Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

SUV – главный российский автомобиль?

У меня есть «автомобильная мечта». Она достаточно простая – чтобы сидеть было высоко и просторно. Чтобы не царапать днище, когда залезаешь на бордюр (для петербуржцев – поребрик). Чтобы зимним утром выехать из снежной западни, умело нагребенной ночью доблестными работниками коммунальных служб. Чтобы летом съездить «на дачу» – и не завязнуть на российских проселках. И чтобы в багажник влезал холодильник (или хотя бы пара мешков цемента).

Но при этом – машина должна выглядеть солидно, чтобы не стыдно было подъехать к театру. Однако не была громоздким «сараем», который нигде не проходит и его некуда приткнуть. И чтобы экономно расходовала топливо…

И, как оказалось, моя «автомобильная мечта» – не только моя. Результаты исследований Russian Automotive Market Research (НАПИ) показывают – автомобили SUV самый быстрорастущий сегмент российского рынка за последние годы. В период с 2007 года по август 2012 года его доля на рынке легковых автомобилей выросла с 14,5% до 28% и составила 526,4 тыс. машин.

Что такое SUV?

Аббревиатура SUV расшифровывается как Sport Utility Vehicle – «спортивно-утилитарный автомобиль». Такой автомобиль имеет высокий потолок, высокую посадку, относительно большой дорожный просвет, полный привод, приемлемую для грунтовых дорог (но не бездорожья) проходимость.

Вообще, попытка разобраться, что такое SUV, а также чем он отличается от «кроссовера», а также от «внедорожника» или «паркетника» – занятие явно на любителя. Как гласит «Европейская классификация автомобилей», продаваемые в странах Европы легковые и внедорожные авто разделяются на 10 групп (6 по размерным классам и 4 – по типу кузова). Каждый класс может иметь свой подкласс (А1, А2 и т.д.).

Так вот группа «внедорожники» включает многоцелевые грузопассажирские и пассажирские полноприводные автомобили. Она делится на три подгруппы: автомобили для активного отдыха (SUV), внедорожники общего назначения и профессиональные внедорожники.

Есть отдельная группа «кроссоверы». Но поскольку категория кроссоверов образовалась недавно, к ней относятся автомобили, находящиеся на стыке нескольких классов. Многие из современных кроссоверов могут вбирать в себя качества различных типов автомобилей.

В общем, чтобы не углубляться в «дебри», остановимся на следующем: SUV – это «вседорожный» (и по проспекту, и по проселку) автомобиль с несущим кузовом (в отличие от рамных внедорожников), двухобъемный (салон соединен с багажным отделением), с высокими потолком и посадкой, а также большим дорожным просветом, имеющий полный привод (постоянный или подключаемый). Здесь важно отметить, что существуют модели с приводом только на одну ось – они проще по конструкции и несколько дешевле полноприводных. Владельцы таких автомобилей обычно делают ставку на их геометрическую проходимость (только за счет увеличенного дорожного просвета). Однако зима «все ставит на свои места». Эти модели, конечно же, уступают во «внедорожности» своим полноприводным собратьям.

Так что если вернуться к названиям, то все кроссоверы, «паркетники» и т.д. – просто «вариации на тему SUV». Поэтому в статье мы будем использовать эти названия, как синонимы.

Итак, достаточно условно машины группы SUV делятся на два сегмента – «массовые» и «премиальные». А внутри этих сегментов автомобили серьезно различаются по комплектации и по цене. Собственно, исследование Russian Automotive Market Research (НАПИ) и посвящено изучению взаимосвязи цен, комплектаций и спроса на российском рынке автомобилей этой группы.

SUV массового сегмента

По итогам продаж за восемь месяцев 2012 г. в TOP-5 брендов SUV массового сегмента вошли Nissan, Toyota, Chevrolet, Mitsubishi и KIA – совокупная доля этих марок составляет 51,18%. Причем большинство из них (77%) по размеру относятся к компактному классу.

Все модели SUV имеют большое количество комплектаций, отличающихся по цене. Поэтому анализу были подвергнуты версии, различающиеся по типу двигателя и коробке переключения передач, поскольку именно эти признаки чаще всего обеспечивают существенную разницу в цене.

Однако надо помнить, что различие в комплектациях автомобиля сохраняется и в рамках одной версии – по объему двигателя, оснащению салона автомобиля и пр. Поэтому для анализа динамики цен различных версий машин использовалось среднее значение стоимости всех комплектаций в пределах одной версии. И были выбраны наиболее популярные (по количеству продаж) модели конкретных марок.

Особенности динамики цен на массовые SUV

Понятно, что цены на машины массового сегмента разных классов (компактного, среднего и полноразмерного) лежат в разных диапазонах.

Например, средняя стоимость машин компактного класса варьируется (за восемь месяцев 2012 г.) от 493 тыс. руб. до 1239,9 тыс. руб. А стоимость средних и полноразмерных SUV только начинается от 1370,7 тыс. руб.

Самый дешевый среди компактных кроссоверов массового сегмента – Chevrolet Niva, а самый дорогой – Toyota RAV 4. Нужно сказать, что низкая стоимость Chevrolet Niva (естественно, по сравнению с другими «одноклассниками») связана с российским происхождением этого автомобиля. В основном же цены на компактные SUV лежат в диапазоне от 800 тыс. руб. до 1240 тыс. руб.

Среди «массовых» кроссоверов среднего и полноразмерного класса самым дешевым стал KIA Sorento, а самым дорогим – Toyota Land Cruiser 200: его цена в среднем составила 3216,5 тыс. руб.

Существенную разницу в цене (в рамках одной модели) обеспечивает комплектование автомобилей различными типами двигателей и коробок переключения передач.

Так разница в цене между версиями одной модели с бензиновым и дизельным двигателями (при одинаковой КПП) составляет в среднем 220 тыс. руб. При этом дизельные версии дороже (Mitsubishi Pajero IV, KIA Sportage, KIA Sorento). Но в то же время есть и ряд исключений – когда версии с бензиновыми двигателями стоят дороже дизельных.

Различия в стоимости версий одной и той же модели с различными коробками переключения передач тоже значительны – от 100 тыс. руб. до более чем 200 тыс. руб. в зависимости от бренда.

Рассмотрим в качестве примера лидера продаж массового сегмента – Nissan. Наиболее продаваемые – Juke, Qashqai и X-Trail. Причем все они относятся к компактному классу. Представленные на российском рынке модели Juke и Qashqai комплектуются только бензиновым двигателем, а для X-Trail доступен также и дизельный двигатель.

Версии Nissan Juke с автоматической и вариаторной коробкой переключения передач мало отличаются по цене. А июльское снижение средней стоимости Nissan Juke с АКПП было связано с появлением более дешевой модификации этой модели. В целом же стоимость Nissan Juke с вариаторной КПП или АККП отличается от стоимости той же модели с МКПП более чем на 100 тыс. руб.

На нашем рынке продается Nissan Qashqai с бензиновым двигателем, укомплектованный МКПП или вариаторной КПП. После коррекции цены на версию с МКПП разница в стоимости между ними существенно сократилась – и составляет около 65 тыс. руб.

X-Trail имеет гораздо больше вариантов сочетания типа двигателя и типа коробки. Самая дорогая версия включает в себя бензиновый двигатель с вариаторной КПП. Вторая по стоимости версия – с дизельным двигателем и автоматической КПП. В то же время дизельный двигатель в сочетании с вариаторной КПП в среднем стоит дешевле всех остальных версий этой модели.

Рост цен на данные модели в течение семи месяцев 2012 г. не был одновременным. Стоимость Nissan Qashqai с бензиновым двигателем и механической КПП выросла еще в феврале на 5,9% – в то время как почти на все версии SUV Nissan цена поднялась в июне. Стоимость различных версий Juke выросла в среднем на 3%. А цена на X-Trail росла в два этапа – в июне и в июле (на различные версии). В общей же сложности она поднялась на 9,7%.

Следует отметить, что динамика цен на различные модели SUV не имеет единого тренда – одновременный рост и снижение стоимости характерны для разных моделей одной и той же марки. Более того, такие изменения отмечаются и у разных версий одной и той же модели. Но есть и факты, когда цены на некоторые машины не менялись вообще.

В целом можно сказать, что более интенсивно цены растут у Nissan – лидера этого сегмента. А вот стоимость некоторых версий SUV Mitsubishi и KIA снижается. Хотя нужно отметить, что в основном более существенно цена снижается на дорогие версии – дизельные или бензиновые с АКПП.

Премиальный сегмент SUV

Как показывает статистика, «жить становится все лучше и веселее»: продажи премиальных марок составляют 13,65% всех продаж и так не дешевых SUV. По итогам января-августа 2012 г. в TOP-5 брендов премиального сегмента вошли Land Rover, BMW, Mercedes-Benz, Audi, Volvo – совокупные продажи этих брендов составляют 72,04% премиального сегмента.

