Школа Федора Рязанова. Урок 24. Тестируем клапан регулировки давления (потока). Продолжение
На прошлом занятии мы остановились на идее проверки регуляторов давления в рейке и регуляторов потока с помощью формирователей импульсов ШИМ. Тут возможны два пути. Можно провести это тестирование прямо на автомобиле, не снимая его с двигателя. Второй путь – демонтировать подозрительный узел и проверить его отдельно. На этом занятии поговорим о первом способе – без демонтажа регулятора. Но прежде чем приступать к проверке чего-либо, давайте рассмотрим, как это работает, как это устроено и какие дефекты в нем возможны. Итак, посмотрим на устройство регулятора давления фирмы BOSCH. Показанная на рисунке схема указывается во всех обучающих материалах этой уважаемой фирмы.
Но информация по основным отказам, способам проверки и ремонта в широком доступе отсутствует. Оно и понятно – любая элита неохотно пускает к себе посторонних, но мы с вами попробуем войти в их круг.
Сразу отметим, что регуляторы этого типа являются неразборными и официально обслуживанию и ремонту не подлежат. В случае обнаружения отказа их следует заменить. Но ради интереса мы все-таки попробовали разобрать такой клапан без малейшей надежды на его повторную сборку. Результаты наших усилий приведены на фото.
Посмотрим на их с виду нехитрое устройство. Электромагнит втягивает сердечник, шарик открывает поход топливу. Что тут сложного, спросите вы, и какие тайны скрывают производители? В руководящих документах четко прописано – проверьте сопротивление обмотки, и если оно не соответствует указанному в них, такой регулятор следует заменить. Да, обрывы (замыкания) обмотки случаются. И обычный тестер (мультиметр) решает эту проблему. Но давайте внимательно посмотрим на конструкцию. И обратим внимание на очень тонкие отверстия, подходящие к седлу. А также на очень маленький диаметр шарика. Как гласит русская пословица – «Капля воды камень точит!». Но с водой проще – капли падают редко, да и давление в них не столь высоко. А регулятор работает при постоянном потоке жидкости и просто запредельных давлениях! Да и скорость потока в узких каналах резко возрастает. Основным дефектом данных устройств являются промывы седла клапана. Официальный ресурс клапанов, заявленных фирмой BOSCH, – 100 тыс. км. Но практика показывает, что уже начиная с пробега автомобиля выше 60 тыс. км есть все основания предполагать наличие в них этого дефекта. Теперь становится понятной их неразборная конструкция и отсутствие указаний по ремонту. В отличие от клапанов в головке блока цилиндров двигателя (которые можно притереть и отрегулировать), в регуляторе давления эту процедуру провести физически невозможно. Следующий возможный дефект – подклинивание штока. С этим тоже бороться невозможно.
Вывод: ремонт клапана невозможен. Стоимость этих устройств высока, поэтому достоверность проверки выходит на первое место.
Как мануалы рекомендуют проверять клапан регулировки давления (потока) без снятия его с автомобиля?
журнала "АБС-авто" № 1 (2020 г.)