Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Слагаемые успеха

Слагаемые успеха

Продажи шпатлевок GUNTEX начались несколько месяцев назад. Старт оказался успешен, так как компания «Русские краски» предложила широкий ассортимент материалов отменного качества. И теперь, оглянувшись назад, можно раскрыть секрет успеха.

В компании не скрывают, что шпатлевки GUNTEX производятся не в России, а в одной из стран Eвросоюза. Но в Евросоюзе 12 производителей шпатлевок, а торговых марок еще больше. Отобрать из их числа подходящие продукты было нелегко.

Основное назначение шпатлевки – собственно шпатлевание, это процесс заполнения неровностей и углублений на ремонтной поверхности, с последующей ее обработкой для восстановления первоначальной геометрии детали.

К сожалению, в России не существует стандарта, содержащего перечень обязательных показателей качества двухкомпонентных полиэфирных шпатлевок, поэтому для оценки шпатлевок использовался набор потребительских свойств, сформированный экспертной группой. Продукт должен был отвечать наиболее важным показателям.

Тонкая шпатлевка средней плотности для
выравнивания всех видов поверхностей кузова
Тонкая шпатлевка средней плотности для выравнивания всех видов поверхностей кузова

Во-первых, внимание уделялось связи между контактирующими разнородными поверхностями (адгезии), возникающей как результат действия межмолекулярных сил или сил химического взаимодействия. Здесь одной поверхностью является ремонтируемая поверхность, а другой – сама шпатлевка. Для прочного сцепления подложка должна обладать несколькими свойствами: чистотой поверхности и определенной шероховатостью. А от смолы требуется способность сцепляться с подложкой за счет сил межмолекулярного взаимодействия. Если адгезия будет слабой, то слой шпатлевки может отслоиться от подложки даже при незначительных вибрациях в процессе эксплуатации.

Во-вторых, обращалось внимание на тиксотропность – свойство материалов обратимо уменьшать свою вязкость при механическом воздействии. Этот параметр отвечает за свойство шпатлевочной массы держаться на шпателе при перемешивании с отвердителем без соскальзывания. Кроме того, шпатлевка должна равномерно наноситься на ремонтные поверхности и не тянуться за шпателем.

Шпатлевка, наполненная стекловолокном,
для ремонта сильно деформированных
или проржавевших деталей автомобиля
Шпатлевка, наполненная стекловолокном, для ремонта сильно деформированных или проржавевших деталей автомобиля

Немаловажным показателем является и легкость нанесения шпатлевки. Этот параметр обеспечивается структурой внутренних связей шпатлевочной массы. Идеальная шпатлевка должна наноситься легко, мягко, без задиров и пузырей, т.е. как теплое сливочное масло. Но идеал трудно достижим. При работе с некачественным материалом зачастую приходится прилагать к шпателю большое усилие, появляются надрывы в сплошном слое, возникает большое количество пузырьков, которые не исчезают, материал тянется за шпателем, скатывается комками, образует грубую неровную поверхность. Все это усложняет процесс равномерного нанесения массы. А чем неравномернее нанесен слой шпатлевки, тем большее количество усилий придется потратить на абразивную обработку слоя шпатлевки.

Особое внимание следует уделить совокупности устойчивых связей шпатлевочной массы, которая обеспечивает ее целостность при перемешивании и нанесении с протяжкой, относительно тонким слоем или последующим «по сырому».

Тонкая эластичная шпатлевка средней плотности
для небольших поверхностей
Тонкая эластичная шпатлевка средней плотности для небольших поверхностей

В большей мере этот параметр способен влиять на толщину наносимого слоя, так как изначальная рыхлость шпатлевочной массы может выразиться в неровном поверхностном слое. Кроме того, при увеличении его толщины есть вероятность появления большого количества «пузырей» и «катышков». Правда, если нанести шпатлевку несколькими «плотными» проходами, перечисленных проблем удастся избежать.

В качестве «оборудования и оснастки» используются рука со шпателем и пара глаз.

