Старый друг дороже новых двух»
Нестабильная экономическая обстановка в мире, сокращение доходов населения и постоянная угроза новой волны финансового кризиса заставляет западного потребителя нервничать. Для автопроизводителей это обернулось падением продаж новых автомобилей в США и Европе. В свою очередь ремонтные мастерские и торговцы запчастями приготовились к валу клиентов – американцы и европейцы не спешили с покупкой новых транспортных средств, продолжая эксплуатировать имеющиеся. Мириться с этим автомобильные компании были не намерены, взяв паузу, они все-таки нашли способ заманить потребителя в автосалоны
С начала кризисных явлений в США длительность владения автомобилем все больше увеличивалась. В третьем квартале 2011 года средний срок владения ТС для машин, купленных новыми, достиг рекордного показателя в 71 месяц. Аналогичная ситуация, свидетельствуют данные компании Polk, наблюдалась и в сегменте подержанных автомобилей. В этой категории срок владения составил 50 месяцев.
Ключевым фактором, повлиявшим на рынок оказалась ситуация в экономике. Срок владения начал увеличиваться уже в четвертом квартале 2008 года на фоне нарастания глобального кризиса. Рост безработицы, проблемы ипотечного рынка, снижение шансов получения кредитов привели к тому, что значительная часть американцев решили повременить с покупкой нового транспортного средства. С четвертого квартала 2008 года по первый квартал 2009 время владения машиной выросло почти на три месяца. С тех пор этот показатель ежеквартально увеличивался (лишь однажды стабилизировавшись).
К февралю 2012 был зафиксирован абсолютный рекорд: 71 месяц для машин, купленных новыми, и 50 месяцев для подержанных. Несмотря на увеличившуюся к этому времени доступность кредитов, в стране сохранялась неопределенность с рабочими местами. Кроме того, американцы, все-таки решившиеся на покупку нового автомобиля, подстраховались, взяв кредит на более длительный срок и тем самым снизив сумму ежемесячных выплат. Нежелание расставаться с уже имеющимся авто также было продиктовано еще одним фактом: в последние время новые марки демонстрируют большую надежность. Кроме того, некоторые производители увеличили гарантию на свои продукты, что заставило жителей США дольше не продавать машины. Риск остаться один на один с серьезной поломкой был существенно снижен. Вместе с кризисом увеличился и возраст автопарка страны. В июле прошлого года он составил в среднем 10,8 года.
Как отмечается в исследовании Polk, время владения машиной служит своеобразным показателем общего состояния автомобильной индустрии. К примеру, производитель может точнее предсказать объем продаж, а сервисный центр – поток клиентов. Так, рост срока владения ТС привел к значительному увеличению объемов реализации у ведущих сетей-продавцов запчастей, включая AutoZone, O'Reilly Automotive и Advance Auto Parts. Многие американцы, столкнувшись с сокращением доходов, вспомнили, что ремонтировать машины можно и собственными руками. Три четверти респондентов, которые обычно обращались за услугами в автосервис, заявили о готовности попробовать устранить поломку, если это позволит сэкономить деньги. В то же время тенденция может сыграть на руку и дилерам с производителями OEM. В частности, ими могут быть разработаны программы лояльности, направленные на владельцев подержанных авто.
И все же, несмотря на тревожный настрой покупателей, эксперты ждут, что в ближайшие несколько лет продажи легковых автомобилей будут умеренно расти, к 2015 году США по этому показателю выйдут на докризисный уровень в 16 млн проданных автомобилей ежегодно. Правда, в Polk считают, что рост продаж не обязательно приведет к немедленному сокращению срока владения. Ведь проблемы в экономике до конца не решены. В связи с этим эксперты прогнозируют, что наблюдаемая тенденция сохранится по крайней мере в ближайшие пару лет. При этом дилерам, продажникам, специалистам по маркетингу и рекламе желательно следить за динамикой владения автомобилем. Этот показатель может послужить хорошим индикатором готовности населения приобретать новые ТС, подчеркивают в Polk.
Между тем уже во втором квартале 2012 года автомобильный рынок неожиданно оживился во многом благодаря новым технологиям производства и низкой ставке рефинансирования, которая делает кредиты более доступными для населения. За этот период средний срок владения новым автомобилем составил 66,2 месяца (во втором квартале 2011 – 68,1 месяца). Хотя изменение по сравнению с пиковым значением кажется незначительным, американские СМИ сделали вывод, что жители США подустали от старых машин и начали понемногу от них избавляться. Правда, подустать потенциальным покупателям помогли в немалой степени маркетологи.
