Вектор развития
В конце 2015 года в американском Лос-Вегасе прошла одна из самых крупных выставок, посвященных новинкам афтемаркета Specialty Equipment Market Association Show (SEMA Show). Закрытое для свободного посещения мероприятие привлекло более 60 тыс. покупателей, представителей отрасли и различных СМИ. Выставка примечательна тем, что позволяет предугадать тенденции, которые будут актуальны на рынке постгарантийного обслуживания в 2016 году.
Большинство представленных технологий, используемых при производстве крупно- и мелкогабаритного оборудования, известны рынку уже много лет. Однако в связи со все большим проникновением новых инструментов в повседневную жизнь, а также ажиотажем вокруг автономных транспортных средств, участники рынка пытаются предугадать, какая из технологий станет успешной в будущем.
Участники мероприятия представили устройства типа Head-Up Display (HUD), выводящие карты Google на приборную панель, датчики, которые могут отслеживать стиль вождения и начислять соответствующие баллы, а также делающие доступным «общение» между автомобилями и объектами инфраструктуры технологии.
Пара продуктов демонстрирует, как применяются новые инструменты для отслеживания стиля вождения. Это новая тенденция, согласно которой автомобильная отрасль стремится собрать как можно более полную информацию относительно параметров езды. Одно из устройств хранит видео, другое – количественные показатели.
Родительский контроль
Redtail Telematics GPS Device (стоимостью около 100 долл.) подключается к системам транспортного средства через OBD-разъем, обычно находящийся под панелью приборов. Устройство позволяет с помощью мобильного приложения отслеживать местоположение автомобиля и его скорость. Это, по мнению наблюдателей, может обеспечить потребителя важной информацией.
Продукт, к примеру, подойдет родителям, которые хотят знать о том, как водят и куда отправляются их сын или дочь, получившие недавно права. Приложение позволит отслеживать прогресс в обучении. Опытные водители могут потребовать скидок от представителей страховых компаний, предоставив данные о том, что их стиль вождения безопасен. В случае дорожно-транспортного происшествия у страховщиков будет легче выбить компенсацию.
Развернули регистраторы
Примечательно, что вниманием пользуются и давно получившие широкое распространение в России автомобильные регистраторы. Отличие в том, что регистраторами в Соединенных Штатах в основном пользовались таксисты, камеры направлялись обычно в салон. Если возникали разногласия с клиентом, запись помогала водителю отстоять свои права.
Теперь компания DOD (за 150–270 долл.) предлагает устанавливать камеры для наблюдения за дорогой. Регистратор будет хранить многочасовые записи и данные о местоположении, необходимые в случае разбирательства при попадании в ДТП.
Не обошла вниманием выставка и тему автономных автомобилей. В прессе то и дело появляются сообщения из разных стран (включая Россию с беспилотным «КАМАЗом»), о приближении эпохи, в которую транспортные средства станут обходиться без водителя.
Достаточно напомнить, что Nissan анонсировал старт продаж автономных моделей в 2020 году, беспилотные гугломобили накатали с 2009 года более 1,6 млн км по дорогам Калифорнии. В ноябре в этом штате произошел забавный инцидент: полицейский остановил беспилотный гугломобиль за слишком медленную скорость. Автономная машина Google мешала проезду других участников движения.
Полицейский остановил машину и связался с операторами компании, чтобы выяснить, каким образом транспортное средство выбирает скоростной режим. Операторам рассказали о недопустимости создания препятствий для других участников движения. В конечном счете машине позволили продолжить путешествие, однако от представителей Google потребовали в случае создания помех сделать так, чтобы беспилотная машина прижалась к обочине и пропустила другие транспортные средства. Так поступают обычные люди, если у них вдруг возникли проблемы с мотором, подчеркнули в полиции штата. Штраф, правда, выписывать не стали.
В помощь водителю
Как бы то ни было, многие видят для автономных машин большое будущее. Согласно самым оптимистичным прогнозам, первые серийные беспилотники появятся на шоссе уже через три года. Поэтому производители оборудования стремятся следовать тенденциям. В принципе рынку уже знаком ряд технологий, которые снижают роль человеческого фактора при управлении транспортным средством.
Большая часть новых моделей уже сейчас оснащается системами помощи водителям. Этому способствует и законодательство, положения которого обязывают автомобильные компании оснащать машины 2019 модельного года камерами заднего вида. Следуя тренду, компания Brandmotion представила на SEMA вспомогательные системы для подержанных машин – Advanced Driver Assistance System (стоимость около 680 долл.).
