Школа Федора Рязанова. Урок 11. Поговорим об обучении
В этой статье вопросы недостатков школьного образования и прочих ЕГЭ подниматься не будут. Мы с вами поговорим об обучении блоков управления.
По мнению многих работников, связанных с обслуживанием и ремонтом дизельной техники, а также владельцев дизельных автомобилей, блок управления двигателем – непонятный и таинственный агрегат, называемый «мозг». Находится где-то в недрах автомобиля, неустанно «думает» о чем-то, непонятном простому смертному, и является виновником всех бед на автомобиле. Если в работе двигателя наблюдаются отклонения и старый опытный дизелист, воспитанный на ЗИЛах 1950-х годов, не может найти причину – виноватым назначается именно он. На сегодняшний день мир дизелистов пока еще разделен на два лагеря. Один – старые опытные дизелисты-топливщики. Прекрасные специалисты по ремонту топливной аппаратуры. Но не очень хорошо разбирающиеся в компьютерных технологиях и системах управления. Другой – прекрасные специалисты-электронщики, родившиеся с тестером и осциллографом в одной руке и современными гаджетами в другой, но не очень хорошо понимающие нюансы работы топливной аппаратуры. Современные реалии заставляют совмещать эти две области знаний. Следует отметить, что за последнее время ситуация меняется в лучшую сторону. В этом частично есть заслуга нашего журнала и его читателей. Наша с вами задача – продолжать ускорять этот процесс.
Другое распространенное заблуждение – «мозги» являются некой таинственной «конюшней», в которой в заточении томятся дополнительные «лошадки», упрятанные туда на этапе производства злым колдуном Инженером-ибн-Экологом. Выпустить их на свободу может только великий чародей и кудесник Чип-аль-Тюнер. Так ли это?
С этого номера мы с вами начнем изучать алгоритмы блоков управления. Важно помнить, что он – обычный (и достаточно простой) компьютер. Аппаратная часть («железо») проще, нежели у персональных компьютеров или ноутбуков. Самая главная часть блока – это его программное обеспечение (софт). А оно пишется программистом на этапе проектирования автомобиля и дорабатывается во время его испытаний и эксплуатации. Поэтому мы с вами должны понимать: сам блок управления ни о чем не думает. Он всего лишь исполняет заложенные в него алгоритмы работы. Думает программист – живой человек. Предусмотреть все возможные события и нарушения, которые смогут произойти во время работы, он не в состоянии. Поэтому при разработке блока в него закладывается возможность обучения. Образно говоря, ему «объясняют», какие отклонения имеет тот или иной узел, в каких пределах могут меняться его показания, и как они должны реагировать на изменения в работе других узлов и агрегатов. Здесь прослеживается полная аналогия с обучением ребенка. Ему также надо рассказать, что такое «хорошо» и что такое «плохо», до которого времени он может гулять, и многие другие жизненно необходимые вещи.
В предыдущих номерах мы разобрали начальные теоретические основы работы дизельного двигателя. Если сравнивать это со школой, мы с вами в подготовительной группе детского садика научились кушать ложечкой манную кашку, не размазывая ее на предметах, явно для этого не предназначенных, в радиусе ближайших нескольких метров. Коротко напомню, что мы узнали. Как преобразовать химическую энергию топлива в механическую работу. Как горит смесь в двигателе и какие существуют альтернативы углеводородному топливу. Как провести простейший его экспресс-анализ. Что такое EGR, и для чего он нужен. Как цикловая наполняемость цилиндра влияет на работу двигателя и как рассчитывается цикловая подача топлива. И еще ряд базовых понятий, необходимых для того, чтобы начать изучать способы поиска дефектов в дизельных автомобилях.
Сделаем маленькое отступление. Школа дизельной диагностики Федора Рязанова – «журнальная» версия живых занятий Школы диагностов «ИнжекторКар», базирующейся на базе крупного автомобильного центра. Прекрасно оборудованный диагностический пост с большой проходимостью позволяет проводить обучение не на каких-то «подставных» авто, а оказывать реальную помощь диагностам техцентра в ремонте «живых» ТС. Но к сожалению, создание топливного участка в свое время было сочтено экономически нецелесообразным. Проводить обучение дизелистов без понимания, как он работает «изнутри», не эффективно. Поэтому Школа дизельных диагностов сотрудничает с рядом ведущих центров по ремонту дизельной аппаратуры. Здесь и далее будут рассматриваться наиболее интересные автомобили, с которыми вживую сталкиваются курсанты во время обучения. Описанный ниже случай очень характерен для топливных участков, не имеющих диагностического поста. А также для техцентров, чьи работники ни разу не пробовали «солярку своими руками». Крайним оказывается клиент – топливная аппаратура в порядке, кодов ошибок нет, а двигатель «колбасит». Оговорюсь сразу – это слово взято из молодежного сленга и не является правильным техническим термином. Правильно сказать: «В работе двигателя наблюдается значительная неравномерность угловой скорости вращения коленчатого вала при поочередной работе цилиндров, что приводит к появлению дисбаланса 1-го и 2-го порядка». Улыбнулись? Перейдем к описанию проблемы.
журнала "АБС-авто" № 11 (2018 г.)