На настроение покупателей, по данным портала CNBC, повлияли несколько факторов. Во-первых, производители вывели на рынок новые модели, которые потребляют значительно меньше топлива, что, естественно, экономит деньги. Подсчитано, что за последние три года новые легковые автомобили и даже кроссоверы стали «есть» гораздо меньше бензина. В сентябре этот показатель составил в среднем 23,8 мили на галлон (38,3 км на 3,8 литра). По сравнению с данными 2007 года нынешние автомобили оказались на 18% экономичнее. Этот факт и стал главным козырем автомобилестроителей на фоне роста цен на топливо. Во-вторых, активизировался банковский сектор. Низкая процентная ставка (с 2010 года ставка рефинансирования не изменялась) и ставшие в последнее время более привлекательными автокредиты стали доступными для широких слоев населения. В результате покупатели стали активно использовать данную возможность. Наиболее популярными продуктами стали кредиты, выплаты по которым не превышают 200 долл. в месяц.
Отъявленные эксплуататоры
Похожая ситуация наблюдается и на европейском рынке. Согласно последним доступным данным Ассоциации европейских производителей автомобилей, в 2010 году на дорогах Европы находились более 250 млн транспортных средств. Лишь 6% из них были новыми, а средний возраст автомобиля составлял 8,2 года. При этом более 34% машин были старше 10 лет. Среднестатистический европеец проезжает за год 14 тыс. км. Больше всего автомобилей сконцентрировано в странах Западной Европы. Семь из десяти ТС покупаются в Германии, Италии, Франции, Великобритании и Испании.
Замедление темпов роста мировой экономики и влияние этого процесса на европейский авторынок наглядно демонстрирует ситуация в Великобритании. По данным Общества производителей и продавцов автомобилей (SMMT), за последние 10 лет автопарк страны вырос на 9%, однако за предыдущее десятилетие количество автомобилей увеличилось на 17%. К концу 2011 года автопарк насчитывал 31362716 ТС. Рост по сравнению с 2010 годом составил 0,3%, а средний возраст самих автомобилей равнялся 7,44 года. Как и в США, этот показатель вырос на 2 месяца относительно 2010 года. И в этом случае эффект объясняется сокращением доходов населения. Подержанных авто, чей возраст перевалил за 12 лет, в королевстве насчитали 5,3 млн. Что касается количества владельцев авто, то, среднестатистический автомобиль проходит через руки четырех покупателей. Однако есть и такие, которые меняют по 20 владельцев и больше. Подобных машин в Великобритании нашли 341 штуку.
Производители машин не долго мирились с ситуацией. К примеру, Общество производителей и продавцов автомобилей Великобритании заверило потенциальных покупателей, что отказ от замены старого транспортного средства на новое, может и не поспособствовать экономии средств. Новые модели оказываются в среднем на 20% экономичнее машин, чей возраст достигает семи лет. А владение новым автомобилем в течение года обойдется на 400 фунтов (20165 руб) дешевле.
«В 2012 году количество зарегистрированных новых автомобилей оказалось выше прошлогодних показателей, однако недавний отчет SMMT показал, что с сокращением доходов водители не спешат избавляться от подержанных машин, из-за повысившейся надежности продуктов, – объясняет глава Общества Пол Эверит. – В то же время новые автомобили меняют традиционное представление британцев о транспортном средстве. И вполне возможно, что с финансовой точки зрения смысл поменять подержанный автомобиль на новый есть».
Интересно, что привлекать новых покупателей в условиях экономической неопределенности автопроизводителям удается, обосновав разумность покупки. В 2011 году потребители проявили еще больше интереса к транспортным средствам с низким потреблением топлива. Впервые количество регистрируемых новых машин с дизельным двигателем превысило число автомобилей с бензиновым. В итоге первые заняли 50,6 рынка. Также вырос парк ТС, использующих альтернативные виды топлива. Кроме того, теперь на дорогах королевства автомобилей с бензиновым двигателем меньше, чем в 1988 году. Похоже, что производителям удалось убедить часть британцев в «разумности» покупки нового технологичного авто. Во всяком случае с прошлого года число автомобилей с выбросами CO2 менее чем 100 г/км удвоилось до 120 тыс ТС. Причина проста – транспортный налог на такие машины не взимается.