Школа Станислава Светозарова. Английский – язык диагностики. Урок 4
Коды ошибок контроля топлива: Loop, Trim, Reach/Lean, Bank, Demand, Target, Limphome, Downstream, Upstream, Request и др.
Сегодня мы разберем специализированную лексику по кодам ошибок, которые связаны с управлением подачей топлива. Большинство новых слов этого урока используется в протоколе OBD-II, в задачи которого и входит контроль подачи топлива и правильности работы выхлопной системы, поэтому новые слова будут полезны тем, кто часто использует ELM-адаптеры и стандартный протокол для диагностики. Но перед тем как приступить к новому, давайте проверим домашнее задание, которое было дано в прошлом номере журнала. Мы предложили вам два скрин-шота со сканера AUTOCOM, давайте разберем их, используя правила из прошлых уроков.
Первая группа ошибок относится к тормозной системе.
Brake Switch Circuit Failure: «Неисправность цепи выключателя тормоза». Переводим этот код стандартно с конца в начало и понимаем, что речь идет о некоей проблеме в цепи сигнала датчика тормоза. Помним о том, что слово «switch» подразумевает не просто датчик, а «Выключатель». В данном случае речь идет о датчике педали тормоза, который может не только включать задние фонари при торможении. У некоторых марок по скорости изменения сигнала этого компонента электронный модуль может понять, насколько интенсивное торможение требуется автомобилю (фото 1).
Input Shaft Speed Signal Missing/Faulted: «Неисправность цепи/Пропущен сигнал скорости с первичного вала». Мы уже знаем, что слово «Input» означает «Входящий», если мы говорим о сигнале датчика. Но в данном коде это слово стоит перед словом «Вал», что означает не проблему входящего сигнала, а проблему сигнала с «Первичного вала», который передает крутящий момент в коробку. В такой ошибке описана какая-то проблема с сигналом или пропущенный сигнал о скорости вращения этого вала (фото 2).
Speed Wheel Sensor All Coherency Failure: «Проблема согласованности всех датчиков скорости колес». Вспомним, что слово «Coherency» используется при сравнении блоком управления нескольких сигналов. В данном случае у нас есть проблема в том, что со всех датчиков колес автомобиля приходят сигналы, которые не могут соответствовать друг другу.
Далее давайте обсудим второй скрин-шот, в котором собраны коды ошибок по трансмиссии.
Up and Down Shift Switch to Transmission Range Correlation: «Проблема взаимосвязи сигнала датчика повышения и понижения передачи и диапазона переключения передач в трансмиссии». Блок управления трансмиссией постоянно мониторит сигнал (напряжение и/или сопротивление) с датчика переключения передачи, который обычно находится под центральной консолью, чтобы понимать, какая текущая скорость. Если сигнал датчика выходит за рамки установленного в программе заводского диапазона (что может произойти после случайного пролива стакана с водой на центральную консоль), то ЭБУ создает эту ошибку и включает лампу неисправности по двигателю, а может и перевести КПП в аварийный режим (фото 3).
Запомним слово «Shift», у которого много разных смыслов, но оно означает в нашем случае «Передачу», как механическую, например, крутящего момента, так и информационную. Не путаем это слово с другим термином «Gear» – дословно «Входить в зацепление», т.е. обозначение механической детали – шестерни или привода. Например, если сказать «Первая передача», то по английски это будет «1st Gear». Если же сказать «1st Shift», то у словосочетания будет абсолютно иной смысл: «Первая смена». Вот такие есть нюансы, о которых стоит помнить, как и о контексте, в котором они используются.
Coast Clutch Solenoid Inductive Signature Malfunction: «Проблема индуктивной подписи сигнала соленоида переключения муфты сцeпления». У некоторых автопроизводителей блок управления трансмиссией постоянно контролирует механическую работу клапана через электрическую цепь, реагируя на то, какие в ней происходят изменения в момент активации и деактивации соленоида. Если, например, в цепи присутствует замыкание во время подачи тока на клапан, то сигнал магнитного поля соленоида, который иногда называется «Индуктивная подпись», отклонится от необходимого значения.
Таким образом, «Подпись» соленоида будет нарушена, что означает присутствие неисправности в его цепи. Новое слово для нас в этом коде – «Clutch», которое означает любой вид муфт или сцепления, будь то муфта компрессора кондиционера или в подвеске. Например, «Clutch Cover» – это корзина сцепления.
