Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

У «КАМАЗов» появятся «Аватары»

У «КАМАЗов»  появятся «Аватары»

«Аватар» – это мобильный модуль, устанавливаемый на крышу автомобиля, который позволяет превратить автомобиль в беспилотное транспортное средство. Для осуществления автономного управления с помощью модуля автомобиль должен быть оснащен автоматической коробкой передач, электронной педалью акселератора, электронной тормозной системой и электрогидроусилителем руля. Все агрегаты должны поддерживать удаленное управление через автомобильную CAN-шину.

К разработке «Аватара» в Научно-техническом центре КАМАЗа приступили в 2018 году. Дизайн и начинка модуля были разработаны Службой инновационных автомобилей в 2019 году. В настоящее время идет отработка алгоритмов управления и принятия решений, отладка программного обеспечения, валидация и тестирование системы автономного управления в реальных условиях. Модуль тестируется на автомобиле КАМАЗ‑43118.

«Развитие беспилотного транспорта, в том числе и грузового – один из основных трендов автомобильной отрасли, – сказал исполнительный директор Госкорпорации «Ростех» Олег Евтушенко. – Такие решения призваны оптимизировать дорожный трафик, снизить стоимость перевозок и число ДТП. Предприятия “Ростеха” ведут активную работу по развитию беспилотного транспорта, лидирующие позиции в этой области занимает ПАО “КАМАЗ”».

Компания уже испытывает беспилотный автобус “Шатл” для перевозки пассажиров и бескабинный грузовик “Челнок” для транспортировки грузов на территории предприя­тия. Новинка “Аватар” позволяет сделать “умными” уже существующие машины, что открывает возможность оперативно и с меньшими затратами наращивать парк беспилотной техники. Внедрение этой разработки в перспективе может привести к расширению использования беспилотного транспорта на территории России».

В отличие от своего предшественника – беспилотного автомобиля из проекта «Одиссей», «Аватар» дополнительно оснащен системой дублирования автономного управления, органов принятия решения и системы fusion, состоящей из различных сенсоров, как во фронтальной зоне, так и вокруг автомобиля, что значительно повышает безопасность движения в автономном режиме, а также позволяет страховать основную систему при ее сбое или поломке.

Кроме того, предусмотрено дублирование системы связи, что позволяет в случае помех со стороны одного из передающих каналов переключиться на другой. Модуль и программное обеспечение разработаны в соответствии со стандартом ISO 26262 (Европейский стандарт функциональной безопасности).

«В определенных ситуациях, при выполнении ряда опасных для человека задач необходимо, чтобы машина выполняла их без водителя, – пояснил цель проекта главный конструктор инновационных автомобилей Научно-технического центра Сергей Назаренко. – В их числе – масштабные пожары, химические заражения, бактериологические и радиационные заражения территории, ликвидация последствий других чрезвычайных ситуаций».

В случае если случился отказ одного блока или прерываются пакеты данных, в приоритет сразу переходит другой блок. Если же система полностью отказывает, то происходит безопасное автономное торможение путем отправки управляющих команд на агрегаты автомобиля. В результате полностью исключается человеческий фактор, так как система автономного управления не устает и не засыпает.

В беспилотном режиме автомобиль может передвигаться со скоростью до 60 км/ч. В дальнейшем предельную скорость будет ограничивать заказчик.

«Модуль “Аватар” способен строить цифровую карту дорог с помощью 3D-лидаров, – рассказал главный специалист программного обес­печения систем управления – руководитель группы Службы главного конструктора инновационных автомобилей Научно-технического центра Ильназ Юнусов. – По этой карте он может самостоятельно построить себе маршрут для передвижения.

Оператор указывает конечную точку маршрута, система подгружает карту, выстраивает маршрут и после этого машина начинает движение по заданной траектории. Для большей надежности используется комплексированная навигационная система, которая позволяет подгружать дополнительные координаты со спутниковой навигационной системы и включать поправки от инерциальной системы навигации».

Если заказчик захочет роботизировать свои автомобили, он может приобрести и установить на них накрышные модули «Аватар». Модули будут интегрированы в систему управления автомобилем, после чего смогут выполнять поставленные им задачи.

В планах камазовских разработчиков – оснастить систему «Аватар» квадрокоптером, с помощью которого можно будет производить оцифровку и составление карты местности. Далее собранные данные отправятся в модуль «Аватар», что позволит автомобилю более качественно выстраивать маршрут и двигаться на большие расстояния автономно. Связь с модулем «Аватар» осуществляется через промышленный Wi-Fi и LTE, а также через резервный канал – УКВ.

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены