Технологии ремонта и обслуживания гибридных автомобилей. Школа Сергея Гордеева. Урок 18
Вернемся ненадолго к прошлому уроку (№ 17) и вспомним, что мы его заканчивали следующими словами: «Внимательно рассмотрите каждое место соединения контрольного провода с контактной пластинкой. Слегка подергивая за провод, убедитесь в надежности соединения. Не так страшно оторвать провод от пластинки, как не заметить сгнивший контакт, который отпадет в самый неподходящий для вас или вашего клиента момент.
Еще одной часто встречающейся проблемой является высоковольтный оранжевый разъем. Его контакты иногда окисляются до такой степени, что происходит замыкание нескольких связок элементов между собой, с их последующей разрядкой и выделением большого количества тепла в месте замыкания».
Теперь пойдем дальше.
Часто от нагрева разъем трескается либо оплавляется. Контакты выгорают. Иногда выгорают и ответные «папы» в блоке управления высоковольтной батареей. Напряжение на элементах замкнувших связок опускается до 0–1 В.
Чаще всего это происходит во время длительного простоя автомобиля на открытом воздухе при большой влажности или частых перепадах температур. Поэтому рекомендуем снимать и заносить в сухое помещение ВВБ, если предвидится длительная стоянка авто (например, при восстановлении ТС после ДТП). В помещении обязательно должно быть сухо, так как даже исправная, демонтированная с автомобиля ВВБ без размыкателя под действием влаги способна на полное «самоуничтожение».
Теперь остановимся на еще одной проблеме ВВБ Prius 11? и Estima 10 – утечке тока. А что такое вообще «утечка тока»?
Сейчас об этой проблеме мы поговорим совсем коротко в связи с ограниченными возможностями журнальной статьи. Вернемся к этой весьма существенной неисправности в книге, на которую уже не раз ссылались и которая готовится к публикации в этом году.
Итак, утечка тока. Это понижение сопротивления изоляции высоковольтной системы до определенного уровня, когда блок управления гибридной установки замечает это и выдает соответствующий код неисправности: P3009.
Каким образом проявляет себя эта неисправность в Prius 11. На дисплее высвечиваются сигналы: автомобильчик с восклицательным знаком и треугольник на панели приборов. Автомобиль не теряет в динамике и сохраняет полную дееспособность. При стойком установлении погодных температур воздуха (все равно, отрицательных или положительных) сигналы на дисплее могут самостоятельно погаснуть без всяких последствий. Эти ошибки сохранятся лишь в историях блоков управления гибридной установки и ВВБ.
Утечка тока может быть в любом месте высоковольтной системы: ВВБ, силовой кабель, инвертор, трансмиссия. Но мы сейчас рассмотрим пути устранения утечки тока именно в ВВБ.
Как проверить, имеется ли утечка тока ВВБ на ее корпус? Для этого достаточно промерить мультиметром напряжение между металлическим корпусом ВВБ и элементами в нескольких местах. Соединительная шина должна быть прикручена на место. Если на экране мультиметра вы увидите десятки вольт – это будет означать, что утечка есть. Это совсем не значит, что как только вы установите батарею на автомобиль, то сразу же загорится соответствующий код неисправности. Но если не устранить ее сразу, то с огромной долей вероятности клиент вернется к вам в скором будущем.
Что делать с повышенным сопротивлением медных соединительных пластинок? Думаю, что многих этот вопрос начинает волновать сразу после снятия черных пластмассовых кожухов. Если вид пластинок близок к образцам на фотографии (фото 33), то работать, как положено, ВВБ не будет.
Пластинки необходимо очистить от различных оксидов, которые могут иметь разные цвета. Но делать это нужно очень осторожно. С помощью чего? Ответ прост – с помощью химии. Ни в коем случае не использовать механические приспособления для чистки пластин, так как через некоторое время результат будет еще хуже. Химию можно купить практически в любом супермаркете. Очень хорошо с данной задачей справляется «Кумкумит» – кухонное средство для удаления накипи в чайниках. Пол-литровой баночки хватит на десяток батарей. По времени процедура очистки пластинок длится не более получаса. Неплохой эффект получается от воздействия концентрированной уксусной кислотой.
Вытаскиваем пластинки из пластиковой шины. Делать это нужно очень аккуратно, потому что если их погнуть, разгибания без поломки, скорее всего, не получится. Раскладываем снятые медные пластинки в металлической емкости таким образом, чтобы они минимально перекрывали свои рабочие поверхности. Заливаем химией и, подогревая емкость, помешиваем химический состав до тех пор, пока идет реакция с выделением пузырьков воздуха. После того как пузырьки появляться перестали, промываем пластинки водой и насухо вытираем ветошью.
Чтобы не тратить время на этот процесс во время ремонта ВВБ, полезно иметь определенный запас соединительных пластинок, уже отмытых и готовых к установке.
Вставляем соединительные пластинки на место. Проверяем, чтобы во время установки не надломились контактные пластинки. Шины готовы к установке. Поговорим еще раз про диагностику состояния элементов. В ВВБ Prius 11, как и в большинстве других гибридов, оценить состояние элементов проще, чем на Prius 10. На таких гибридах нет смысла делить ВВБ на секции и нагрузка идет на все элементы одинаковая и одновременно. Диагностический лист при этом может быть универсальным для всех остальных ВВБ (меняется лишь количество элементов).
Нагрузочный аппарат подключаем либо к системе главных реле, либо непосредственно к крайним элементам. Не забываем, что необходимо вставить штатный размыкатель на место, прежде чем включать нагрузочный аппарат. Иначе вы просто «подпалите» размыкатель на автомобиле вашего клиента.
С какой стороны начинаем промерять элементы ВВБ? Ориентируемся на провод нагрузочного аппарата, который подключен к плюсу. Для чего? Чтобы можно было сравнить полученные результаты с датой по сканеру. Маркировка элементов производится с этого же элемента обязательно с двух сторон. Не забываем отмечать 6-й и 9-й элемент точками, чтобы не возникла путаница. Нумеруем с двух сторон, предохраняя себя от случайно стершегося номера элемента.
На сегодня достаточно. В следующий раз будем разбирать, как снимаются пронумерованные элементы, изучать компоненты гибрида, которые влияют на работу ВВБ, и многое другое.
Как снять элементы? Они стянуты в батарею двумя металлическими крышками. Рядом с блоком управления ВВБ крышка приварена к корпусу, поэтому нет смысла ее трогать. Откручиваем противоположную крышку. Не забываем, что перед этим мы отцепили все температурные датчики с элементов и с этой самой крышки.
Еще одно обязательное условие – открученные винты крепления самих элементов к корпусу ВВБ. Если элементы горячие, то, ослабляя крышку, вы увидите, что расстояние между элементами начинает увеличиваться. Элементы начнут как бы раздуваться изнутри. Они становятся полукруглыми.
В некоторых случаях при этом они могут выйти из строя из-за разрушения кристаллической решетки внутри элемента. Поэтому перед разборкой ВВБ лучше немного охладить (до комнатной температуры). Как только температура спадет – элементы вновь приобретут прежний плоский вид. Также при снятии «горячих» элементов, если винты крепления элементов к корпусу не были заранее откручены, то элементы начинает выгибать «лодочкой» и некоторые винтики может просто срезать. Откручивать в таком состоянии элементы не рекомендуется, так как есть вероятность испортить резьбу на винтиках.
Причиной раздутых и вышедших из строя элементов часто является забитый или неисправный вентилятор охлаждения ВВБ. Соответственно, он требует к себе особого внимания. Расположен он в заднем левом крыле автомобиля. Проверить его работоспособность можно сканером в режиме активных тестов исполнительных механизмов.
Продолжение следует