Запчасть из флешки
В авторемонте переодически появляются новые технологии, которые, что называется, меняют представление о технологиях починки транспортных средств. Похоже, что очередной прорыв будет связан с использованием мастерскими принтеров для трехмерной печати.
Популярность 3D-принтеров растет с каждым днем, причем как среди представителей автомобильной отрасли, так и среди потребителей. Хотя автокомпании давно используют эти устройства для построения прототипов транспортных средств, область применения 3D-принтеров гораздо шире. Небольшая компания Print-A-Part (в переводе «распечатай деталь») решила предложить услуги трехмерной печати небольшим независимым авторемонтным мастерским.
Работники автосервиса смогут получить доступ к данным, необходимым для создания различного крепежа, щеток стеклоочистителя и т. д. Оплатив доступ к базе данных, работник мастерской может скачать нужный файл и распечатать необходимую деталь уже у себя в мастерской. В зависимости от сложности на создание запчасти уйдет от нескольких минут до нескольких часов.
Print-A-Part – подразделение нью-йоркской Alacrity Engineering, специализирующейся на предоставлении услуг в области технологий. Специалисты этой компании совместно с дизайнерами-фрилансерами и решили создать сервис по предоставлению необходимой для печати информации.
Сам себе изобретатель
По словам главного инженера-проектировщика Print-A-Part и сооснователя Alacrity Engineering Гэара Хендерсона, идея создания сервиса возникла в связи с собственными нуждами компании. «Alacrity предоставляет технологии, услуги перевозки для заводов, ресторанов и других предприятий, – объясняет Хендерсон. – Иногда оказывалось, что для выполнения контракта не хватало каких-то пустячных запчастей. Ждать их приходилось долго, а заказчики предпочитают, чтобы работы были выполнены, как можно скорее. Так что мы начали печатать запчасти для собственных нужд».
Клиенты платят определенную сумму за 3D-дизайн. После этого они могут загрузить необходимый файл в формате STL. Он используется многими принтерами. Конечный продукт представляет собой либо одну запчасть, либо несколько позиций крепежа сразу, например пару болтов. В зависимости от договора файл для создания продукта может быть использован несколько раз до того, как срок его действия закончится.
Пока компания еще занимается обкаткой бизнес-модели. Сейчас клиент может воспользоваться файлом пять раз. Своей целевой аудиторией в Print-A-Part видят небольшие производства, включая автосервисы. Задача максимум – получить крупный заказ от правительства или военных. Так, если транспортное средство сломалось, механику не надо будет возвращаться на базу для ремонта. Все необходимое можно распечатать в полевых условиях. Сейчас основной упор делается на промышленные запчасти, но компанда готова удовлетворить спрос на любые запчасти.
Простота использования
Залог успеха – простота использования сервиса. Поэтому компания создает как можно более простые файлы. «Наш девиз – “Не требуются ни гении, ни гики"», – отмечает Хендерсон. По его словам, в Интернете и сейчас полно ресурсов, где можно скачать модели для трехмерной печати, однако для работы с ними все-таки необходимо техническое образование. В Print-A-Part утверждают, что их файлы можно скачать на флешку, вставить ее в принтер и создать изделие.
Файловый формат STL поддерживается большинством программ для компьютерного моделирования, а также часто применяется для создания прототипов. Качество напечатанных запчастей будет отличаться в зависимости от модели принтера. Поэтому потенциальным клиентам придется принимать во внимание системные требования. Дешевые настольные принтеры могут справиться с большинством задач. Правда, если деталь требует высокой точности исполнения, может возникнуть необходимость покупки более дорогой и продвинутой машины.
Полученные детали будут очень близки по своим свойствам к оригиналу, утверждает Хендерсон. То, что действительно важно, это метод печати. Сделать винты для автомобильных дверей позволит и недорогой принтер, а вот для получения узлов, испытывающих большие нагрузки, потребуется уже машина посерьезнее.
Рост на 25% в год
Хотя для игроков рынка постгарантийного обслуживания применение 3D-принтеров и является новым начинанием, эти машины давно используют производители оригинального оборудования. Согласно недавнему исследованию SmarTech, рынок промышленных 3D-принтеров к 2019 году будет оцениваться в 1,25 млрд долл. Сейчас он составляет 267 млн долл. Соответственно в среднем за год рост составит 25%, причем темпы могут не ослабнуть и до 2023 года.
В сентябре на международной выставке International Manufacturing Technology Show компания Local Motors продемонстрировала потрясающие возможности трехмерного принтера, за пять дней напечатав автомобиль целиком. Были распечатаны шасси, кузов, кресла и другие узлы.
Несмотря на такие достижения, автопроизводители в основном используют подобную технику для создания прототипов моделей и концепт-каров. Энтузиасты считают, что в будущем автомобильные компании будут печатать большее количество деталей, поскольку так получается дешевле и удобнее. По информации из доклада SmarTech, уже сейчас автогиганты получают до 100 тыс. деталей с помощью новой технологии. К 2019 году автомобильные компании будут закупать трехмерных принтеров на 586 млн долл. Причем рынок материалов для принтеров составит 376 млн долл.