Shift Time Error: «Проблема времени передачи». Надеюсь, что перевод этого кода, где речь идет о слишком быстром или замедленном переключении передачи, не составил проблем, учитывая то, что все слова должны быть знакомы.
Теперь давайте перейдем к новым словам, которые наиболее часто используются при описании проблем, связанных с топливоподачей или выхлопной системой. Поскольку ЭБУ двигателя ведет контроль по каждому выпускному тракту, в кодах ошибок будет обязательно присутствовать обозначение ряда цилиндров 1 или 2 – «Bank». Это слово не имеет ничего общего с кредитными организациями, и переводят его по разному – «Блок», «Ряд» и т. п. Последнее слово ближе к истине, но я считаю, что это именно тот случай, когда не стоит придумывать русский эквивалент, и всегда использую слово «Банк». В 99% ошибок номер блока помещают в конце описания кода ошибки.
Мы уже знаем, что означают слова «Open» и «Closed». В ошибках по топливной системе они нередко используются вместе со словом «Loop», что означает «Петля», но в языке программирования это слово имеет другой смысл – «Цикл» или циклическое действие. Таким образом, «Open Loop» или «Closed Loop» будут обозначать, контролирует ли ЭБУ впрыск, ориентируясь на показания датчика кислорода (Closed Loop), или подавая топливо без учета сигнала этого датчика (Open Loop), т.е. в закрытом или в открытом цикле мониторинга. Если слово «Loop» используется в коде ошибки с упоминанием блока управления, например, «ECM Loop Overrun», это будет обозначать проблему с внутренним рабочим циклом блока управления.
Поскольку одна из целей управления впрыском – это поддержание идеальной топливной смеси, конечно, при ее нарушении создаются коды ошибок, которые обозначают излишнее обогащение или обеднение смеси – «Rich» и «Lean». Невозможность удержания смеси в нужном соотношении также понимается как неисправность.
Последовательное обогащение и обеднение смеси проводится блоком двигателя, как реакция на сигнал датчика кислорода. Это может быть управление с расчетом как в короткой, так и в продолжительный отрезок времени. Такие промежутки разделяются на «Short Trim» и «Long Trim». Слово «Trim» также не имеет прямого аналога в русском языке и переводят его кто как, что вызывает некоторую путаницу. По этой причине я не вижу оснований против того, чтобы использовать этот термин как оно звучит по-английски – «Трим», «Краткосрочный трим», «Долгосрочный трим» и т.д. (фото 4).
Когда ЭБУ двигателя ведет управление подачей топлива в двигатель, он реагирует на входящие сигналы в соответствии с заложенной в его памяти программой. Проводя изменения, программа модуля управления ждет подтверждения правильности своих действий, сравнивая полученный результат с заложенным в программу параметром для конкретной ситуации. Это параметр называется «Целью», или «Target».
Если реальное значение выходит очень далеко за нужный диапазон, будет создан код ошибки, указывающий на это. Также целевые значения выводятся в текущих параметрах многих современных двигателей. Например, код с описанием «Actual Rail pressure was over than target» означает, что реальное значение датчика давления в топливной рампе превышает то, которое должно быть в соответствии с программой.
Еще одно интересное слово, связанное с контролем топливной системы, это «Demand». На русском языке оно означает «Запрос», что очень близко по смыслу с «Требованием». Но разница в том, что целевое значение прописано в программе по умолчанию, и ЭБУ сверяет по нему правильность управления, а «Запрос» – это то расчетное значение, которое ЭБУ ожидает (требует) получить в ответ на свои действия. Оно также может соответствовать реальному и целевому, а может и не соответствовать. Если расхождения очень критичны, то будет создан код ошибки, например, «Torque Reduction Demand Signal Fault» означает проблему сигнала с запросом на сокращение крутящего момента. Отправленная ЭБУ команда не выполняется.
В случае, если программа блока управления делает запрос на включение какого-либо компонента, например, лампы неисправностей, или на понижение температуры в программе климатической системы, то используется слово «Request». Если «Demand» подразумевает собой спрос как реакцию на какие-то действия с обратной подтверждающей связью, то «Request» имеет оттенок запроса как команды на выполнение. Если указание не выполняется правильно, то также может быть записан код ошибки, например, «MIL Request Line – High» – «Высокий сигнал в цепи линии запроса на активацию лампочки неисправностей».
Кислородные датчики являются наиболее важным элементом топливной системы и, как и в русском языке, их могут называть по-разному. Как правило, у пользователей диагностических приборов не возникает проблем с идентификацией этих датчиков, поэтому не будем упоминать все возможные названия. Сложность может появиться в идентификации местоположения конкретного датчика, который может быть указан как «Upstream» («Верхний по потоку») или «Downstream» («Нижний по направлению потока»).
Первое слово определяет тот датчик, который находится «выше» по направлению (ближе к источнику потока), второй, соответственно, ниже по течению. Эти определения применяются не только в неисправностях лямбда зондов, но и для всех других датчиков, если их несколько штук в цепи. Это могут быть датчики давления или температуры, например, в системе рециркуляции выхлопных газов или в системе подачи мочевины при нейтрализации вредного выхлопа системы SCR.
Кроме уровня сигнала кислородного датчика, электронный блок также контролирует скорость изменения сигнала датчика в ответ на свои действия. В случае его несоответствия заложенному в программу нормальному значению также будет создан код ошибки. Так, если изменение сигнала быстрее, чем нужно, то оно помечается как «Fast». Если реакция медленная, то «Slow». Информация о скорости изменения сигнала может присутствовать не только в кодах, связанных с кислородными датчиками, но и, например, в описании проблем давления в гидравлической системе дизельного двигателя или в пневмоподвеске: «Startup – Pressure Increase Front аnd Rear Axles Too Slow», что означает «Очень медленное увеличение давления в передней и в задней подвеске в начале подачи».
Нужно помнить о том, что эти два слова также могут быть связаны с компонентами, которые имеют разные скорости движения. Ведь с ними тоже могут возникать проблемы. Это может быть система щеток очистителя лобового стекла или мотор вентилятора климатической системы и т.д.
В случае если ЭБУ двигателя или трансмиссии определяет серьезную фатальную проблему, он может перевести работу системы в аварийный режим, который называется «Limp Home». Это старая английская идиома, которая дословно переводится как «Хромать домой». В нашем случае подразумевается аварийный режим, когда блок управления ограничивает мощность двигателя до минимального уровня, достаточного для того, чтобы своим ходом добраться до сервиса. Это может быть ограничение скорости или давления в рампе с соответствующим кодом ошибки. Некоторые производители лет 20 назад устанавливали в салоне кнопку Limp Home, нажав которую, водитель резко ограничивал мощность двигателя, но мог экономить расход топлива или въезжать на территорию штата с высокими экологическими требованиями, например, в Калифорнию.
В заключение урока выучим пару слов, связанных с блокировкой многочисленных трубок и каналов, по которым может двигаться жидкость, топливо или газ. Кроме понятного «Blocked» это могут быть еще слова «Restricted» и «Plugged». В первом случае имеется в виду, что есть блокировка патрубка, но она может быть не полная, а частичная. Это же слово может относиться к клапану или к диафрагме, если, например, остатки нагара или грязи не дают им двигаться ровно. Второе слово подразумевает, что трубка или шланг закупорен где-то на входе или выходе. Возможно, нерабочим клапаном контроля данного канала.
Надеюсь, что теперь вы овладели лексикой для уверенного определения описания большинства неисправностей, связанных с работой двигателя. В нашем следующем уроке мы поговорим о специфических кодах ошибок, которые связаны с работой систем и шин данных. Ну а теперь, как обычно, пара скриншотов для тренировки. Их мы также разберем в следующем месяце.
Словарь для запоминания
Shift переключение, передача, сдвиг.
Gear шестерня, привод.
Clutch сцепление, муфта.
Bank ряд цилиндров, банк.
Loop цикл.
Rich богатая смесь, обогащение смеси.
Lean бедная смесь, обеднение смеси.
Trim трим, время контроля.
Target целевое значение.
Demand запрос, требование.
Request запрос, команда.
Upsteam верхний датчик, первый датчик по счету.
Downstream нижний датчик, следующий по счету.
Slow медленно, замедление.
Fast быстро, ускорение.
Limp Home аварийный режим.
Restricted ограничены движения, сужение.
Plugged Блокировка, Перекрытие канала