Картография кузова
Зачем нужны карты?
Любая современная технология – это система. Сказанное полностью относится к антикоррозионной защите автомобиля. Разумеется, если говорить о полноценной профессиональной обработке.
Система антикоррозионной защиты включает многое: обучение персонала, технологию и методику работы, оборудование, материалы, контроль, гарантии. Словом, весь цикл обработки, основанный на единой концепции. Один из обязательных признаков системы – технологическая карта. Поговорим о ней подробнее.
В России немало сервисов, где антикоррозионная обработка выполняется формально, лишь бы «замылить глаз» клиенту. Особенно этим грешат автосалоны, денно и нощно мечтающие о лишних строчках в заказ-наряде. И тогда работа выглядит так. Помыли машину, побрызгали жидким материалом в полости дверей, стоек, капота и багажника. Потом подняли машину, опять же побрызгали в полости, доступные снизу, покрыли мастикой днище – и, пожалуйста, готово.
Вроде бы все правильно, клиент доволен, деньги получены. Но если спросить мастера: «А есть ли у вас технологическая карта для обработки данной конкретной машины?» – ответ будет примерно таким: «А зачем?». Мол, все автомобили одинаковы.
Такая реакция говорит лишь об одном: о недостаточной подготовке мастера. Настоящие профессионалы давно отказались от клише «все кузова одинаковы». Да, у всех автомобилей имеются пороги, стойки, двери, капоты и проч. Но тут-то сходство и заканчивается. В угоду обеспечения жесткости кузова при непрерывном снижении веса автомобиля в полостях делаются сложнейшие нахлесты, фигурные ребра, усилители и т.д.
Поэтому полости кузова современного автомобиля таят в себе хитрые переплетения металла. Пороги «японок» отличаются от «немецких», конденсат в полостях «американцев» скапливается не там, где у «французов», а расположение сварных швов у «корейцев» иное, чем у «шведов». И даже слияния концернов и общие платформы не спасают – унификации нет, и быть не может.
Как их делают?
Самостоятельно изучить особенности всех автомобильных «тел», конечно же, невозможно. Да и не нужно, поскольку сей труд взяли на себя производители антикоррозионных материалов. Как же они изучают кузова?
Во-первых, штудируя техническую документацию завода – изготовителя автомобиля. Во-вторых, при помощи бороскопов (технических видеоэндоскопов), позволяющих заглянуть в самые потаенные уголки скрытых полостей. В-третьих, разрезая кузова аварийных и утилизированных машин. В результате появляется статистика: где и в какие сроки возникают очаги коррозии у той или иной модели.
А потом на свет рождаются руководства к действию – технологические карты обработки кузова. Вспомним банальную истину: коррозия приходит изнутри. Поэтому надежная защита на 99% зависит от грамотной профессиональной обработки скрытых сечений. Иными словами, от действий мастера по алгоритму конкретной технологической карты. Только карта укажет, как дотянуться факелом материала до критических точек и проблемных участков, где просверлить дополнительное отверстие и когда поменять насадку.
Говоря формально, технологические карты – это составная часть информационного обеспечения профессиональной антикоррозионной защиты. Такая же как обучение персонала, описание технологий и методик работы, контроль, гарантии, работа с клиентурой.
Обратимся к опыту немецкого концерна Dinol GmbH. Именно он разработал систему антикоррозионной защиты на основе материалов Dinitrol. Наряду с описаниями препаратов, инструкциями, руководствами и прочими полезными вещами, фирменные сервисы получают технологические карты со схемами и рисунками. В них указана вся необходимая мастеру информация: в какой последовательности, какими материалами, каким инструментом, какие участки автомобильного кузова обрабатывать. Причем не какого-то абстрактного автомобиля, а конкретной марки, модели и года выпуска.
Давайте посмотрим на приведенные здесь карты Dinitrol. Они усеяны графическими значками. Это своеобразный язык, которому присущи однозначность, простота и доступность.
Не будем сейчас разъяснять всю символику этих карт – для их изучения предусмотрены специальные руководства, и дублировать их нет смысла. Но отдельные значки все же расшифруем.
Пустой кружок говорит о том, что материал закачивается в отверстие, выполненное заводом – изготовителем автомобиля. Кружок с закрашенной сердцевиной – это отверстие, также выполненное заводом-изготовителем, но заглушенное пробкой.
Кружок с незакрашенным треугольником говорит о том, что отверстие для закачки материала необходимо просверлить на станции антикоррозионной обработки.
Кружок с закрашенным треугольником – что отверстие необходимо просверлить и заглушить после обработки.
Наличие подробных технологических карт, безусловно, говорит о тщательности, скрупулезности фирменного подхода к антикоррозионной защите автомобиля. А строгое следование документации позволяет свести к минимуму человеческий фактор и избежать ошибок при обработке.
Русские «картежники»
Не следует думать, что технологические карты создаются исключительно за рубежом. Dinol GmbH потому и считается мировым производителем антикоров, что учитывает специфику различных регионов планеты. Например, зачем создавать технологическую карту для автомобиля УАЗ Patriot в Швеции, если основная масса этих внедорожников сосредоточена в России? Да и рассказать об особенностях этих машин могут только россияне.
Поэтому не так давно нашу страну посетил Свен Ларсен, сотрудник датского отделения Dinol GmbH. Свен – ас антикоррозионного ремесла. Достаточно сказать, что у себя в Дании он курирует и консультирует 67 антикоррозионных станций. А в Скандинавии к защите автомобилей относятся более чем серьезно – море, соленые ветра, перепады температур многому научили местных жителей.
Но вернемся в Россию. Совместно со специалистами из компании ЮВК Свен отобрал следующие автомобили: УАЗ Hunter, УАЗ Patriot, Kia Rio, SsangYong Aсtyon, Lifan Solano, Lifan X60, Lifan Smily, Chery Tiggo, КАМАЗ, LADA Granta. Технологические карты решили разработать именно для этих марок и моделей. Логично: часть из них выпускается в нашей стране, другая же часть получила в России наиболее широкое распространение.
В чем заключалась работа Свена Ларсена? В принципе она описана в предыдущем разделе. Он изучал скрытые полости с помощью видеоэндоскопа, отслеживал, есть ли в конструкции кузова технологические заглушки для обработки полости, надо ли сверлить специальное отверстие и где можно его сверлить, чтобы не нанести вред автомобилю.
Кроме того, датчанин отмечал расположение электронных блоков, подушек безопасности, исполнительных механизмов и датчиков на каждом автомобиле. Все тщательно фотографировал и зарисовывал. Изучал моторный отсек, багажник, отмечал каждую конструктивную и технологическую особенность панелей. И заранее прикидывал, каким именно составом Dinitrol предпочтительно обрабатывать те или иные области кузова.
Затем г-н Ларсен вернулся в Данию, чтобы вместе с другими специалистами Dinol GmbH создать фирменную технологическую карту обработки каждого из перечисленных автомобилей. Чтобы читатели оценили его титанический труд, мы публикуем фрагмент технологической карты для автомобиля УАЗ Patriot. Впечатляет, не правда ли?
Карта плюс опыт
Директор компании ЮВК Юрий Климин и ведущий технический специалист той же компании Леонид Игнатьев рассказали редакции много интересного. Оказывается, карты год от года меняются. Это естественно, ведь меняются и сами автомобили, а карты всего лишь их отражение.
Например, в современных моделях уменьшилось число высверливаемых отверстий для закачки материала. Во-первых, автопроизводители увеличили число других отверстий – технологических, полученных еще на этапе изготовления кузова и закрытых заглушками. Причина новшества проста: автомобильные концерны работают в контакте с производителями антикоров и прислушиваются к их советам.
Во-вторых, появились новые «хитрые» распылительные насадки, способные дотянуться до участков, о защите которых без сверления раньше и мечтать не могли.
И наконец, в-третьих, антикоррозионные материалы непрерывно совершенствуются: расширяется ассортимент, появляются новые ингибиторы коррозии, увеличивается проникающая способность препаратов.
Многим клиентам нравится, что кузова их машин не сверлят. Но полностью устранить эту операцию пока не удается. Поэтому, уточняет Леонид Игнатьев, для получения отверстий необходимо использовать специальное сверло – коническое с пошаговым диаметром точно под резиновую или пластиковую заглушку. К тому же такое сверло не повредит пучок проводки, датчик или любое другое скрытое от глаз оборудование.
Увеличилось число пластиковых обтекателей и щитков на днище кузова. Естественно, при обработке их необходимо демонтировать, что увеличивает общее время обработки. К тому же встает проблема крепежа (клипсов). Зачастую они одноразовые и легко ломаются. К счастью, запастись крепежом на станции сегодня не проблема.
Под пластиковыми щитками обнаруживается изрядное количество грязи – спекшийся конгломерат глины, песка, соли. До нескольких килограммов! Для наглядности мы приводим фотографии этого «бесценного груза». В холода он замерзает и начинает давить и на пластик, и на металл. И бывает, выдавливает обоих. Такое никакой технологической картой не предусмотришь.
А сколько особенностей у конкретных автомобилей! Взять тот же УАЗ. На переднем и заднем мостах у него есть особые «подушки» высотой 6–7 см, сваренные из листов толщиной 4 мм. Они не прогрунтовываются и не прокрашиваются, поэтому обработка антикором здесь обязательна. Причем имеющим не просто хорошую, а отличную пенетрацию. И толстую пленку, выдерживающую 500 часов в камере соляного тумана, что эквивалентно пяти годам эксплуатации.
Проблемная зона любого автомобиля – место сварки заднего крыла и багажника. При погружении в катафорезную ванну на заводе шов защищается недостаточно и начинает ржаветь. При обработке на СТОА ему надо уделять особое внимание.
Кромки дверей. Вот уж где поиздевались над металлом, сетует Леонид. Согнули, завальцевали, грунтовка и краска в эти нахлесты не проходит, а влага поселяется мгновенно. Здесь тоже необходим материал с высокой пенетрацией.
Примеры можно продолжать едва ли не бесконечно. Так работает симбиоз технологической карты и опыта. Синергия науки и практики. А в результате автомобиль получает действительно надежную защиту от коррозии. В ближайшее время мы продолжим эту тему.