Sachs – имя и марка
Мировой автомобильной промышленности марка Sachs известна с конца позапрошлого века, когда в 1895 году Карл Фихтель и Эрнст Сакс основали в городе Швайнфурт промышленную компанию. Назвали ее просто – Schweinfurter Precisions-Kugellagerwerke Fichtel & Sachs или «Заводы Фихтеля и Сакса в Швайнфурте по производству высокоточных шарикоподшипников».
К этому времени Эрнст Сакс уже имел немалый опыт работы в машиностроении – компания Sachs Fahrzeug- und Motorentechnik GmbH, основанная им еще в 1886 году, занималась производством велосипедных цепей.
После основания совместного с Карлом Фихтелем завода Эрнсту Саксу пришлось работать «на два фронта». С одной стороны, он вместе с Фихтелем работал в Швайнфурте, с другой – на бывшем заводе Hercules-Werke в Нюрнберге, который теперь назывался Sachs Bikes, он занимался выпуском велосипедов. С 1905 года фирма Sachs Bikes начала выпуск велосипедов с моторчиками и легких мотоциклов, используя при этом различные по объему двигатели сторонних производителей. Вскоре обе компании Э. Сакса начали работать в тесной кооперации, но слиться в рамках концерна Fichtel-Sachs они решились только в 1969 году.
Однако вернемся на рубеж XIX и XX веков. Оба предпринимателя из Швайнфурта, обладавшие не только отличными знаниями, но и развитой интуицией, довольно быстро поняли, что будущее принадлежит автомобилю. Уверенность стала фундаментом их дальнейших успехов и бурного развития. Во второй половине 1920-х годов они занялись разработкой конструкции и производством сцеплений и амортизаторов, серийные поставки которых начались в 1929 году. Год спустя компания уже выпускала высококачественные и надежные сцепления и амортизаторы крупными сериями, обеспечивая конвейерные поставки оригинальных узлов на автомобильные заводы Германии и других европейских стран.
Но неугомонному Эрнсту Cаксу было мало признания автомобильного мира. Еще в далеком 1921 году он блеснул очередной конструкторской находкой: изобрел и запатентовал конструкцию промышленного электрического паяльника «молоткового» типа для лудильных работ. Его конструкторский и предпринимательский талант позволил ему основать компанию ERSA и постепенно своим инструментом заполнить практически весь европейский рынок. Паяльник Э. Cакса стал прототипом для дальнейшего развития электрического паяльника как в самой компании ERSA, так и за ее пределами.
В 1937 году к компании пришел первый по-настоящему крупный успех в мире автомобильного спорта – амортизаторами и сцеплением Sachs был оснащен первый легендарный рекордный Mercedes серии Silver Arrow.
С этого момента деятельность компании навсегда оказалась связанной с автомобильным и мотоциклетным спортом. В различные годы конструкторы ее отделения Sachs Race Engineering разрабатывали диски сцепления, усиленные корзины сцепления, комплекты сцепления и диски, корзины или комплекты сцепления для таких известных команд Formula 1, как Lotus, Ferarri, McLaren, BMW. В 1997 году компания стала эксклюзивным поставщиком команд Formula 1 – Scuderia Ferrari и Red Bull Sauber Petronas. В конце 1990‑х годов в отделении Sachs Race Engineering было создано уникальное многодисковое сцепление диаметром около 90 мм для болидов F1, практически полностью выполненное из титана российского производства.
В 1987 году компания Sachs вошла в состав гигантского концерна Mannesmann, получив название Mannesmann Sachs, а спустя пять лет, в 1992 году приобрела не менее известного изготовителя амортизаторов – компанию BOGE AG, став одним из крупнейших в мире изготовителей амортизаторов и сцеплений.
Здесь стоит сказать несколько слов о Гюнтере Саксе – наследнике империи Fichtel-Sachs. От отца он унаследовал многогранный талант, сумев стать предпринимателем с миллиардным личным капиталом, оставаясь талантливым фотографом. Прекрасное воспитание, полученное им во время Второй мировой войны в Швейцарии в окружении нескольких наследных принцев, сделало его настоящим светским львом. Почти не покидая Швейцарии, он даже умудрился стать мужем Бриджит Бардо, практически ни разу не побывав в своей именной компании.
В конце ноября 2001 года комиссия ЕЭС санкционировала приобретение компании Mannesmann Sachs концерном ZF Friedrichshafen AG. Соответствие подвески и привода друг другу – это как раз та область, в которых марка Sachs уже в течение многих десятилетий играет ведущую роль.