Эта система помощи может быть адаптирована для большинства моделей, колесящих по дорогам Соединенных Штатов. По сути, это гибрид видеорегистратора и систем контроля движения по полосе и дистанции.
Журналисты издания «The Las Vegas Sun» отмечают, что если автомобильная отрасль и дальше продолжит движение в сторону создания автономных транспортных средств, широкое распространение получит технология, предусматривающая «общение» машин между собой и объектами дорожной инфраструктуры. Как ожидается, в 2017 году подобное оснащение получит Cadillac CTS. «Общение» будет происходить на выделенной частоте, информацию зашифруют, а данные о водителях не будут разглашаться.
Зеркала на камеры
Среди новейших тенденций была отмечена и такая, как использование камер вместо привычных зеркал заднего вида. Опять же, тон задают именитые гиганты, типа Ford с его пикапом F‑150. Хотя машина оборудована стандартными зеркалами, в комплектацию входит камера с углом обзора в 360°. Идею подхватил и афтемаркет: как минимум одна компания предлагает оснастить соответствующей системой, пикапы, микроавтобусы и кроссоверы.
Та же Brandmotion продемонстрировала продукт Full 360 Vision System (за 800 долл.), который объединяет изображения с четырех камер. В результате пользователю становится доступен режим «вид сверху». Это должно упростить маневрирование в ограниченном пространстве для крупногабаритных транспортных средств.
Лучшие из лучших
На завершающем этапе выставки устроители назвали лучшие, по их мнению, новинки, которые будут пользоваться спросом на протяжении 2016 года. Как говорится на сайте организации, за право быть признанными самыми передовыми и инновационными боролись 3000 продуктов в 16 категориях.
В качестве критериев для отбора лучших учитывались такие факторы, как качество, конкурентоспособность, инновации, технологии, способность вызвать интерес у потребителя и ряд других.
Так, в категории «Восстановительный ре-монт/финишная обработка», лучшей была признана светодиодная лампа для колористов от компании Innovative Tools & Technologies под названием Scangrip Sunmatch Color Match LED.
Фирма-производитель уверяет, что лампа идеально подходит для покраски, полировки чистки и подготовительных работ. Продукт специально сконструирован для функционирования в условиях покрасочной мастерской. Лампа настроена так, чтобы максимально соответствовать солнечному свету.
Восьмипоршневый моноблочный суппорт B-M8 с четырьмя колодками от Brembo победил в категории «Новая разработка». Суппорт выпущен специально для установки на передние колеса пикапов, кроссоверов и мощных седанов. Это один из самых больших суппортов из когда-либо выпущенных фирмой (40,1 см × 14 см × 18 см).
В Brembo подчеркивают, что только на разработку ушло более 1000 часов. Продукт можно устанавливать на автомобили с крутящим моментом до 5700 Н•м. По словам создателей B-M8, суппорт, выкрашенный в синий цвет, не только обеспечивает надежное торможение, но и прекрасно смотрится на фоне 22-дюймовых колес. (Похоже, владельцам подержанных Porshe Сayenne и VW Touareg придется перекрашивать суппорт из красного в синий.)
Лучшим аксессуаром для экстерьера признали штампованные пороги HDX Drop Step для пикапов от компании Westin Automotive. Интересно, что в категории «Лучший аксессуар для салона» победили накладки для порогов Aniglo Sill Plates, правда, дверных. Какими-либо утилитарными свойствами они не обладают. Это, скорее, модный «прибамбас».
Накладки с помощью установленных на них более 40 светодиодов позволяют владельцу видеть, как оживает его автомобиль каждый раз при открытии двери, указано на сайте производителя Carrichs Accessories. Особо подчеркивается, что установка не требует дополнительных работ. Вместе с накладками поставляются два аккумулятора, которые необходимо спрятать под сиденья.
Среди электронного оборудования выделили интегрированную систему помощи для водителя от компании Cybcar America. Она проста в эксплуатации и предусматривает интеграцию боковых камер и зеркал заднего вида. При включении поворотника изображение с камер выводится в зону зеркал.
Судя по продуктам, которые привлекли внимание как участников, так и профессионального жюри, рынок постгарантийных услуг продолжает пополняться игроками, которые фокусируются на выпуске различной электроники.