«Динитрол»: сначала были самолеты…
Интересно, что алюминий сначала появился в автомобилях – в 1899 году на выставке в Берлине был показан первый «спорткар» с корпусом из него. И только спустя 18 лет, в 1917 году, был построен первый самолет из алюминиевого сплава. Но затем авиаторы полностью перешли на «крылатый металл» – поскольку он легче. А автомобилестроители, наоборот, от него отказались, заменив на сталь: она прочнее и дешевле. Отказались, но не забыли: масса машины с годами становилась все более важным показателем. И в 1991 году он окончательно возвратился «на землю» – концерн Audi выпустил автомобиль А8 с полностью алюминиевым кузовом.
Тенденцию подхватили другие автопроизводители. И с тех пор с каждым годом в автомобилях все больше алюминия – из него делаются уже не только радиаторы, конденсаторы и испарители кондиционеров, разнообразные соединительные трубки, но и шасси, крылья, двери и т.д.
Казалось бы, это очень хорошо для автовладельца: ведь этот металл не ржавеет, как нам говорили в школе. Значит, хотя в очередной раз (и как обычно, совершенно неожиданно) и наступила зима – беспокоиться не о чем? На самом деле, это далеко не так. И защищать алюминиевые детали перед зимней эксплуатацией необходимо так же тщательно, как и стальные.
Не ржавеет – но…
Ставшая уже привычной зимняя «каша» из грязи и химически активных противогололедных реагентов (вместе с вибрациями и перепадами температур) – это очень агрессивная среда, которая не только быстро разрушает оксидную пленку Al2O3, защищающую алюминий, но и препятствует ее восстановлению.
Кроме того, в местах контакта со сталью неизбежно возникают гальванические пары – и электрохимическая коррозия разъедает именно алюминий. В этот список надо добавить и межкристаллитную коррозию, которая разрушает границы зерен металла. Она снижает прочность и другие механические характеристики изделия, но, что хуже всего, при этом внешне ее не видно. А в результате однажды деталь ни с того, ни с сего рассыпается в порошок.
Так стоит ли удивляться, что количество загубленных коррозией радиаторов, испарителей и конденсаторов исчисляется десятками, если не сотнями тысяч. На некоторых иномарках после зимнего сезона часто приходится менять алюминиевые кузовные детали. А ведь все это – достаточно дорогие детали…
Что делать?
В принципе, для борьбы с коррозией алюминиевых сплавов придумано несколько способов: например, катодно-анодная защита при использовании протекторов, которой пользуются судостроители. Но для автомобиля лучше использовать традиционный способ – нанести на деталь защитное покрытие. Это гораздо проще и технологичнее: помазал или побрызгал препаратом на алюминиевую деталь (а то и окунул ее) – и все в порядке.
Но чем эту деталь мазать, брызгать или куда ее окунать?
С самолетов – на автомобили
Одними из самых известных и эффективных по защите алюминиевых сплавов от коррозии считаются препараты «Динитрол». У этого бренда богатый опыт по работе с воздушными судами. Самолет не автомобиль – его не приткнешь на обочине, чтобы посмотреть: что там проржавело? Поэтому к качеству и надежности всего, что используется в авиации, отношение очень серьезное…
В Россию шведские антикоры попали тоже благодаря авиаторам: в 1973 году отечественный авиапром по примеру «Боинга» и прочих западных коллег закупил для воздушных судов антикоры марки «Динитрол». Они были включены и в официальную техническую документацию.
Препараты «Динитрол» для защиты авиационных сплавов маркируются индексом AV, например, Dinitrol AV-15.
В свое время в Швеции применили AV-15 для антикоррозионной защиты радиаторов автомобилей «Мерседес» – таким образом, впервые сугубо авиационный состав стал заодно и автомобильным.
Защита автокомпонентов «пятнадцатым» оказалась очень эффективной. И на основе AV-15 был создан новый препарат Dinitrol 713 IQ – специальный антикор для автомобильных узлов и деталей из алюминия. Кстати, он умеет защищать и медь, и бронзу, и латунь, и нержавеющую сталь, которая на самом деле тоже не вечна.
«Семьсот тринадцатый» обладает всеми достоинствами «летающего» AV-15. Особые ингибиторы в составе практически останавливают коррозию алюминиевых сплавов. Кроме того, препарат создает на поверхности легкую и тонкую прозрачную пленку толщиной всего 15 мкм. Кстати, она прекрасно пропускает тепло, не снижая эффективности защищаемого теплообменника.
И, что очень важно, Dinitrol 713 IQ очень технологичен – он «одношаговый»: не требует предварительного грунтования, проникает во все труднодоступные участки конструкции и обеспечивает собственную адгезию. Наносится с помощью кисти, «воздушным» или «безвоздушным» распылением из пистолета или же окунанием.
Важно только помнить: перед нанесением необходимо тщательно очистить алюминиевые детали от грязи и обезжирить их. Крупные компоненты, например, радиаторы, лучше всего покрывать препаратом перед их установкой. А после установки – еще раз тщательно обработать Dinitrol 713 IQ все подводящие трубки и иные алюминиевые детали.
Кстати, при необходимости ремонта пленка Dinitrol 713 IQ смывается горячей водой под давлением – для этого достаточно обычного моечного аппарата. Так что защитную пленку рекомендуется регулярно обновлять, например, перед каждой зимой.
Что, где и как?
Сегодня на российском рынке присутствуют оба препарата – и «автомобильный» Dinitrol 713 IQ, и «авиационный» Dinitrol AV-15.
Но деление этих препаратов на «земной» и «воздушный» достаточно условное – оба они подходят для обработки автомобилей: проведены соответствующие испытания и получены положительные результаты практического применения.
Все дело в том, что «автомобильный» Dinitrol 713 IQ выпускается в полулитровых баллонах-спреях. А «авиационный» Dinitrol AV-15 – в канистрах по 10, 20 и 60 литров. И для его нанесения нужен пистолет-распылитель (желательно фирменный «динитроловский»). Но при массовой обработке алюминиевых деталей в крупных автоцентрах именно «пятнадцатый» становится экономически более эффективным. Так что выбирать, чем обрабатывать автомобильный алюминий – задача, которую авторемонтникам надо решать самим «по месту». Но что обрабатывать надо – здесь сомнений нет: лучше один раз обработать автомобиль, чем потом постоянно менять по гарантии радиаторы и испарители. Про крылья уже не говорим…