Плотная шпатлевка средней зернистости для
устранения мелких, средних и крупных неровностей
Плотная шпатлевка средней зернистости для устранения мелких, средних и крупных неровностей

Крайне необходимо обращать внимание на шлифуемость – способность материала подвергаться обработке, в частности абразивами, с целью изменения формы и качества поверхности. Стоит отметить, что шлифуемость является одним из основных параметров, определяющих технологичность обработки шпатлевки, она прямо зависит от физических свойств полимеризованного материала, как следствие – обрабатываемость с разной скоростью, сложность придания точной формы поверхности при быстром разрушении материала или быстрое забивание «наждачки», даже специальных сортов.

Еще одним важным показателем качества продукта является усадка – уменьшение линейных размеров и соответственно объема шпатлевки в процессе полимеризации или выдержки относительно первоначальных размеров. Основу усадки (так же как и утяжки) составляет термическое сжатие в процессе полимеризации (мастера наверняка замечали выделение тепла, а ведь при этом происходит и расширение материала). Линейная усадка у композитов составляет 0,3–1,2%, соответственно эти проценты и необходимо «ловить» на толщине.

Шпатлевка средней плотности, наполненная
алюминиевым порошком, для выравнивания
участков кузова автомобиля, подвергающихся как
температурному, так и вибрационному воздействию
Шпатлевка средней плотности, наполненная алюминиевым порошком, для выравнивания участков кузова автомобиля, подвергающихся как температурному, так и вибрационному воздействию

Особо неприятных последствий от усадки в таком диапазоне ожидать не приходится. Возможно некоторое оконтуривание или проявление краевого ореола (разговор идет именно о «родной» усадке шпатлевки, не связанной с набуханиями и высыханиями от последующих слоев ЛКМ).

Правда, как отделить на реальной детали «родную» усадку от «привнесенной» другими ЛКМ, не очень-то понятно. Да это и не особенно важно, так как интенсивное ускорение процессов полимеризации с помощью конвекционной сушки и быстрое «выпихивание» автомобиля с головой перекроет эти 0,3–1,2%. Здесь помогает обычная выдержка – сутки-двое перед нанесением последующего лакокрасочного (подготовительного) материала.

Немаловажные детали

Существует ряд других характеристик, которые можно отнести ко второстепенным, но, тем не менее, важным. Это может быть, к примеру, ассортимент наименований и фасовки. Так, широкий ассортимент видов шпатлевки обеспечивает удовлетворение любых нужд маляров. Стеклонаполненная отвечает за первичное заполнение ослабленных поверхностей; с алюминием – за ремонт поверхностей, подверженных температуре и вибрации. Есть очень эластичная шпатлевка для ремонта пластиковых деталей, универсальная шпатлевка для любых видов ремонта, причем оптимизированная по цене; имеется универсальная мягкая шпатлевка для любых видов ремонта с улучшенной способностью к шлифованию, а также универсальная легкая шпатлевка с низкой плотностью для больших объемов работ и финишная для заполнения мелких рисок и пор.

Кроме того, необходимо, чтобы маляр имел выбор из нескольких вариантов фасовок, например, 0,25 кг, 0,5 кг, 1,0 кг, 2,0 кг в зависимости от объемов ремонта.

В теории шпатлевка должна сохранять свою однородность, консистенцию и способность отверждаться в течение гарантийного срока. Но на практике оказывается, что многие шпатлевки еще до истечения гарантийного срока начинают расслаиваться с отделением смолы, если же такую шпатлевку перемешать, то она теряет значительную часть тиксотропности и насыщается пузырьками воздуха, которые трудно удалить. Также шпатлевка может загустеть или даже превратиться в камень раньше срока, если она хранилась при температуре выше 30°С. Ведь при повышенной температуре некоторые полиэфирные смолы могут «схватываться» без участия отвердителя.

На первый взгляд, для маляра продолжительность срока хранения не имеет особого значения, так как купленная шпатлевка сразу используется по назначению, главное, чтобы она была не просрочена. Но территория нашей страны очень велика, и часто случается, что товар кочует со склада на склад годами, прежде чем попадет в руки потребителя. И если продукт будет иметь короткий срок хранения, то он может попасть на утилизацию раньше, чем дойдет до потребителя.

На соответствие приведенным выше параметрам были испытаны шпатлевки многих европейских производителей. Для GUNTEX были отобраны продукты с самыми высокими показателями по соотношению качества и цены. Все испытания проводились группой профессиональных маляров на базе Учебного центра компании «Русские краски».

  • Андрей Филатов

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены