Ремонт и обслуживание гибридных автомобилей. Ремонт «Приуса» в 30-м кузове
Сегодня у нас в гостях участник нашего форума Юрий из города Сургута со своим красавцем – «Приусом» в 30-м кузове.
Расстояние между «Гибрид-сервисом» и городом Сургутом более 1100 км. И это расстояние Юрий на своем автомобиле проделал на жесткой сцепке! Как вы уже поняли – его автомобиль неисправен. Причем неисправен он с августа 2018 года. Со слов Юрия, летом 2018 года с автомобилем начались неприятности – он самостоятельно стал увеличивал обороты двигателя. После того как мотор принудительно глушили и заводили вновь – он на время вел себя нормально.
Но в одно августовское утро «Приус» наотрез отказался заводиться. При попытках запуска ДВС мотор стал издавать страшные металлические стуки. Диагностика местных специалистов автосервисов выявила ошибки Р3190 и Р3191. Причем в разных сервисах по этим ошибкам ставили разный диагноз: в одном сервисе считали, что пришел конец ДВС, в другом, что развалилась коробка…
За прошедший год Юрий приобрел себе другой автомобиль, а «Приус» стоял и ждал своего ремонта. Звонок от Юрия в «Гибрид-сервис» звучал примерно так:
– Скажите, а у вас есть в наличии ДВС для «Приуса» в 30-м кузове?
– Да, есть.
– А можно мне записаться к вам на замену ДВС или коробки?
После такого вопроса приемщик слегка потерялся с ответом, и понять его было можно. Почему?
Юрий ехал к нам со своей коробкой, которую он уже купил для замены, на случай если из строя вышла именно коробка. И был готов приобрести контрактный ДВС в сборе в случае поломки мотора.
Такова предыстория появления сургутского «Приуса» у нас. Начинаем мы, как всегда, с полной диагностики автомобиля. Сканер действительно выдает только две ошибки: Р3190 и Р3191. Они указывают, что у ДВС малая мощность, и что мотор не запускается. Конечно, это не повод для замены ДВС или коробки!
Начинаем смотреть текущие параметры ДВС. Сразу бросается в глаза, что топливная коррекция ушла высоко в плюс, а это говорит о том, что топливовоздушная смесь очень бедная. В большинстве случаев виновником в такой ситуации является вышедший из строя топливный насос или забитый намертво фильтр тонкой очистки топлива.
Измеряем давление топлива – оно идеальное. Значит, надо разбираться с «воздухом». По воздуху обычно основная причина состоит в неисправности датчика массового расхода воздуха, или попадания в него грязи. Но показания ДМРВ никаких подозрений не вызывают.
Следующим механизмом, влияющим на поступление воздуха в ДВС, является дроссельная заслонка. На тойотовских гибридах она довольно надежна. При этом производитель для ее пущего контроля предусмотрел целую кучу разнообразных кодов ошибок при выходе заслонки из строя. Вот они: Р0120, Р0121, Р0122, Р0123, Р0220, Р0222, Р0223, Р2102, Р2103, Р2109, Р2111, Р2112, Р2118, Р2135. При таком серьезном контроле за работой дроссельной заслонки никаких неисправностей, которые бы не заметил электронный блок управления, быть не должно.
И тем не менее мы проводим необходимые активные тесты и видим, что дроссельная заслонка на них не реагирует. А при попытке ее открыть вручную она страшно заскрипела и защелкала… Вот и причина всех бед Юрия!
На 30-м «Приусе» дроссельная заслонка неразборная. Ее корпус прочно склепан шестью клепками.
Но нам нужно установить причину – почему дроссельная заслонка отказывается работать? Высверливаем клепки и снимаем крышку. Внутри признаков попадания воды не обнаруживаем. Смазки достаточно. Крышка и уплотнители целы. Контакты в крышке в хорошем состоянии.
Осматриваем шестерни. Они изготовлены из пластика. Внешне повреждений на них не видно.
Снимаем паразитную шестерню, и сразу все становится понятным. На шестерне привода заслонки не хватает двух зубьев.
А на паразитной шестерне зубья сточены почти в 2 раза от номинала.
Ремонтировать такие шестерни смысла нет. В недалеком будущем, возможно, такие шестеренки можно будет быстро напечатать на 3D- принтере, но у нас пока такого аппарата, к сожалению, нет. Зато у нас есть огромный склад недорогих контрактных деталей на все гибридные автомобили! Устанавливаем контрактную дроссельную заслонку и делаем попытку запуска…
И «Приус» оживает! ДВС работает четко и ровно! Вот так за 1,5 часа работы мы получили еще одного довольного клиента, который неожиданно для себя сэкономил целую кучу денег! Ведь он был готов купить контрактный ДВС в сборе или поменять коробку передач!
Надо отметить, что данная неисправность не типична для «Приусов» в 30-м кузове. За все время, которое мы занимаемся ремонтом «Приусов», это лишь второй автомобиль с такой неисправностью.
Вывод: не стоит при ремонте и диагностике тупо доверять ошибкам, которые выдают электронные блоки управления. Даже у «Тойоты» «нужную» ошибку блоки управления могут не выдать. Нужно, чтобы у диагноста была еще и голова – для анализа текущих параметров, на основе которых можно точно установить причину неисправности.
Ну, а Юрию в дальнюю дорогу до самого Сургута мы пожелали: «Ни гвоздя, ни жезла!».
Удачи на дорогах!