Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Суета вокруг Takata

Суета вокруг Takata

Подушки безопасности от японской компании Takata на деле оказались не такими уж и безопасными. Под нажимом властей фирма рассказала, почему некоторые ее изделия взрывались. Однако понять, какие именно марки и модели подлежат отзыву с рынка, никто не может.

По меньшей мере 400 тыс. из ранее замененных 4 млн газогенераторов подушек безопасности Takata потребуют очередной замены на рынке Соединенных Штатов. Об этом сообщили представители компании-производителя и регулирующих органов США.

Из этих 4 млн устройств 500 тыс. считаются безопасными, однако в отношении оставшихся трех с лишним миллионов газогенераторов такой уверенности нет, сообщает издание «Automotive News». При этом ясно ответить на вопрос, сколько автомобилей могут быть оборудованы неисправными подуш­ками безопасности, похоже, никто не может.

Шрапнель в салоне

В середине мая представители Takata проинформировали Национальное управление по безопасности движения автотранспорта США (NHTSA) о том, что почти 34 млн подушек безопасности, установленных на транспортных средствах, передвигающихся по американским дорогам, вероятно, имеют дефект.

Так, устройство может взорваться, выбросив в салон металлические частицы. По крайней мере шесть ДТП со смертельным исходом связывают именно с такой неисправностью.

Ранее NHTSA удалось обнаружить неисправности у 17 млн газогенераторов от Takata. Проблема в том, что на данный момент остается неясным, сколько всего машин продолжают эксплуатироваться с неисправной системой безопасности. Хотя эксперты и считают, что дефектных газогенераторов гораздо меньше 34 млн.

NHTSA удалось обнаружить проблему с 17 млн газогенераторами от Takata
NHTSA удалось обнаружить проблему с 17 млн газогенераторами от Takata

Тем не менее на дорогах Соединенных Штатов присутствует определенное количество транспортных средств, оборудованных подушками безопасности как водителя, так и пассажира от фирмы Takata. Причем в ряде случаев неисправны обе подушки. Кроме того, ранее установленные запчасти в эти машины могут также некорректно работать.

После сообщения об обнаружении проблемы 18 мая 8 из 10 автопроизводителей, использующих продукцию японцев, продлили отзывную кампанию или же объявили новую. В результате под отзыв попали еще около 3,3 млн транспортных средств.

Успокоить потребителей решили в Honda Motor Co. – это один из крупнейших клиентов Takata. По словам представителей компании, неназванное количество владельцев марки, посетивших дилерские центры для ремонта машин после сентября 2014 года, получили газогенераторы новой модификации. Соответственно такие транспортные средства не подпадают под отзывную кампанию.

В Honda также заявили о том, что с 12 сентября прошлого года ею было установлено 1,2 млн новых газогенераторов как от японской фирмы, так и от других производителей. Чиновники NHTSA, в свою очередь, ждут от Takata и автопроизводителей гарантий работоспособности системы безопасности машин. Приоритетным остается вопрос о том, как определить, какие из установленных ранее газогенераторов остались опасными для водителя, а какие – нет.

По подсчетам самих японцев, из всех отремонтированных подушек 400 тыс. имеют газогенератор, по форме напоминающий крылья летучей мыши. Машины с такими запчастями снова подлежат отзыву.

Успокоить американцев должен и тот факт, что около 500 тыс. запчастей для японцев поставили другие фирмы, включая TRW Automotive Inc. и Autoliv Inc. Эти компоненты используют иной принцип работы, поэтому в их безопасности эксперты не сомневаются.

К концу года Takata планирует поставлять на рынок по меньшей мере 1 млн газогенераторов в месяц. 700 тыс. из них будут получены от TRW Automotive и Autoliv.

Вызвали на ковер

Столь масштабные проблемы с безопасностью автотранспорта не обошли вниманием и американские законодатели. В конгрессе от исполнительного вице-президента Takata Кевина Кеннеди потребовали отчитаться о том, какие шаги предпринимает компания во избежание новых несчастных случаев.

В частности, законодателей интересовала практика использования нитрата аммония в продукции фирмы. Именно это вещество, по мнению ряда специалистов, может вызывать некорректную работу систем безопасности автомобиля. При срабатывании подушка способна взорваться из-за повышенной влажности или перепада температур. В результате водитель рискует получить в лицо заряд металлических осколков.

Представителей японцев вызвали к законодателям
Представителей японцев вызвали к законодателям

Тем не менее, хотя Кеннеди и признал проблемы с газогенератором, по его словам, компания не собирается значительно сокращать применение нитрата аммония. «Мы полагаем, что при условии соблюдения технологии нитрат аммония – стабилизированный нитрат аммония – может работать, как надо», – заверил законодателей представитель Takata.

Таким образом он прокомментировал недавние изменения, которые внесли инженеры фирмы в состав вещества для его стабилизации. Takata заменит проблемные газогенераторы, но состав вещества менять не будет, подытожил Кеннеди.

Не убедил

В то же время представителю компании не удалось в полной мере успокоить законодателей. Один из них даже задался вопросом, кто будет покупать машину, зная, что в ней установлена потенциально проблемная подушка безопасности. Представитель японской фирмы предложил потерпеть, указав, что такого рода проблемы устраняются не сразу. И это не тоже самое, что перекрасить автомобиль.

Другой законодатель, Майкл Бергесс, отреа­гировал еще более эмоционально, сказав, что не верит своим ушам: компания по-прежнему будет использовать нитрат аммония для раскрытия подушек, и это же вещество будет применено в транспортных средствах, попавших под отзыв.

Понять, почему Takata отстаивает использование нитрата аммония, несложно: японские инженеры в течение многих лет бились над вопросом стабилизации вещества. Соответственно на работы было затрачено много сил и средств.

Несмотря на растущее количество свидетельств того, что неполадки связаны с высокой влажностью, причины взрывов подушек остаются тайной. В настоящее время идет два параллельных расследования причин некорректной работы систем безопасности. Одно проводит сама Takata, другое – консорциум автопроизводителей.

Пока же Кеннеди постарался переложить часть ответственности и на автопроизводителей. Хотя, по его заверениям, компания откажется от газогенераторов типа «крылья летучей мыши», представитель Takata указал, что изначально их дизайн был призван удовлетворить запросы автомобильных компаний. Какова бы ни была причина, по которой взрывались подушки, японцы выпускали продукцию согласно спецификации самих автопроизводителей.

В июне список марок с возможными неисправностями в системе
безопасности пополнила Mazda
В июне список марок с возможными неисправностями в системе безопасности пополнила Mazda

Президент Альянса автопроизводителей Митч Байнуол тут же парировал, что спецификации касаются лишь рабочих характеристик, а не основ безопасности. Существует понимание того, что поставщик предоставит продукт, который соответствует требованиям безопасности. «Это понимание включает уверенность в том, что контролируемый взрыв является действительно контролируемым», – заключил Байнуол.

Магия чисел

На сайте японского производителя содержатся данные о проведенных исследованиях в отношении инцидентов с подушками. Согласно этим результатам, 67 случаев неправильной работы представляют лишь 0,0087% от общего числа сработавших, как надо. Иными словами, на 100 тыс. исправных устройств пришлось 9 неисправных. Причем большинство несчастных случаев зафиксированы в жарких регионах и районах с высокой абсолютной влажностью.

Проблемы могут быть вызваны
нитратом аммония
Проблемы могут быть вызваны нитратом аммония

За последние несколько месяцев японцы провели баллистические испытания 12,5 тыс. газогенераторов. Некорректно сработали 9 из них (0,07%). Во время испытаний использовалось «диспропорциональное количество» старых версий газогенераторов, подпавших под отзыв в районах с высокой абсолютной влажностью.

Таким образом, процент брака, наблюдаемый в ходе экспериментов, скорее всего, говорит о том, что возможность взрыва подушки несколько преувеличена, сделали вывод в Takata.

Кроме того, полученные цифры свидетельствуют о том, что вероятность неправильной работы части газогенераторов крайне мала. Компания тут же оговаривается, что нисколько не хочет преуменьшать проблему. Даже один взрыв подушки – это уже слишком много.

«Сверхагрессивное» срабатывание

Шесть из описанных несчастных случаев привели к гибели людей. Однако цифры объясняют, почему компания указала лишь на возможность возникновения проблем в некоторых газогенераторах. Это не значит, что все устройства являются бракованными.

«Takata не откажется от нитрата
аммония»
«Takata не откажется от нитрата аммония»

То, как происходил взрыв подушки в районах с высокой влажностью, вполне согласуется с выводами ученых, потративших много лет на изучение проблемы. Для расследования причин некорректной работы систем безопасности Takata привлекла экспертов с мировым именем из Института Фраунгофера и провела консультации с большим количеством инженеров из Соединенных Штатов. Результаты были предоставлены NHTSA и производителям машин.

Исходя из результатов исследований и продолжающегося анализа возвращенных газогенераторов, в Takata пришли к выводу о том, что возможность взрыва подушки безопасности может быть связана с долгосрочным, в течение нескольких лет, постоянным воздействием высоких температур и абсолютной влажности.

При определенных условиях эти факторы могут привести к изменениям в газогенераторах и, как результат, вызвать «сверхагрессивное» срабатывание.

Кроме того, проведенное специалистами Takata исследование показало, что предсказать подобное поведение системы безопасности не представлялось возможным. Поскольку такие долгосрочные тесты на момент выведения газогенераторов на рынок были не предусмотрены спецификациями автомобильных компаний.

Императорское качество

Как поставщики, так и автогиганты стараются минимизировать степень ответственности за допущенные просчеты. Между тем выявленные проблемы еще раз свидетельствуют против недавней инициативы ведущих автопроизводителей запретить ремонтировать ряд сложных систем и агрегатов транспортных средств. Тогда компании заявили, что системы слишком сложны, и лишь они как создатели способны на качественный ремонт.

Однако на деле выходит, что даже разработчики оригинального оборудования допускают ошибки, причем еще и признают их с трудом и под нажимом. Ту же Takata в феврале NHTSA начала штрафовать на 14 тыс. долл. в день за неспособность ответить в полной мере на запросы Национального управления по безопасности движения автотранспорта США относительно работы газогенераторов.

Компания предоставила NHTSA 2,4 млн страниц документации, однако в управлении заявили, что большая часть материалов не относилась к запросу. Поэтому японцев и принудили к сотрудничеству с помощью штрафов. Как оказалось, к маю у фирмы уже нашлись более конкретные ответы.

Растущий список

Пока же дилеры продолжают отзывы автомобилей. В июне список марок с возможными неисправностями в системе безопасности пополнила Mazda. Компания отзовет с американского и канадского рынка 540 тыс. моделей, включая пикапы.

Согласно информации, направленной Mazda в регулирующие органы, у 503 тыс. транспортных средств будет произведена замена подушки водителя, у 35 тыс. – подушек пассажира.

Естественно, ситуация нервирует не только американские власти, но и простых автомобилистов страны. По данным портала Techtimes, при этом владельцы машин не могут рассчитывать на скорое решение проблемы. Так, некоторым желающим проверить, все ли в порядке с их подушками, приходится ждать своей очереди по нескольку месяцев.

  • Андрей Филатов

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены