Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Щетки

Щетки

Приходит зима – и перед водителем встает целая куча проблем. И одна из таких проблем: надо ли менять щетки стеклоочистителей, а если надо, то какие выбрать? И какими критериями при этом выборе пользоваться? Попробуем разобраться в этом вопросе...

История

Стеклоочиститель (он же «дворник») – это устройство, используемое для удаления капель дождя и грязи с ветрового стекла автомобиля. Сегодня ими оснащены не только автомобили, но и все транспортные средства, включая поезда, самолеты и корабли.

Может показаться странным, но потребовалось 135 лет, чтобы изобрести столь привычный для каждого водителя «гаджет» – хотя первые машины выехали на дорогу в 1768 году, первые «дворники» появились на них только 1903 году.

Ключевых изобретений (сделавших дворники такими, какими мы их знаем) было всего два. В 1903 году в США изобретательнице Мари Андерсон пришла идея колебания щеток стеклоочистителей. И в 1964 году американский изобретатель Роберт Кернс придумал, запатентовал и внедрил идею «задержки» или «временной интервал» при работе стеклоочистителя. И с тех пор конструкция стеклоочистителей только совершенствовались.

Грубо говоря, система очистки ветрового стекла состоит из двух компонентов – механизма привода и самих щеток. Сначала они приводились в действие руками (вращением ручки в салоне). Затем появились другие системы – работающие через трос от двигателя, пневматические, гидравлические и электрические. И сегодня на абсолютном большинстве автомобилей щетки работают от электродвигателей.

Так что тема нашего разговора – не механизмы, а щетки. Тем более, что совершенствование их конструкций не прекращается вот уже 110 лет.

Теория

Щетка состоит из трех компонентов. Во-первых, из резиновой ленты, очищающей стекло. Во-вторых, держателя, на котором эта лента закрепляется. И в-третьих, коннектора, с помощью которого вся конструкция крепится к рычагу стеклоочистителя.

Все три компонента являются очень важными – и год от года совершенствуются инженерами.

Дело в том, что конструкция щетки при движении испытывает воздействие трех сил – прижатия, перемещения и скручивания. Причем две последние силы – знакопеременные.

Но при этом щетка должна обеспечивать равномерное давление по всей своей длине, хотя форма ветровых стекол на современных автомобилях достаточно сложная.

В дополнение ко всему, щетка всегда работает в агрессивных условиях: дождь, снег, мороз. Кроме того, скорости автомобилей постоянно растут, и щетка, чтобы не болтаться, как «уши спаниеля на ветру», должна обладать хорошими аэродинамическими свойствами.

И для того чтобы обеспечить длительный срок эксплуатации щеток в столь жестких условиях, инженеры ежегодно улучшают их конструкцию, используя самые современные материалы и технологические «изыски».

В частности, широко применяется покрытие лент из натурального каучука графитовым напылением (и иными материалами) для уменьшения коэффициента трения.

Итак, существует три вида конструкции щеток стеклоочистителей: каркасные, бескаркасные и компиляция первых двух – гибридные (ими в основном комплектуют азиатские автомобили). Однако надо отметить, что ни одна из этих конструкций не является «универсальной», одинаково хорошо работающей и зимой, и летом. Поэтому замена щеток на «зимние» (вместе с шинами) представляется разумным решением.

Примерно 95% автомобилей, сходящих сегодня с конвейеров, оборудуются бескаркасными щетками. Их преимущество заключается в том, что они не имеют сочлененных деталей – и соответственно не «разбалтываются» при длительной эксплуатации. В принципе, для городских зимних условий вполне хватает и бескаркасных щеток. Тем более, что сила прижима рычагов к стеклу для бескаркасных щеток необходима больше, чем для традиционных каркасных.

Но вот парадокс: специализированные «зимние» щетки – как раз каркасные. Именно они показывают лучшие результаты в условиях снега с дождем, липкого снега, сильного снегопада, мороза. Но есть и ряд тонкостей – вся каркасная конструкция щетки «спрятана» в водонепроницаемый чехол. В этот чехол засыпан специальный порошок (что-то вроде талька), который выступает в качестве сухой смазки, чтобы при колебании температуры не возникало заеданий в элементах сочленения. И кроме того, он адсорбирует влагу.

Еще одна особенность – резиновая лента на этих щетках не имеет уже привычных продольных канавок, напоминая лезвие ножа. Как известно, канавки на ленте служат для улучшения пластичности ленты, чтобы она лучше адаптировалась к форме стекла. Но многие современные автомобили имеют достаточно плоское и большое ветровое стекло и эластичности «бесканавочной» ленты вполне хватает для очистки по крайней мере 90% ометаемой поверхности.

Такие щетки не требуют постоянного «выле-зания» из салона и «обстукивания» снега – даже если на них лежит сугроб, они сохраняют свою эффективность.

Однако стоит еще раз отметить – современные бескаркасные щетки вполне хорошо служат зимой в погодных условиях средней и южной России. Особые «зимние» модели, скорее, необходимы для северных районов страны.

Практически все крупные производители выпускают серию щеток для осенне-зимнего периода. Рассмотрим некоторые из них.

Bosch

В ассортименте Bosch есть три торговые линейки щеток стеклоочистителей: Aerotwin, Twin и ECO. И для зимнего периода компания рекомендует использовать бескаркасные щетки Aerotwin, которые выпускаются более чем для 95% моделей современного легкового автопарка.

Улучшенное качество работы Aerotwin в зимних условиях достигается за счет отсутствия в конструкции металлического каркаса и шарниров – мест, наиболее подверженных обледенению и скоплению снега. Пружинящие элементы, изготовленные из особой стали «эводи-ум», создают равномерный прижим вдоль всей длины стеклоочистителя.

При производстве щеток используется трехкомпонентная синтетическая резина. Задняя поверхность чистящего элемента имеет мягкий состав для обеспечения плавного и бесшумного скольжения. Трущая кромка чистящего элемента выполнена из твердой резины, что существенно снижает ее износ. На поверхности трущей кромки нанесено специальное покрытие, повышающее плавность скольжения и качество очистки стекла.

Щетки подходят не только для зимней эксплуатации. Специальный состав синтетической резины позволяет успешно использовать Bosch Aerotwin как зимой, так и летом. Кроме того, в холодное время года часто морозы и снегопады могут сменяться оттепелью – и здесь удачно срабатывает универсальность щеток.

По сравнению с обычными зимними щетками Aerotwin также отличает лучшая аэродинамика. Как результат – отсутствие лишнего сопротивления и шума, вызываемого набегающим потоком воздуха. Кроме того, для обеспечения надежного прижима на высоких скоростях движения автомобиля стеклоочистители имеют интегрированный в конструкцию щеток спойлер.

Важным фактором для потребителей сейчас является простота установки. Все щетки Bosch Aerotwin поставляются с предустановленным необходимым креплением под конкретный автомобиль.

MEYLE

Компания Wulf Gaertner Autoparts AG, известная как производитель запасных частей премиум-класса, включила в свой ассортимент и линейку щеток стеклоочистителей.

Компания пошла по привычному ей пути использования высококачественных материалов и совершенствованию конструкции. Благодаря материалам и тщательно проработанной форме щетки MEYLE обеспечивают эффективную очистку ветрового стекла при любых температурах. А традиционно широкий ассортимент компании охватывает более 90% всех моделей автомобилей – длина щеток варьируется от 300 до 700 мм с шагом в 25 мм.

Щетки стеклоочистителей компании, так же традиционно, как и иную ее продукцию, можно приобрести в комплекте и по отдельности. Для простоты установки в комплект с щетками входят несколько переходников для различных конструкций рычагов стеклоочистителя.

Бескаркасные щетки могут быть установлены как на новинки автомобильного рынка, так и на модели предыдущих поколений с традиционными каркасными щетками. Конструктивно бескаркасные щетки обеспечивают эффективное очищение за счет улучшенной аэродинамики и сниженного сопротивления набегающему потоку воздуха. Кроме того, как заявляет производитель, бескаркасные щетки сохраняют свою гибкость при любой температуре, меньше царапают ветровое стекло и создают меньший шум при работе.

В линейку щеток стеклоочистителей MEYLE входят модели с каркасной конструкцией для заднего стекла.

Federal-Mogul

Компания Federal-Mogul внедрила технологию покрытия бромом резиноэлемента на основе натурального каучука для стеклоочистителей – это не только снижает коэффициент трения, но и повышает износостойкость: это покрытие обеспечивает до 200 тыс. циклов без снижения очищающих свойств. Кроме того, каучуковая лента – а она выдавливается через фигурную фильеру «с двойным профилем» в сечении – после вулканизации и ванны с бромом разрезается в длину четырьмя ( по два на сторону) ножами (вместо двух). Это обеспечивает наличие двух кромок, легированных бромом, и чистой каучуковой поверхности между ними. В результате лента щетки как бы «присасывается» к стеклу при ее перекладке в крайних точках.

Что касается ассортимента, то в 2013 году компания провела очень большую работу по его усовершенствованию. Инженеры компании должны были, во-первых, оптимизировать нумерацию ассортимента, сделав ее более понятной для потребителя, а во-вторых, усовершенствовать существующие конструкции щеток.

Новые щетки Easyvision получили симметричный спойлер
Новые щетки Easyvision получили симметричный спойлер

Прежде всего был проведен ребрендинг линейки Contact, которая влилась в Aerovantage – линейку премиального сегмента. Так что теперь у компании две линейки: Aerovantage и Easyvision.

Обе эти линейки включают как каркасные, так и бескаркасные щетки. Причем они прошли модернизацию, которая улучшила их конструкцию.

Линейка Aerovantage – щетки с развитым асимметричным спойлером, обеспечивающим, за счет аэродинамики при больших скоростях машины, увеличение прижимного усилия щетки к стеклу.

В линейке появился новый раздел – гибридных щеток, ассортимент которых обеспечивает полный охват всех новых моделей азиатских автомобилей, плюс Opel Insignia и др. Гибридные щетки Aerovantage обладают чехлом – «панцирем», который закрывает каркасную конструкцию. Но сам чехол выполнен в форме аэродинамического спойлера.

Aerovantage — линейка премиальных щеток от Federal-Mogul
Aerovantage — линейка премиальных щеток от Federal-Mogul

Новые бескаркасные щетки Easyvision получили (в отличие от предыдущих) дополнительную деталь – симметричный спойлер, который позволяет устанавливать их на любую сторону. Это улучшило очищающие и прижимные свойства конструкции, особенно на высоких скоростях автомобиля.

Каркасные щетки Easyvision тоже изменились – представлена более надежная полностью металлическая щетка G2A взамен комбинированной металл – пластик.

Кроме того, серия Easyvision разделилась на две категории: одна – с коннекторами под стандартные европейские рычаги, а вторая – под ретро-рычаги: так называемые «крючки».

Стоит отметить, что весь новый ассортимент щеток Federal Mogul упакован в прозрачные блистеры с ясными и четкими инструкциями по установке. А это значительно облегчает выбор для потребителя.

Итоги

Современные щетки – это высокотехнологичный продукт. И сегодня основная тенденция у всех производителей заключается в достижении универсальности щеток – как по времени эксплуатации, так и по маркам и моделям автомобилей. Но специализация все равно остается. Поэтому при покупке автовладельцу стоит крепко подумать, где и как он будет эксплуатировать свой автомобиль. И делать выбор более осознанно, а не только исходя из стоимости той или иной модели.

  • Михаил Смирнов

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены