Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Старый друг дороже новых двух»

Старый друг дороже новых двух»

Нестабильная экономическая обстановка в мире, сокращение доходов населения и постоянная угроза новой волны финансового кризиса заставляет западного потребителя нервничать. Для автопроизводителей это обернулось падением продаж новых автомобилей в США и Европе. В свою очередь ремонтные мастерские и торговцы запчастями приготовились к валу клиентов – американцы и европейцы не спешили с покупкой новых транспортных средств, продолжая эксплуатировать имеющиеся. Мириться с этим автомобильные компании были не намерены, взяв паузу, они все-таки нашли способ заманить потребителя в автосалоны

С начала кризисных явлений в США длительность владения автомобилем все больше увеличивалась. В третьем квартале 2011 года средний срок владения ТС для машин, купленных новыми, достиг рекордного показателя в 71 месяц. Аналогичная ситуация, свидетельствуют данные компании Polk, наблюдалась и в сегменте подержанных автомобилей. В этой категории срок владения составил 50 месяцев.

Ключевым фактором, повлиявшим на рынок оказалась ситуация в экономике. Срок владения начал увеличиваться уже в четвертом квартале 2008 года на фоне нарастания глобального кризиса. Рост безработицы, проблемы ипотечного рынка, снижение шансов получения кредитов привели к тому, что значительная часть американцев решили повременить с покупкой нового транспортного средства. С четвертого квартала 2008 года по первый квартал 2009 время владения машиной выросло почти на три месяца. С тех пор этот показатель ежеквартально увеличивался (лишь однажды стабилизировавшись).

К февралю 2012 был зафиксирован абсолютный рекорд: 71 месяц для машин, купленных новыми, и 50 месяцев для подержанных. Несмотря на увеличившуюся к этому времени доступность кредитов, в стране сохранялась неопределенность с рабочими местами. Кроме того, американцы, все-таки решившиеся на покупку нового автомобиля, подстраховались, взяв кредит на более длительный срок и тем самым снизив сумму ежемесячных выплат. Нежелание расставаться с уже имеющимся авто также было продиктовано еще одним фактом: в последние время новые марки демонстрируют большую надежность. Кроме того, некоторые производители увеличили гарантию на свои продукты, что заставило жителей США дольше не продавать машины. Риск остаться один на один с серьезной поломкой был существенно снижен. Вместе с кризисом увеличился и возраст автопарка страны. В июле прошлого года он составил в среднем 10,8 года.

Как отмечается в исследовании Polk, время владения машиной служит своеобразным показателем общего состояния автомобильной индустрии. К примеру, производитель может точнее предсказать объем продаж, а сервисный центр – поток клиентов. Так, рост срока владения ТС привел к значительному увеличению объемов реализации у ведущих сетей-продавцов запчастей, включая AutoZone, O'Reilly Automotive и Advance Auto Parts. Многие американцы, столкнувшись с сокращением доходов, вспомнили, что ремонтировать машины можно и собственными руками. Три четверти респондентов, которые обычно обращались за услугами в автосервис, заявили о готовности попробовать устранить поломку, если это позволит сэкономить деньги. В то же время тенденция может сыграть на руку и дилерам с производителями OEM. В частности, ими могут быть разработаны программы лояльности, направленные на владельцев подержанных авто.

И все же, несмотря на тревожный настрой покупателей, эксперты ждут, что в ближайшие несколько лет продажи легковых автомобилей будут умеренно расти, к 2015 году США по этому показателю выйдут на докризисный уровень в 16 млн проданных автомобилей ежегодно. Правда, в Polk считают, что рост продаж не обязательно приведет к немедленному сокращению срока владения. Ведь проблемы в экономике до конца не решены. В связи с этим эксперты прогнозируют, что наблюдаемая тенденция сохранится по крайней мере в ближайшие пару лет. При этом дилерам, продажникам, специалистам по маркетингу и рекламе желательно следить за динамикой владения автомобилем. Этот показатель может послужить хорошим индикатором готовности населения приобретать новые ТС, подчеркивают в Polk.

Между тем уже во втором квартале 2012 года автомобильный рынок неожиданно оживился во многом благодаря новым технологиям производства и низкой ставке рефинансирования, которая делает кредиты более доступными для населения. За этот период средний срок владения новым автомобилем составил 66,2 месяца (во втором квартале 2011 – 68,1 месяца). Хотя изменение по сравнению с пиковым значением кажется незначительным, американские СМИ сделали вывод, что жители США подустали от старых машин и начали понемногу от них избавляться. Правда, подустать потенциальным покупателям помогли в немалой степени маркетологи.

