Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Света мало не бывает

Света мало не бывает

Компания Philips представила новую автомобильную лампу – X-tremeVision. Причем организовали эту презентацию сотрудники фирмы в институте автомобильной электроники и электрооборудования (АЭ) НИИ ФГУП – головном НИИ отрасли. И сделано это было для того, чтобы подтвердить рассказ о новой лампе ее наглядными испытаниями на стенде.

Свет – это безопасность

Свой рассказ о лампе X-tremeVision руководитель направления электроосвещения компании Philips Михаил Новиков начал с трагичных цифр. В прошлом году в России произошло около 200 тыс. дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли 27,9 тыс. человек и 251 тыс. получили ранения.

Причем согласно статистике значительная часть аварий, до 60%, происходит в темное время суток из-за недостаточной освещенности дороги или плохой погоды – видимость дороги и придорожного пространства ограничена освещаемым фарами участком, ухудшены различимость объектов и скорости их перемещения. Все эти факторы приводят к проявлению у водителей стресса, усталости и чувства тревоги – вследствие чего снижается концентрация и внимательность. Кроме того, на сравнительно быстрое утомление водителя и возможные его ошибки влияет слепящее действие фар встречных и следующих за ним транспортных средств.

Ночью мы слепнем…

Физиологи знают, что даже днем у водителя из-за большей концентрации с ростом скорости движения уменьшается угол обзора – на скорости 40 км/ч он составляет 100°, на скорости 70 км/ч – 75°, на скорости 100 км/ч – 45°. А ночью при любой скорости угол зрения всегда около 30° – чтобы компенсировать недостаток в освещении.

Человеческий глаз не приспособлен видеть в темноте. И поэтому ночью все близоруки: острота зрения снижается с 1/10 до 1/3. Кроме того, снижаются контрастность восприятия и способность измерять расстояние. Также уменьшается зрительное пространство.

С возрастом водитель не начинает видеть лучше – устойчивость глаза к слепящему действию от фар встречных и попутных автомобилей снижается на 50% каждые 12 лет.

Лампы

Все согласны с тем, что качественное автомобильное освещение является основным фактором, обеспечивающим безопасность на дороге. Однако как часто мы покупаем лампочки для фар, ориентируясь, скорее, на цену. А зря…

На самом деле качественные автомобильные лампы должны соответствовать очень многим критериям и техническим параметрам. Например, точность расположения нити накаливания внутри колбы является одним из главных: если нить расположена неточно – лампа будет либо слепить других участников движения, либо недостаточно освещать дорогу самому водителю. Кроме того, обладая как можно большим световым потоком, лампа должна иметь достаточно долгий срок службы – а это ставит сразу несколько сложнейших технических и технологических проблем.

Philips X-tremeVision

Так вот, компания Philips предлагает лампы X-tremeVision, конструкция которых дает на 100% больше света, чем стандартные лампы. И при этом увеличенный световой поток не сокращает срок их службы. Эти лампы сделаны по уникальной системе, запатентованной компанией, – они из кварцевого стекла с ультрафиолетовым фильтром.

За счет того, что кварцевое стекло отлично выдерживает высокое давление и тепловые нагрузки, колба этой лампы наполнена криптоном и ксеноном вместо аргона и азота. И потому при вдвое большем световом потоке срок службы такой лампы составляет примерно 600 ч, как у стандартной лампы. Кроме того, специалисты компании разработали специальную технологию изготовления и расположения нити накаливания.

Со временем фара с лампами из твердого стекла желтеет и становится пористой – в среднем всего за 2–3 года эксплуатации автомобиля. Лампа из кварцевого стекла, запатентованная Philips, не дает такого эффекта за счет УФ-фильтра. Кстати, новые лампы спокойно реагируют на влагу – их можно обливать водой, и с ними ничего не случится, тогда как лампы из твердого стекла, естественно, взрываются. Михаил Новиков проделал опыт с обливанием ламп водой. Кварцевая X-tremeVision такой «душ» выдержала – а другая, из высокопрочного стекла, нет…

Конструкция нити накаливания, созданная исключительно для этой лампы, оптимальное количество ксенона и высокая точность геомет­рии обеспечивают максимальную видимость на дороге, улучшая обзор для водителя и его способность концентрироваться, одновременно не ослепляя встречный транспорт – что, кстати, было продемонстрировано при ее испытании на стенде НИИ.

В общем, на рынке появилась лампа, свойства которой значительно превосходят возможности дешевых. Да, она дороже – но лучше один раз потратиться, чем постоянно сожалеть об экономии после аварии…

  • Михаил Смирнов

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены