Весной цветут сады и кузова
Мы ходим по граблям. Это национальный вид спорта такой, и особенно он развит в Москве. Впрочем, это нормально – столица.
Каждый год в конце зимы Интернет и бумажные СМИ пестрят заголовками один страшнее другого: «Столичные автомобили сгниют к весне», «Дорожные реагенты отравят москвичей весной» и т.д. Это по поводу антигололедных реагентов, щедро рассыпаемых на наших дорогах. Мы писали об этом в прошлом году, писали и ранее... И не только мы.
Вот мнение специалистов (нужны ссылки? – обращайтесь, предоставлю, а сейчас обобщенное мнение): дороги наши поливаются смесью, состоящей из технической соли, хлорида кальция, формиата натрия, хлорида калия и других ингредиентов. Кое-что из этого «букета» входит в состав удобрений, запрещенных к использованию на городской территории.
Да, жить и быть свободным от экологии нельзя. Это справедливо не только для человека, но и для автомобиля. А окружающая среда – явление рукотворное. Что сеем, то и пожинаем. Что разбрызгиваем под колесами, то и возим на кузове. И в щелях и сочленениях кузова тоже.
Мне могут возразить: зима проходит, тема не актуальна... Это не так. Льда на дорогах хватает и в марте, и в апреле. Да причем тут лед, сам неоднократно видел, как городские улицы поливали антигололедной смесью в конце мая! Видно план недовыполнили, отчетность хромала...
Нет, друзья, реагенты на дорогах были, есть и будут. Спасибо, что не круглый год. Ядреный раствор, электролит, запускающий нехитрый механизм электрохимической коррозии. Массированная коррозионная атака на автомобильный кузов.
Вот, как комментирует ситуацию специалист по кузовному ремонту одной из дилерских СТОА: «Та каша, что образуется на дорогах, однозначно является агрессивной средой. И ее агрессивность резко возрастает, когда вместе с химреагентами используется песок – это особенно актуально для загородных трасс, где его сыплют немилосердно. Песок оказывает грубое абразивное воздействие на кузов; антикоррозийная защита и лакокрасочное покрытие довольно быстро стираются до подложки, а то и до металла. Под воздействием «химии» кузовная краска мутнеет, металл ржавеет, разъемы и клеммы окисляются, что приводит к замыканиям; резиновые уплотнения сгнивают; обивка салона, куда слякоть неизбежно попадает, покрывается трудновыводимыми пятнами...».
А как борются с обледенением дорог на Западе? Например, в Скандинавии, где климат самый суровый, применяют гранитный и мраморный щебень. Дорожное полотно очищают от снега, оставляя слой 2 см – его-то и посыпают каменной крошкой. После укатывания крошка уплотняется и уже не разносится по дороге. Весной гравий собирают специальными пылесосами, промывают и складируют для использования будущей зимой. В особо тяжелых случаях для борьбы с гололедом применяют техническую соль, но посыпанный ею снег быстро убирают и утилизируют.
Нам такие изыски недоступны. И выход видится один, впрочем, тоже основанный на скандинавском опыте: периодическая антикоррозионная обработка автомобиля на сервисной станции. Кстати, менталитет у населения Норвегии, Швеции и Дании соответствующий: машина – вещь дорогая, покупается надолго, надо ее беречь. Потому и число специализированных СТОА в расчете на «автомобильную душу» в этих странах самое высокое в Европе.
Путешествуйте с картой
Если вы решили заняться антикоррозионным бизнесом, знайте: без технологических карт высокого качества услуги не обеспечить. Технологические карты – это составная часть информационного обеспечения профессиональной антикоррозионной защиты. Такая же, как обучение персонала, описание технологий и методик работы, контроль, гарантии, работа с клиентурой. В картах указана вся необходимая мастеру информация: в какой последовательности, какими материалами, каким инструментом, какие участки автомобильного кузова обрабатывать. Причем не какого-то абстрактного автомобиля, а конкретной марки, модели и года выпуска. И даже если он давно снят с производства – карта для него найдется!
Продемонстрируем типовую антикоррозионную обработку на примере бюджетного городского автомобиля. Марка и модель в данном случае не важны, нам интересен подход, принцип. Вот что сделали с машиной на профессиональной станции.
Стыки панелей, молдинги, ручки дверей и тому подобные проблемные места обработали препаратом Dinitrol ML с очень высокой проникающей способностью и мощными ингибиторами. И хотя он предназначен главным образом для подержанных автомобилей, мастер уверил, что хуже не будет. Это превентивный барьер: сильный и активный материал заползет в малейшие щели, затаится там и коррозию к металлу не подпустит.
В полостях распыляли препарат Dinitrol 1000. Он применяется для защиты новых автомобилей, обеспечивает длительную защиту от коррозии, тиксотропен, содержит «долгоиграющие» ингибиторы. При нанесении образует прозрачную воскообразную пленку бежевого цвета с водоотталкивающими свойствами.
Здесь важно следующее замечание. Внутренние полости кузова можно обрабатывать как воздушным, так и безвоздушным методом. Так вот: в Швеции нередко применяют именно безвоздушное «полостное» распыление. Иными словами, материал подается к пистолету насосом высокого давления «Asalub 1:26». Цифры означают следующее: если на входе 8 бар, то на выходе – 26х8=208.
Тут же отметим, что при воздушном способе обработки давление увеличивается всего лишь в три раза, а подаваемый материал смешивается с воздухом непосредственно в пистолете. Безвоздушный способ считается более экономичным и экологичным, поскольку материал используется эффективнее, не загрязняя окружающую среду.
И в том, и в другом случае применяются пистолеты марки Sata. Отличить «безвоздушный» пистолет от «воздушного» легко: к первому подводится один шланг (с материалом), а ко второму – два (с материалом и сжатым воздухом).
Что касается днища и колесных арок, то они традиционно обрабатываются безвоздушным способом. В нашем случае их покрыли проверенным, если угодно – классическим препаратом Dinitrol 4941. Этот материал исключительно тиксотропен, устойчив к повышенным температурам, а значит, не теряет своих защитных свойств даже в окрасочных и сушильных камерах.
Пленка Dinitrol 4941 – черная, твердая, эластичная, не боится деформаций и вибрационных нагрузок. Что касается ингибиторов, упоминать их еще раз даже неприлично: антикор без них – не антикор.
Расход материалов составил:
• Dinitrol ML («проливка» стыков панелей, ручек, ободков фар, лючка бензобака и тому подобных «узких мест») – 0,5 л;
• Dinitrol 1000 (обработка скрытых полостей, нахлестов, отбортовок, подкапотного пространства, «припыление» днища) – 2,5 л;
• Dinitrol 4941 (покрытие днища и колесных арок) – около 4 л.
Через год владелец автомобиля приедет на гарантийный осмотр, который будет весьма серьезным. Мастер заглянет в полости с помощью бороскопа, осмотрит днище и арки, и, если потребуется, обновит защиту. И это мы тоже назовем шведским подходом к антикоррозионной защите кузова.