Многие американцы вспомнили, что мелкий ремонт можно провести самостоятельно
Многие американцы вспомнили, что мелкий ремонт можно провести самостоятельно

На настроение покупателей, по данным портала CNBC, повлияли несколько факторов. Во-первых, производители вывели на рынок новые модели, которые потребляют значительно меньше топлива, что, естественно, экономит деньги. Подсчитано, что за последние три года новые легковые автомобили и даже кроссоверы стали «есть» гораздо меньше бензина. В сентябре этот показатель составил в среднем 23,8 мили на галлон (38,3 км на 3,8 литра). По сравнению с данными 2007 года нынешние автомобили оказались на 18% экономичнее. Этот факт и стал главным козырем автомобилестроителей на фоне роста цен на топливо. Во-вторых, активизировался банковский сектор. Низкая процентная ставка (с 2010 года ставка рефинансирования не изменялась) и ставшие в последнее время более привлекательными автокредиты стали доступными для широких слоев населения. В результате покупатели стали активно использовать данную возможность. Наиболее популярными продуктами стали кредиты, выплаты по которым не превышают 200 долл. в месяц.

Отъявленные эксплуататоры

Похожая ситуация наблюдается и на европейском рынке. Согласно последним доступным данным Ассоциации европейских производителей автомобилей, в 2010 году на дорогах Европы находились более 250 млн транспортных средств. Лишь 6% из них были новыми, а средний возраст автомобиля составлял 8,2 года. При этом более 34% машин были старше 10 лет. Среднестатистический европеец проезжает за год 14 тыс. км. Больше всего автомобилей сконцентрировано в странах Западной Европы. Семь из десяти ТС покупаются в Германии, Италии, Франции, Великобритании и Испании.

Замедление темпов роста мировой экономики и влияние этого процесса на европейский авторынок наглядно демонстрирует ситуация в Великобритании. По данным Общества производителей и продавцов автомобилей (SMMT), за последние 10 лет автопарк страны вырос на 9%, однако за предыдущее десятилетие количество автомобилей увеличилось на 17%. К концу 2011 года автопарк насчитывал 31362716 ТС. Рост по сравнению с 2010 годом составил 0,3%, а средний возраст самих автомобилей равнялся 7,44 года. Как и в США, этот показатель вырос на 2 месяца относительно 2010 года. И в этом случае эффект объясняется сокращением доходов населения. Подержанных авто, чей возраст перевалил за 12 лет, в королевстве насчитали 5,3 млн. Что касается количества владельцев авто, то, среднестатистический автомобиль проходит через руки четырех покупателей. Однако есть и такие, которые меняют по 20 владельцев и больше. Подобных машин в Великобритании нашли 341 штуку.

Производители машин не долго мирились с ситуацией. К примеру, Общество производителей и продавцов автомобилей Великобритании заверило потенциальных покупателей, что отказ от замены старого транспортного средства на новое, может и не поспособствовать экономии средств. Новые модели оказываются в среднем на 20% экономичнее машин, чей возраст достигает семи лет. А владение новым автомобилем в течение года обойдется на 400 фунтов (20165 руб) дешевле.

«В 2012 году количество зарегистрированных новых автомобилей оказалось выше прошлогодних показателей, однако недавний отчет SMMT показал, что с сокращением доходов водители не спешат избавляться от подержанных машин, из-за повысившейся надежности продуктов, – объясняет глава Общества Пол Эверит. – В то же время новые автомобили меняют традиционное представление британцев о транспортном средстве. И вполне возможно, что с финансовой точки зрения смысл поменять подержанный автомобиль на новый есть».

Интересно, что привлекать новых покупателей в условиях экономической неопределенности автопроизводителям удается, обосновав разумность покупки. В 2011 году потребители проявили еще больше интереса к транспортным средствам с низким потреблением топлива. Впервые количество регистрируемых новых машин с дизельным двигателем превысило число автомобилей с бензиновым. В итоге первые заняли 50,6 рынка. Также вырос парк ТС, использующих альтернативные виды топлива. Кроме того, теперь на дорогах королевства автомобилей с бензиновым двигателем меньше, чем в 1988 году. Похоже, что производителям удалось убедить часть британцев в «разумности» покупки нового технологичного авто. Во всяком случае с прошлого года число автомобилей с выбросами CO2 менее чем 100 г/км удвоилось до 120 тыс ТС. Причина проста – транспортный налог на такие машины не взимается.

  • Андрей Филатов

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены