49% из Москвы. Исследователи считают, что интерес вызван малым выбором товаров в розничных магазинах небольших городов.
Компании основывались на результатах опроса российских онлайн-покупателей, проведенного в сентябре 2016 года. Согласно исследованию, покупать товар в Интернете стал каждый четвертый россиянин в возрасте от 16 до 55 лет – в 2015 году онлайн-потребителем был каждый пятый житель России. Причины выбора интернет-покупок остались прежними: экономия времени и денег, а также возможность заказать товар, которого нет в обычных магазинах.
Пользователи онлайн-магазинов чаще приобретали одежду, обувь, косметику, товары для дома, телефоны и планшеты. Повысилось число покупателей, которые оформляют заказ со смартфонов: 14% в 2016 году против 12% в 2015 году.
По данным исследования, 64% российских интернет-покупателей совершили хотя бы одну незапланированную покупку. Женщины оформляли заказы спонтанно чаще мужчин: 70% против 58%. Респонденты сказали, что к импульсивным покупкам их подталкивали скидки и акции магазинов.
В 2016 году 71% опрошенных хотя бы раз расплачивались за покупки в Интернете банковской картой, 68% покупателей платили за заказ наличными. Однако в момент получения преобладает оплата товара наличными, отмечается в исследовании.
Получается, что у россиян уже сложилась культура приобретения товаров в Сети, причем доля населения, совершающая хотя бы одну интернет-покупку, сопоставима с прогрессивной Данией. Следовательно, бум электронной коммерции в области запчастей нам только предстоит.