Тюнинг – в массы
Хотя для массового производства автомобилей принтеры слишком медлительны, они как нельзя лучше подойдут для массовой кастомизации транспортных средств. Кроме того, они позволят выпускать нужные детали непосредственно на месте ремонта. Различные расходники также обходятся дешевле, а их выпуск становится проще.
В будущем, не исключает Хендерсон, Print-A-Part столкнется с конкуренцией со стороны производителей оригинального оборудования. Это произойдет, как только именитые компании отработают модель бизнеса по продаже моделей для печати ремонтникам и дистрибьюторам. «С другой стороны, – говорит инженер-проектировщик, – такая компания, как наша, имеет изначально заложенные преимущества, в частности, собственную команду дизайнеров и опыт трехмерной печати. Мы можем обеспечивать поддержку мастерским и помогать с выбором нужного оборудования, чего автопроизводители делать не будут». В конечном счете компания может предлагать скачивать файлы для печати целого набора запчастей. Обычно такие наборы требуются для восстановления старых автомобилей. Также в Print-A-Part попробуют посотрудничать с представителями аэрокосмической отрасли и морского транспорта.
Судя по сайту компании, модель для печати болтов обойдется потенциальному клиенту почти в 10 долл. А например, принтер для изделий из резины – в 3395 долл. На российском рынке тоже отмечается определенный интерес к новым технологиям. Примечательно, что выпускают 3D-принтеры и у нас. Стоимость сопоставима с западными аналогами – около 189 тыс. руб. Понятно, что для мастерской это пока дороговато, но с ростом популярности технологии, как это обычно происходит, цены должны пойти вниз.
С дронов на 3D-принтеры
Интерес к технологии проявляют не только энтузиасты в области автомобилестроения. Так, крупнейший интернет-магазин Amazon, по некоторым сведениям, собирается запатентовать технологию использования 3D-принтеров в грузовиках, доставляющих товары компании. Она давно ищет способы снизить цену на товары за счет экономии на хранении и доставке. К примеру, недавно активно продвигала идею использования беспилотников для снижения издержек.
Теперь в Amazon делают ставку на трехмерные принтеры. Идея проста: устройства помогут водителям печатать товары по запросу клиента. Конечно, технологию доставки еще предстоит отработать. Однако теоретически водитель фургона с товарами может подъехать к дому заказчика, определить, какая деталь требует замены, распечатать ее и выдать клиенту. Все это позволит снизить цены на расходники, поскольку отпадет необходимость в трате средств на хранение различной «мелочевки» на огромных складах. Также исчезнут проблемы с логистикой и временем ожидания заказа.
Время, которое проходит между оформлением покупки и отправкой ее клиенту, негативно влияет на степень удовлетворенности заказчика, указывают в Amazon. Торговцу электронными устройствами может понадобиться снизить траты на оплату складских услуг, чему и будут способствовать 3D-принтеры. Газета «WSJ» считает, что больше всех от новой услуги выиграют владельцы автомобилей. Люди смогут заказывать запчасти и получать их в день покупки. Наблюдатели говорят, что с такими темпами распространения новых технологий понятие «отсутствует в продаже» уйдет в прошлое.
Спросили покупателей
Конечно, принтеры для трехмерной повседневной печати еще далеки от идеала, но производители оборудования продолжают совершенствовать машины и изучают предпочтения потенциальных клиентов. Недавно компания Sculpteo решила выяснить, что на данный момент представляет собой отрасль и чего ждет от производителей растущая армия поклонников технологии.
В исследовании приняли участие более 1000 профессионалов, представляющих различные области – от переработки продуктов питания до аэрокосмических технологий. Выяснилось, что 44% респондентов готовы увеличить расходы на 3D-принтеры на 50%. 68% опрошенных подтвердили планы по увеличению расходов на новое оборудование.
В то же время потенциальные покупатели указали и на причины, сдерживающие распространение технологий. Улучшения требуют такие показатели, как производительность и стоимость материалов для печати. Вопросы обучения, обратного инжиниринга и законодательства волнуют менее 30% профессионалов.
Чем американцы отличаются от европрейцев
Ключевыми факторами распространения технологии 3D-печати были названы «ускорение развития новых продуктов и возможность предложения товаров с высокой степенью кастомизации». Sculpteo также выяснила, что европейцы и американцы по-разному оценивают возможности, которые дает новая технология. Американцы считают, что 3D-принтеры позволяют любому человеку делать более качественные товары. Европейцы рассматривают технологии как возможность для профессионалов высочайшего уровня производить еще более качественные товары, чем раньше.
Американцы рассматривают принтеры как надежное средство производства. Оно позволяет найти подходящее решение для конкретной проблемы. На взгляд представителей европейского бизнеса, работа с оборудованием для трехмерной печати должна требовать особых знаний. Данные исследования подтверждают идею о том, что 3D-печать менее доступна в Европе. Люди без необходимых навыков не будут склонны рассматривать покупку оборудования как способ решения возникшей проблемы. Компании в США оказались более восприимчивы к новым технологиям.