Увезу тебя я в «Тундру»
О Total и почему «Тундра»
Цель визита была – познакомиться с блендинговым заводом Total в Эртвельде. Познакомиться, чтобы оценить новый проект компании, а именно строительство подобного завода в Калужской области. Нас пригласили и сказали: хотите узнать, как все будет? Тогда смотрите и слушайте. Потом расскажете – там, у себя.
Рассказываю. Российский завод практически достроен, торжественный пуск состоится осенью. У проекта любопытное название – «Тундра». И от этого становится еще интереснее. «Тундра» – это не Крайний Север. Это мостик из Эртвельда в Калугу.
К нашему заводу я еще вернусь, а сейчас подержим руку на пульсе концерна Total. Когда еще удастся получить уникальную информацию из первых уст? Спикеры – вот они, справа на фото. Но описывать их доклады придется крупными мазками – цифр и фактов в десятки раз больше, чем может вместить журнальная площадь.
Итак, год 1924-й – создание Французской нефтяной компании (CFP) по указу президента Франции Р. Пуанкаре. В 1954 году родилась торговая марка Total, ставшая в 1991 году названием компании. 1967 год ознаменовался рождением торговой марки ELF. А уже в новом веке, в 2003 году после реорганизаций и слияний на свет появился концерн Total Group.
Бизнес-статистика на конференции была обширной и разнообразной. Нам предоставили данные за 2017 год. Более 800 производственных объектов, 17,5 млрд долл. инвестиций, подтвержденная чистая прибыль – 8,3 млрд долл.
Цифры эти ощутить непросто. Совет: зайдите в Google и посмотрите годовые бюджеты некоторых стран – и картина немного прояснится.
Впрочем, можно посмотреть и с другой точки зрения. Продукты Total продаются в 150 странах. Число сфер применения – 400. Разделение по отраслям? Никакого секрета: автотранспорт – 66%; индустрия – 20%; судоходство – 14%.
Ах, вы привыкли считать в канистрах? Извольте: 200 млн канистр в год. А это значит 200 млн защищенных двигателей ежегодно. А ведь канистры – лишь часть выпускаемых объемов, смазочные материалы отбывают к потребителям и бочками, фурами, баржами.
Всего в активе Total 41 завод. Строящийся под Калугой станет 42-м. А если смотреть в мировом масштабе, то концерн занимает среди коллег четвертое место. Но вынашивает честолюбивые планы перекочевать на третье, а в будущем и вообще стать абсолютным лидером.
И ведь при этом – романтики! Искренне заботятся о защите планеты от глобального потепления, ищут альтернативные источники энергии в условиях роста населения.
Впрочем, довольно дифирамбов. Пора надевать защитную обувь, каску, специальные очки и идти на завод.
О заводе в Эртвельде
Это предприятие расположено на участке площадью 117 650 м2. Совсем немного, если мерить площадями АВТОВАЗа. Но размер не всегда имеет значение! Важнее другое: перед нами первое по величине производство Total в Бельгии и второе – в Европе.
Завод открылся в 1923 году. В 1991-м прошел глубокую модернизацию. Поэтому здесь говорят – нам 27 лет. Но так или иначе, завод сегодня является важнейшим производственным, логистическим и аналитическим центром смазочных материалов.
Основные потребители продукции – автомобильная промышленность и транспорт, а также индустриальный сектор Западной, Восточной и Северной Европы.
Если посмотреть на карту, сразу видно уникальное расположение завода – рядом канал Гент – Тернёзен. Вы поняли, да? Логистика! Подвози сырье фурами и баржами, увози продукцию ими же. Удобная площадка, удобная инфраструктура – что еще нужно, чтобы спокойно работать, не забывая, впрочем, и об инновациях?
И не забывают! И работают! Начинают в понедельник в 5:00 и заканчивают в пятницу в 23:00. Около 190 сотрудников обеспечивают бесперебойное производство, неукоснительно соблюдая стандарты безопасности и контролируя качество. Моторные и трансмиссионные масла, гидравлические жидкости и специальные продукты – вот плоды их труда. К слову, завод обеспечивает выпуск 180 тыс. т различных смазочных материалов в год.
На предприятии происходит приемка и хранение сырья, а также пустой тары. Смешивание компонентов. Это только звучит просто. На деле это тончайшее дозирование базового масла и присадок, загрузка сырья в смеситель, собственно смешивание, отбор образцов и перекачка продукта в танк для хранения. И все это под строжайшим контролем системы JIT (Just In Time) – «Точно Вовремя».
Затем фасовка в канистры 1 л, 4 л, 5 л, 20 л, бочки и контейнеры. Хранение на складе максимум 8 дней, да и то – все эти бочки и канистры уже проданы. Одновременно идет налив цистерн грузового транспорта и емкостей паромов.
Некоторые подробности я привел в подписях к фотографиям – это поможет оживить рассказ. А закончу раздел вот чем.
На заводе в Эртвельде работает программа мониторинга смазочных материалов ANAC. Она включает анализ изменения реологических свойств масел, состояние пакета присадок, определение наличия загрязнений и поэлементный состав продуктов износа. Очень интересно. Значит, идем в лабораторию.
О лаборатории ANAC
Мне понравилось образное сравнение, с которого начался рассказ об ANAC: есть анализ крови, и есть анализ масла. Первый отражает состояние здоровья пациента, второй – состояние «здоровья» автомобильного агрегата.
В принципе диагностика двигателя по пробе масла известна давно. Спектральный анализ показывает содержание в масле продуктов износа – мельчайших частиц черных или цветных металлов. Вот и делайте вывод: у вас непорядок со вкладышами, или с цилиндропоршневой группой, или с парой кулачок – толкатель.
Но редко где такая диагностика поставлена на столь мощную научно-техническую основу, как в Эртвельде. Ну и на коммерческую, разумеется – стесняться тут нечего, клиенты голосуют за такой сервис обеими руками.
Главная изюминка сервиса – управление парками. То есть клиент не ждет, когда двигатели его LCV или магистральных траков выдут из строя. У агрегатов его автомобилей берут пробы крови… простите, масла в процессе эксплуатации. Это дает возможность мониторить износ и устранять неисправности, не доводя до капитального ремонта или замены дорогого агрегата. А еще снизить общие затраты, увеличить срок службы техники, оптимизировать интервалы замены масла.
Фантастическая лабораторная база, квалифицированный персонал, уникальная система обработки данных, персонализация клиента – вот далеко не все визитные карточки ANAC.
Таких лабораторий всего 23 в мире. А та, что мы посетили, является центральной лабораторией Европы. Ее штаб-квартира находится в Генте, а одно из подразделений работает в Санкт-Петербурге. Так мы плавно переходим к российской тематике.
О заводе в России
Так вот, проект «Тундра». Блендинговый завод в России. Подобный тому, что мы посетили в Эртвельде. Кстати, правильное название предприятия – завод «ТОТАЛ ВОСТОК» по производству смазочных материалов в Калуге.
Это очень хорошо для ценообразования на внутреннем рынке. Потому как в Россию ввозится не готовый продукт, а компоненты – базовое масло отдельно, присадки отдельно. На них таможня дает добро с меньшей пошлиной, чем на ввоз товарного масла. А качество конечного продукта – то же. Total, он и под Калугой Total.
Завод строили с нуля, отказавшись от типовых решений. Это позволило оптимально использовать площадку и без особых проблем вписаться в инфраструктуру.
Завод занимает участок площадью 7 га на территории Фрейт Вилладж Ворсино. Это 70 000 м2 – примерно в 1,5 раза меньше, чем в Эртвельде. Но там, на минуточку, второе производство в Европе. И потом, кто сказал, что невозможно расширение?
Уже сейчас российский завод связан с сетью железных дорог и автомагистралей. А это означает легкую поставку смазочных материалов не только на наш рынок, но и на экспорт: например, в Центральную Азию и Республику Беларусь.
Несколько цифр, может пригодиться. Общая сумма инвестиций – 50 млн долл. США. Производственная мощность завода составит 40 тыс. т в год, а с ростом объемов продаж может быть увеличена до 75 тыс. т. А о том, что в производстве будут применяться строгие стандарты безопасности и самые современные технологии, даже говорить излишне.
Хорошо, а что именно будут выпускать? Пожалуйста: широкую гамму смазочных материалов для автомобильного сегмента, химической промышленности, энергетики, черной металлургии, горнодобывающей промышленности и других отраслей.
Перечислим и конкретные продукты. Это хорошо известная потребителю линейка Quartz для легкового транспорта, грузовая гамма Rubia, гидравлические масла Azolla и Equivis, индустриальные масла Seriola и Carter, а также линейка смазочных материалов Fuel Economy, снижающих расход топлива.
И еще. Строительство завода полностью соответствует российскому курсу на локализацию. Завод обеспечит 50 новых рабочих мест. Но это пока. Ведь первоначально работа пойдет в две смены, а позднее в три, как в Эртвельде.
Вот и закончилась наша экскурсия. Что сказать на прощание? До встречи осенью в «Тундре». То есть, простите, во Фрейт Вилладж Ворсино. Там, на торжественном открытии завода, я продолжу свой рассказ.
Фото автора и Виктории Гайгер
Москва – Эртвельд – Москва