Современные технологии проектного менеджмента. Основы, методы и техника, связи
Вместо вступления.
Почему история бизнеса такая цветастая? Почему одни предприятия, даже в одной отрасли, появляются и быстро уходят в небытие? Другие живут и здравствуют гораздо дольше, но и они пропадают с рынка? Третьи могут долго и непросто развиваться, а затем, как по волшебству, взрывообразно расцвести и удивить деловой мир небывалой успешностью. А были и есть такие, которые, только появившись на свет, сразу обзаводятся «острыми зубами»и быстро поедают гораздо более опытных и взрослых коллег.
В чем главная причина разноцветия бизнеса? К чему все эти вопросы? Отвечаем: Нам нужны перемены! Помните у Цоя: «И в пульсации вен: Перемен! Мы ждем перемен!». Только мы их не ждем. Мы планируем их совершить. А как?
За почти 20-летнюю жизнь журнала коллективом редакции были написано и опубликовано более 3 тыс. статей. Всякий раз, изучая опыт известных игроков авторынка, мы не знали, но чувствовали, что есть нечто нематериальное, что управляет эффективностью бизнесов. Очень близкие по роду деятельности, масштабности, оснащенности предприятия могут иметь совершенно разные результаты бизнесов.
Кажется, пришла пора серьезно обратиться к этой теме. Изучить ее, воспользоваться этими знаниями и поднять на новый уровень собственный бизнес, который за последнюю пару лет заметно сник. И рассказать обо всем этом своим читателям. Думаем, что у нас это получится. Сегодняшняя статья – первая из серии, с которыми мы намерены познакомить читателей.
Главной идеей предстоящей работы будет эффективность бизнесов. Если читатель в результате получит пользу от наших усилий – значит, мы правильно реализовали наши перемены и получили свои дивиденды. Начнем? Тогда – вперед к пульсации вен: перемен мы ждем, перемен!
Вчера все мировые СМИ сообщили о том, что компания Verizon купила гиганта Yahoo почти в 8 раз дешевле ее рыночной капитализации. Один из пионеров Интернета, когда-то стоивший более 125 млрд долл., прекращает свое существование. Не правда ли, занятное сообщение? И кто бы мог подумать…
Теперь пора перейти к разговору о современных технологиях проектного менеджмента, к их основам, методам, технике и связям. Сегодня и в ближайших номерах журнала мы будем только разминаться. Главная работа начнется позже – и на страницах журнала, и на наших интернет-ресурсах.
«Шедевр – это не тогда, когда нельзя ничего добавить, а тогда, когда нельзя ничего отнять!»
Каких вопросов будем касаться?
Кто выиграет конкурентную борьбу?
Какую пользу приносят знания проектного менеджмента?
Что проект-менеджмент имеет общего с мировоззрением и настроем?
На рис. 1 видим черепаху, закатывающую в гору огромный камень. Она одновременно с перемещением валуна все выше и выше всякий раз фиксирует новое положение с помощью инструмента, который не позволяет валуну под названием «Бизнес» скатываться назад с горы. Таким образом, маленькая черепашка «step by step» водружает огромный камень на вершину холма или горы. На какие мысли наводит читателя этот сюжет?
Не будем испытывать его терпение и сообщим, что инструментом в виде клиновидной подставки, которым черепашка стопорит бизнес от падения, являются внутренние ресурсы предприятия. Вывод напрашивается сам собой – размеры и вес бизнеса должны быть сбалансированы по этим же параметрам, но для внутренних ресурсов.
Всякое отклонение от такого баланса чревато будущими проблемами. Они могут быть и катастрофическими. На этом простом и вроде бы даже смешном рисунке можно найти массу информации, полезной именно для бизнеса. Кстати, на боку у панцирного труженика нарисованы три буквы – это аббревиатура от названия главного инструмента качества, о котором идет речь, – «Система Менеджмента Качества». Но об этом мы будем говорить в другой раз.
«Работать нужно не много, а с умом!»
1. Кто выиграет конкурентную борьбу?
Бесконечные примеры показывают, что импульсы изменений и новаций в регионах с развитыми рынками в подавляющем большинстве исходят от малых и средних предприятий. Этот феномен достаточно хорошо изучен и общеизвестен. Но лишь те из них остаются долгожителями на рынке, кто, развиваясь, не утрачивает этого божественного стремления к новым разработкам, технологиям и, по большому счету, ощущениям.
Иные, даже очень крупные и достаточно известные компании, считающиеся до поры до времени непобедимыми, решив, что они всесильны, утеряв маркер инновационности, могут в одночасье исчезнуть с рынка. И исчезают, чаще всего продав свой бизнес более успешным конкурентам.
«Не большие съедают маленьких, а быстрые – медленных!»
В долгосрочной перспективе успешным будет только то предприятие, которое быстро и гибко реагирует на постоянно изменяющиеся условия рынка и стремительно к ним приспосабливается.
2. Как предприятия достигают нужной «быстроты»?
Ментальные стены вредят реализации сложных задач или замедляют их решение. Функциональное разделение и иерархические окопы приводят к растущим потерям на трения при поиске решений для выполнения или координации задач.
Многие задачи сегодня могут решаться только кросс-функционально, т.е. выходя за рамки одной специальности и одного подразделения. Ноу-хау отдельных специалистов и поставщиков сводятся воедино. Работы выполняются методом не «друг за другом», секвенционно, а насколько возможно: параллельно и синхронно. При этом участники проекта находятся в конкретной непосредственной взаимосвязи. То есть коммуникация проекта прорабатываются в деталях.
Взаимодействие полномочий, компетенций и принятие решений становятся более прозрачными. Тем самым многие проблемы распознаются заранее и могут быть успешно предотвращены. Проектная команда позволяет каждому в отдельности «заглянуть через край своей тарелки», как гласит немецкая мудрость. Графически это выглядит так.
В то время как отдел разработки деталей оптимизирует производство, специалисты дизайна работают над полезными для клиента качествами продукта, а отдел подготовки производства заготавливает и настраивает инструмент. В это же время отдел маркетинга продумывает стратегию выведения этого нового продукта на рынок.
Такой способ работы экономит предприятиям время и деньги и обеспечивает всех сотрудников высокой удовлетворенностью от работы и позитивным настроем на победу. Таким образом работает схема, в которой каждый делает свое дело, находясь в ментальной связи с коллегами других подразделений.
3. Какую пользу несет применение проектного менеджмента?
1. Задачи становятся более прозрачными и обозримыми.
2. Проблемные ситуации могут быть распознаны своевременно.
3. Работа, ориентированная на конечные цели предприятия, кажется легкой, не такой изматывающей, и позитивной.
4. Что может быть важнейшим преимуществом в проектном менеджменте?
Проектному менеджменту можно научиться, но это потребует от работника большой активности. Несмотря на очевидные преимущества, многим участникам с трудом удается работать в программе проектного менеджмента. Почему? Вроде бы при желании новым методам можно научиться и самостоятельно, как любому ремеслу. Собственный опыт у любого специалиста, желающего более глубоких познаний в своем деле (статусе, должности и т. д.), всегда имеется и, кажется, он также – в той или иной мере – может быть полезным и здесь?
Однако это не так. Скорее, наоборот. Люди огромным волевым усилием отказываются от прежних устоявшихся моделей поведения и установок в ремесле, что особенно касается умения подчинять собственную активность общей цели проекта. А это – задача не из легких!
5. Как влияет проектный менеджмент на общий настрой работника и команды?
Сложные задачи часто реализуются в спешке – сотрудники нетерпеливы и на ходу допускают просчеты. Управление проектами призвано научить участников достижению реальных и ощутимых результатов. Как правило, спешка при планировании и слишком торопливая реализация приводят к обратному эффекту. Люди работают неэффективно и в таком режиме могут выполнить только часть поставленных задач, и не ясно, насколько качественно.
Эффективная и успешная работа возможна только тогда, когда каждым специалистом беспристрастно и систематически оценивается собственная рабочая производительность, анализируются собственные поступки и продумываются дальнейшие действия. Но это, как и в случае с тайм-менеджментом (управлением временем), – вопрос не умения, а самодисциплины.
Для того чтобы иметь возможность решать комплексные задачи, следует интегрировать коллективные экспертные знания и опыт. А это требует плотного сотрудничества специалистов из различных отделов и подразделений. Только так работа в группах может приносить свои удивительные плоды. Но для этого должны быть приняты правила игры.
Должна возникнуть готовность каждого, независимо от статуса, работать в группе, выполняя при этом собственные функциональные обязанности. Они могут быть связанны даже с управлением группой. Такие технологические рабочие цепочки формируются не в одночасье. На отработку этих условий тратятся колоссальные силы и реальные средства. Но главным инструментом остается все тот же человеческий фактор.
Покуда большой или маленький начальник какой-нибудь бригады, участка, департамента, подразделения, технического центра, дилерского автоцентра и т. д. не научится ощущать себя звеном всей производственной цепочки – никаких высоких достижений от этого предприятия ждать не приходится. Такие времена!
«Ведите самого себя и дозволяйте собой руководить!»
6. Что было вашим совместным переживанием успеха?
Успех – это достижение цели
От появления цели до ее достижения путь очень длинный. В ходе сегодняшнего практикума мы только обозначим факторы, которые могут помочь читателю определить цели и обрисовать методы для понимания того, как их достичь.
«Успеху можно научить!»
Наш разговор о технологиях проектного менеджмента только начинается. Сегодняшнюю часть мы завершим обращением к успеху. Без его влияния не создается ничего. Он начинает воздействовать на участников процесса задолго до старта, будоража ум вершинами достижений и сладкими грезами побед.
По мере создания предприятия или его существенной перестройки во всех смыслах успех может либо расти, либо увядать – третьего не дано. Сегодняшнее состояние интересующегося напоминает открытый чемодан – определитесь, что вы намерены взять с собой в дорогу для достижения своих целей. Подумайте о вашем личном успехе.
На сегодня, пожалуй, достаточно. Осталось только посмотреть короткий сюжет по теме. Он касается программы «Промышленность 4.0». Эта программа имеет самое прямое отношение к нашей теме, к которой мы будем обращаться довольно часто, считая ее образцом, к которому скоро придет весь цивилизованный мир. Надеемся, что на этом пути удастся не потеряться и нам с вами.
Теперь сам сюжет. Мы назвали его «Примером сетевого взаимодействия».
За этим скрываются идеи – как будут выглядеть сетевые потоки и автоматизация в ближайшем будущем.
Давайте посмотрим практические примеры. Здесь «сетевое взаимодействие» означает, что работают не только различные беспилотные механизмы перемещения и доставки грузов, но и автоматически действующие ворота, отопление, вентиляция складов и т.д.
Кибер-физические системы означают взаимодействие баз данных и задействованных в процессах людей. Процессы в центре распределения грузов становятся все сложнее. Все процессы организовываются в автоматическом режиме. Без интеллектуального сетевания такие виды работ невозможны. При сегодняшних темпах производства все должно быть организовано в режиме реального времени, например, работа беспилотных вилочных погрузчиков.
Данные передаются во все системы в автоматическом режиме. Безопасность станков и оборудования также обеспечиваются в автоматическом режиме. Производители создают «умные» элементы, из которых собираются «умные» системы. Таковы сегодня некоторые примеры организации управления проектами.
Продолжение следует