Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Ремонт и обслуживание гибридных автомобилей. Как правильно заменить силовой модуль на Lexus RX400Н?

Ремонт и обслуживание гибридных автомобилей. Как правильно заменить силовой модуль на Lexus RX400Н?

По заданному в подзаголовке вопросу в «Гибрид-сервис» обращаются как автовладельцы, так и автомеханики очень часто. Давайте рассмотрим эту процедуру на конкретном примере ремонта автомобиля Lexus RX400Н, который нам привезли для ремонта из Челябинской области.

Начнем с того, как «физически» проявляется эта неисправность? Данный конкретный «Лексус» просто заглох во время движения. Причем эта неисправность еще совпала с тем, что в это время машина проезжала через «лежачего полицейского». Диагностика показала ошибки: P0AA6 с подкодом 526. Эта ошибка по утечке тока или короткому замыканию – стандартная, она блокирует запуск ДВС.

Фото 1. Ошибки с подкодом
Фото 1. Ошибки с подкодом

Обратите внимание, что ошибки по неисправности силового модуля инвертора даже не присутствуют!

Многие начинающие диагносты «покупаются» на это и начинают искать утечки высокого напряжения на корпус автомобиля. А на самом деле эта утечка произошла при пробое транзистора в силовом модуле. Вероятность такого сценария 50:50 заключается в двух ошибках в гибридке, а иногда, как в этом случае, встречается и одна. При этом часто бывает так, что к ним добавляется ошибка по кан-шине U0110. Причем подкоды к этой ошибке бывают разные. В данном случае мы имеем подкод 657.

Автовладельцы машины (или механики) начинают борьбу с ней (кан-шиной) – проверяют ее, делают тесты по проверке, снимают осциллограммы и т. д., но починить машину и устранить эту ошибку не могут. А с этой ошибкой на самом деле и бороться и не нужно – она пропадет сама после замены силового модуля в инверторе.

С помощью сканера мы удаляем имеющиеся ошибки из блоков управления. После этого делаем попытку запуска автомобиля и получаем на сканере уже другие ошибки: P0A08 с подкодом 264 – это уже ошибка, с которой мы будем конкретно и плотно работать.

Однако даже выявленный подкод к этой ошибке нам дает не так уж много информации. Мы по ней можем точно сказать, что есть проблема в инверторе. Не больше. А проблем может быть несколько. Непонятно, что именно вышло из строя в инверторе: транзистор силового модуля, транзистор управления, плата питания, плата управления и т. д. И самое главное – по какой причине все это вышло из строя…

Основные причины в этом случае: помпа охлаждения гибридной системы, забитые радиаторы ДВС и кондиционера, забитый или грязный радиатор масляного охлаждения, засохшая термопаста под силовым модулем, короткое замыкание в обмотках одного из трех мотор-генераторов и т. д. Для того чтобы это узнать – надо разобрать инвертор и найти причину неисправности и причину, ее вызвавшую. Ставить подменный исправный силовой модуль в этом случае, не проведя комплекс проверок, ни в коем случае нельзя. Почему?

Потому что мы еще не нашли причину, отчего сгорел предыдущий. И установив новый модуль, мы можем сразу вывести его из строя, если, к примеру, у нас есть замыкание обмоток одного из мотор-генераторов на массу. Поэтому мы начинаем проводить целый комплекс проверок.Первое, что делаем – это осматриваем, не забиты ли пухом или грязью радиаторы охлаждения. Тут надо отметить, что смотреть на радиаторы нужно не снаружи, а между радиаторами, где и собирается пыль, пух и грязь. На данном автомобиле радиаторы чистые.

Далее проверяем исправность насоса (помпы) охлаждения гибридной системы. Проверить ее можно быстро и легко: при включенном зажигании, если мы потрогаем рукой помпу, то почувствуем, что она вибрирует. Если вибрации нет – значит, помпа на замену. На данном автомобиле помпа оказалась исправной.

Следующее, что мы делаем (должны сделать обязательно!) – это проверяем обмотки мотор-генераторов на возможность пробития обмоток на корпус автомобиля.

В этом случае без без такого прибора, как мегомметр, нам не обойтись. Сразу хочу предостеречь начинающих механиков от попыток провести эту процедуру с помощью различных мультитестеров, так называемых «цешек». Ими мы в 99% случаев не увидим пробоя обмотки. Обязательно нужен мегомметр, так как сопротивление изоляции должно быть более 40 мОм. На данном автомобиле мы видим, что сопротивление изоляции больше 535 мОм. На другой фазе больше 534 мОм. Так проверяем каждую фазу каждого мотор-генератора.

Проверив все три мотор-генератора на пробой обмотки на корпус, мы должны выполнить еще одну процедуру: проверить мотор-генераторы на межвитковое замыкание между фазами.

В этом случае нам понадобится другой прибор: микромиллиомметр. Без него такие малые значения сопротивления мы не сможем измерить. Все три мотор-генератора имеют свое сопротивление между обмотками. Так, у МГ1 сопротивление между обмотками составляет около 50 мОм, у МГ2 – около 37 мОм, а у МГР (заднего мотор-генератора) – около 39 мОм. На фото представлено по одному измерению, но измерить нужно на каждом МГ три раза: между фазами U и V, фазами U и W и фазами V и W.

На данной машине все эти показания в норме. Только после этого мы переходим к снятию с автомобиля силового модуля. Сам инвертор при этом с автомобиля снимать не нужно. Сняв на автомобиле силовой модуль, мы сразу увидели и причину выхода его из строя. Термопаста под силовым модулем оказалась плохой. Часть ее уже засохла и превратилась в мел – изолятор тепла. То есть вместо того чтобы отводить тепло от силового модуля, засохшая термопаста изолировала его. На фото это хорошо видно – она превратилась практически в мел.

После этого сняли и проверили сам силовой модуль – два транзистора в модуле сгорели. Это хорошо видно на фото.

Но не распаяв модуль, а просто сняв его с автомобиля, вы это увидеть не сможете, так как в сборе он выглядит так (фото 11).

Фото 11. Силовой модуль
Фото 11. Силовой модуль

Как проверить силовой модуль, не распаивая его (так как это очень трудоемко), мы рассмотрим в следующей статье.

Устанавливаем новый силовой модуль в инвертор. Только с исправным модулем мы можем проверить исправность управляющей и питающей плат. Включаем зажигание – ошибок никаких не появилось – автомобиль готов к запуску. Поворачиваем ключ «на старт», и «Лексус» спокойно заводится! Значит, владельцу повезло и сгоревший модуль не «потянул» за собой плату управления (бывает достаточно часто).

Только выполнив все эти процедуры, мы можем выдать машину клиенту и дать на работы и запчасти гарантию, уверенные в том, что новый силовой модуль не сгорит в этот же день снова, а будет радовать владельца долгие годы.

Удачи на дорогах!

  • Сергей Гордеев, директор специализированного автосервиса «Гибрид-сервис», автор профессиональной литературы по гибридам, преподаватель

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены