Спасти кузов от гравия
Наш журнал неоднократно писал, что антикоррозионную обработку кузова необходимо дополнять антигравийной защитой. Для российских условий эксплуатации это особенно важно.
Назначение антигравийных материалов понятно из названия. Во время движения они предохраняют бамперы, фартуки, пороги, колесные арки, кромки крыльев и прочие участки автомобильного «тела» от ударов песка и щебня, зачастую смешанных с водой и солью. В народе эту напасть прозвали очень метко – «пескоструйка».
Понятно, что в указанных зонах кузова обычного антикора недостаточно, – там необходима противостоящая ударам «броня», своеобразный панцирь. Защитные материалы такого рода обладают весьма специфическими свойствами. Прежде всего укажем эластичность в сочетании с высокой прочностью. Действительно, твердое покрытие склонно к растрескиванию, а эластичное – нет, поэтому оно и долговечно. Кроме того, антигравийная пленка поглощает шум от ударов, а также гасит вибрации днища.
Можно ли отнести антигравийные материалы к антикоррозионным? Еще несколько лет назад ответ был неопределенным – какие-то да, а какие-то нет. В те времена не каждая «антигравийка» содержат ингибиторы коррозии. Сегодня можно с уверенностью отвечать положительно, особенно если речь идет о препаратах концерна Dinol AB. У этого производителя новейшие ингибиторы имеются во всех баллончиках, канистрах и бочках. Они превращают схему антикоррозионной обработки «скрытые полости плюс днище» в более функциональную – «полости, днище плюс антигравийная защита».
Итак, концерн Dinol AB предлагает рынку довольно широкую гамму антигравийных препаратов. Познакомимся с некоторыми из них поближе.
Перед нами группа материалов Dinitrol 440, 441, 442, 445 и 447. Они могут наноситься на любое покрытие: PVC, пластик, а также на «голый», фосфатированный, загрунтованный или окрашенный металл, – главное, чтобы поверхность была сухой и чистой.
На первый взгляд, представители гаммы «440–447» отличаются друг от друга незначительно. Все они содержат пластик и синтетическую резину, диспергированные в растворителе. Пластик придает пленке прочность и твердость в строго заданных пределах, а резина – необходимую эластичность. Варьируя рецептурой, получают требуемые сочетания этих, в общем-то, противоречивых механических характеристик.
При более подробном изучении видно, что каждый препарат имеет свою «изюминку». Так «447-й» подешевле собратьев, в нем больше резиновых ингредиентов. Однако его эластичная пленка не столь эффектно выглядит, как, скажем, слой более прочного, долговечного и… да, да – более дорогого препарата Dinitrol 442. С другой стороны, Dinitrol 447 содержит диспергированный цинк, обеспечивающий дополнительную антикоррозионную защиту при нанесении на «голую» сталь.
Впрочем, перечисление всех тонкостей не входит в нашу задачу. Эта статья – не инструкция по эксплуатации, и не каталог. Важно дать ориентиры, а подробности можно узнать у российских дилеров Dinol AB. Отметим лишь, что самый ходовой материал на рынке – Dinitrol 445, демонстрирующий выгодное сочетание свойств семейства. Тут уж каждый выбирает для себя, а дело концерна Dinol AB – обеспечить этот выбор.
Приемы нанесения препаратов указанного семейства, в общем-то, схожие. Необходимо хорошенько взболтать баллон перед использованием – до появления стука металлического шарика. Обрабатываемые места автомобиля должны быть абсолютно сухими и чистыми от грязи и ржавчины. Для достижения оптимального результата материал наносится с расстояния около 30 см, толщина пленки «мокрого» покрытия 1–2 мм. Однако в местах, подвергаемых абразивному износу, толщину пленки рекомендуется увеличивать.
Наиболее благоприятная температура для сушки +20 °С. После высыхания поверхность можно окрашивать алкидными, акриловыми целлюлозными и водорастворимыми красками, лишь бы обработанная поверхность быть абсолютно сухой. Впрочем, для водорастворимых красок это условие не такое строгое.
И важное замечание. Нельзя допускать попадания антигравийных препаратов на тормозные колодки, барабаны и диски, а также на выхлопные трубопроводы.
Особую группу составляют антигравийные и противошумные материалы Dinitrol на водной основе. К ним относятся составы Dinitrol 448, 956SD, 958, 5100. Некоторые из этих материалов представлены на фотографиях.
Фирменная документация говорит нам, что Dinitrol 448 – это «водная дисперсия полимеров и ингибиторов, обладающая антикоррозионными и антигравийными свойствами. Образующая пленка очень эластична, обладает хорошей адгезией, обеспечивает надежную и длительную защиту от гравия и коррозии. Несмотря на разбавляемость водой, быстро сохнет, после высыхания легко окрашивается любой краской. Продукт не горюч, не содержит канцерогенов, не требует специальных мер безопасности при нанесении, хранении и перевозке, не требует маркировки как опасный материал. Предназначен для защиты от гравия порогов, колесных арок, крыльев и других мест. Также применяется как антивибрационный, противошумный материал на определенных плоских поверхностях кузова».
Привлекательная характеристика, не так ли? А дальше еще интереснее. Оказывается, что при распылении неразбавленного продукта при давлении 4–6 бар получается текстурное покрытие – и чем давление выше, тем эта текстура мельче.
Если требуется гладкое покрытие, продукт надо разбавить водой до 15%. Кстати, тогда становится возможным распыление и с помощью инжекторного пистолета.
Чтобы результат был качественным, температура должна быть не ниже +6 °С – вода есть вода. Когда будете сушить покрытие, предохраняйте его от замерзания. И только после окончательного затвердевания материала отпускайте автомобиль на мороз.
И еще одно полезное замечание. Невысохший продукт легко снимается (удаляется) водой, а вот после полного высыхания пленку возможно удалить только механическим путем – например, шлифованием.
Совершенно безопасные для работников сервиса, потребителей и окружающей среды, экологичные препараты завоевывают все большую популярность на рынке. Правда, они подороже материалов вышеописанной серии «440–447», но здоровье того стоит. Да и внешний вид у защитной пленки получается весьма стильный, отличный от обычной антигравийной «брони».
Что касается адгезии материалов Dinitrol, как традиционных, так и водоэмульсионных, упоминать о ней даже как-то неудобно. Все равно что говорить о способности «Боинга» набирать высоту – и так все ясно.
А теперь несколько слов о материале, стоящим в «антигравийно-антишумном» ряду особняком. Это Dinitrol 479. Почему «особняком» – да потому, что он позиционируется как шумоизоляционный материал с антикорозионными и антигравийными свойствами. Кроме эффективной защиты от шума, он позволяет формировать так называемые «жидкие подкрылки». И конечно же, содержит новейшие ингибиторы коррозии.
Полученное покрытие устойчиво к абразивному износу, ударам и прочим механическим воздействиям. Кроме того, пленка не боится ни мороза, ни жары – максимальная температура, которую она выдерживает, «зашкаливет» за 100 °С.
Наносится Dinitrol 479 с помощью распыления. «Жидкие подкрылки» можно «ваять» во время профессиональной антикоррозионной обработки или же предлагать клиентам в виде отдельной услуги. В ближайшее время мы посвятим этому препарату отдельную статью. В преддверии зимних холодов, слякоти, обилия антигололедных реагентов в сочетании с песком это будет весьма актуально.