Сезонное прозрение
Беру в руки щетки стеклоочистителей Hella. Осматриваю – лента идеально ровная, без заусенцев и раковин. Всякое мы видали, но тут не придерешься.
Ощупываю – лента мягкая, податливая и одновременно упругая, явно с антифрикционным покрытием, что-то вроде графита.
Устанавливаю на автомобиль – чистят прекрасно. Впрочем, новые щетки все неплохо чистят, а что будет со временем? Надолго ли их хватит?
Смотрю на снег вокруг, на термометр и вспоминаю дискуссии в интернете: щетки – это сезонный аксессуар или без разницы, «зимой и летом одним цветом»? На упаковке Hella снежинки и надпись winter. Значит, товар сезонный, зимний.
С «железом» все понятно. Защита от коррозии и проч. Гораздо интереснее поговорить о материале чистящей ленты.
«Эксперты» в интернете глубокомысленно рассуждают, что есть щетки «каучуковые» и «силиконовые». Мол, каучук хорош тем-то, а силикон – тогда-то…
Ребята, вы о чем вообще? Какой каучук, какой силикон? Каучуков общего назначения – около десятка. Специализированных еще больше.
А силиконов вообще не счесть. Правильное их название – силоксаны, кремнийорганические соединения. Теоретически через кремнийорганические соединения можно осуществить все переходы от кварца (диоксида кремния) до предельных углеводородов.
Многообразие силоксанов определяет и широкий спектр их свойств. Управляя группами, связями и радикалами, химики создают силоксаны с любыми требуемыми свойствами. Любыми! Так «по зернышку» формируются неизвестные доселе материалы.
А о силоксановых каучуках вы слышали? Об этом высшем пилотаже прикладной химии? А об MS-полимерах, модифицированных силоксанах?
Вывод простой: современные щетки стеклоочистителей – это не просто «каучук» или «силикон». Все же XXI век на дворе. Современные материалы для чистящей ленты – это сложные композиты, рецептура которых создается в научных центрах производителей именно «под сезон». В том числе и в лабораториях компании Hella.
Желаете летние щетки – вот вам стойкость к солнечному ультрафиолету и высоким температурам. Нужны зимние? Получите эластичность на морозе и устойчивость к метанолу, этанолу, пропанолу и разнообразным присадкам в составе «низкозамерзайки». Ну и еще массу специфических качеств по сезону.
Есть старая истина: специализированное решение всегда лучше компромисса. Всесезонные шины зимой ведут себя хуже зимних, а летом проигрывают летним. Поэтому летом я езжу на летних шинах, а с наступлением холодов – на зимних. Летом в бачке стеклоомывателя у меня летняя жидкость, а зимой – «незамерзайка».
То же с «дворниками» – с этими зимними щетками Hella буду кататься до весны. Благо поменять их намного быстрее и проще, чем переобуть машину.
Юрий Буцкий, Mitsubishi Outlander XL