Особенности и динамика цен на премиальные марки

Несмотря на то, что более половины SUV премиального сегмента относятся к среднему и полноразмерному классу, среди наиболее продаваемых премиальных моделей все же доминируют автомобили компактного класса. Как говорится: «Хотя у богатых свои причуды, но ездят они по тем же улицам»…

Итак, средние цены за январь-август 2012 г. на ТОР-5 премиальных SUV компактного класса лежат в диапазоне от 1428,3 тыс. руб. (Audi Q3) до 2056,2 тыс. руб. (Land Rover Evoque). А вот среди средних и полноразмерных SUV премиального сегмента нет автомобилей дешевле 2 млн. руб.: цены на них начинаются в среднем от 2145,3 тыс. руб. (Volvo XC 90). Самая дорогая модель – Mercedes-Benz класса GL: его стоимость в среднем составляет 3861,9 тыс. руб.

Среди премиальных машин мало моделей с механической коробкой переключения передач: большинство этих автомобилей – почти 97% – укомплектованы автоматической КПП. Поэтому они имеют меньше версий, чем машин массового сегмента.

Необходимо отметить, что половина версий премиальных машин – дизельные, в то время как в массовом сегменте доля дизельных версий составила чуть больше трети. При этом средняя стоимость дизельных автомобилей (по сравнению с бензиновыми) в премиальном сегменте варьируется от марки к марке: так, дизельные BMW и Audi дороже, чем бензиновые, а Land Rover и Volvo – дешевле.

Рассмотрим лидера продаж среди премиальных машин – Land Rover. Самые продаваемые – модели Evoque, Freelander 2 (компактный класс) и Discovery 3/4 (средний и полноразмерный класс). Land Rover Evoque до августа 2012 г. имел только две версии: с бензиновым двигателем в сочетании с АКПП и с дизельным двигателем в сочетании с механической КПП. В августе появилась еще одна версия: автомобиль с дизельным двигателем получил также АКПП.

Нужно отметить, что из них самой дорогой является версия, укомплектованная бензиновым двигателем и АКПП. Разница между ней и остальными версиями составляет в среднем от 174 тыс. руб. (дизельный Land Rover Evoque с АКПП) до 239 тыс. руб. (дизельный Land Rover Evoque с МКПП).

Land Rover Freelander 2 имеет те же самые две версии, что и Land Rover Evoque. Но у Freelander 2 ценовой «разбег» между бензиновой и дизельными версиями еще больше – в среднем 469 тыс. руб. А вот дизельные версии этой модели с АКПП и МКПП продаются в среднем по одной цене.

Аналогичная ситуация складывается и у Land Rover Discovery 3/4. Эта модель имеет только две версии, бензиновую и дизельную, с автоматической коробкой переключения передач. Разница в цене между ними в среднем составляет 525 тыс. руб.

Цены на SUV Land Rover изменялись за январь-август только один раз – в мае, причем цены повысились не на все модели. Так, стоимость Land Rover Freelander 2 не изменялась. А вот цена на Land Rover Evoque выросла в среднем на 3% – при этом на более дорогую версию она выросла больше: на 3,99%, по сравнению с 1,99%. Стоимость Land Rover Discovery 3/4 увеличилась на 1,9%, в равной мере на обе версии.

Что касается динамики цен, то как и в массовом сегменте, единого тренда изменения стоимости премиальных SUV не существует. Более того, часто различная динамика стоимости наблюдается в отношении разных версий одной и той же модели: например, увеличение ценового разрыва между бензиновыми и дизельными версиями моделей Volvo. Однако, если говорить о росте цен на премиальные автомобили, то чаще он касается наиболее дорогих версий моделей.

Несколько мыслей в заключение

Если подводить итоги, то стоит отметить – появление автомобилей SUV (они же кроссоверы, они же «паркетники») стало настоящим явлением: автопроизводители точно ухватили желание людей иметь машину, на которой можно поехать «и в пир, и в мир, и в добрые люди». Поскольку SUV стали популярными в США, Канаде, Австралии (и, разумеется, в России) лишь в 1990-х и в начале 2000-х годов, то они еще не «заработали» своей отдельной строчки в классификациях. Но это мало сказывается на спросе: несмотря на достаточно высокие цены, потребители активно покупают машины, в которых сидишь свободно и высоко, которые преодолевают большинство препятствий в городе и на проселке, расходуя при этом немного топлива. Собственно, именно этим (в определенной степени ажиотажным) спросом и определяется «неустаканенность» ценовой политики – производители и дилеры еще только определяют тенденции, ищут лучшие сочетания двигателей и КПП, оснащения салона и т.д.

Во что это выльется – «будем посмотреть», как говорят в Одессе. Хотя машину SUV хочется купить уже сейчас…

От редакции. Благодарим Russian Automotive Market Research (НАПИ) за предоставленную информацию.

http://www.napinfo.ru

  • Михаил Смирнов

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены