Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

20 световых лет

20 световых лет

Карьеры успешных топ-менеджеров во всем всегда мире рассматривались с неподдельным интересом. Им посвящались статьи в известных профильных журналах, опыт тиражировался в многочисленных книгах.

Молодой российский авторынок за 25 лет существования создал своих специалистов, о которых полезно узнать широкому кругу сограждан, интересующихся автомобильной темой. В рубрике «Свой стиль» редакция перио­дически знакомит читателей с успешными представителями отрасли.

Сегодня мы приглашаем к разговору Михаила Новикова, руководителя направления автомобильных ламп компании Lumileds в России и Беларуси. Его профессиональная карьера складывалась и росла вместе с узнаваемостью бренда и бизнеса известнейшей компании Philips. Надеемся, что этот опыт может быть интересен и полезен многим участникам группы российского менеджмента.

Редакция журнала «АБС-Авто» (далее – АБС): Михаил, для начала хотелось бы узнать, как все начиналось.

Михаил: Я был принят на работу Philips почти сразу по окончании вуза, в 1995 году. По образованию я лингвист, но жизнь распорядилась так, что уже почти 20 лет работаю в среде световой техники. Карьеру начинал с самых низов, с должности менеджера по продажам.

Тогда у компании на Новом Арбате, в знаменитом «Валдай-центре», был уникальный фирменный магазин. В нем представлялась вся линейка продукции Philips: бытовая техника и электроника, светотехника, лампочки, батарейки и многое другое. Отсутствовали лишь автомобильные лампы.

После трех лет работы мне предложили перейти в офис компании Philips, в световое подразделение на должность рядового торгового представителя регионального отдела. Главная задача отдела на тот момент состояла в формировании, если точнее – в «строительстве» сети продвижения продукции компании.

Этот этап моей карьеры сопряжен исключительно с работами на выезде – в командировках в разные города и веси Российской Федерации. Уровень развития национального рынка вообще, а световой техники в частности позволял использовать лишь такой способ организации базы потребителей. Он включал перелет или переезд, как правило, в крупный город, организацию краткосрочного «офиса» в гостинице и работу по месту.

Из рабочих инструментов имелись лишь гостиничный телефон и справочник «Желтые страницы». Далее ножками и – встречи, переговоры, каталоги. Это было время, когда словосочетание «коробки из-под ксерокса» обрело особый национальный колорит. Мы шутили, что тоже выносим «коробки из-под ксероксов», но только набитые не долларами, а каталогами продукции. Именно тогда и закладывалась база известности бренда Philips на просторах РФ.

Ассортимент продукции, которую мы представляли, был огромен. Он включал различные светильники; бытовые, специальные и профессиональные источники света; устройства уличного освещения и многое другое.

Результаты такой напористой деятельности не заставили себя долго ждать. Пошли первые контракты и продажи. С удовольствием вспоминаю первый серьезный контракт по замене устаревшего парка уличного освещения цент­ральной части города Оренбурга на светотехнику Philips. За ним последовал заказ на оборудование подсветки значимых зданий. И все было выполнено в срок и на достойном уровне. Впереди нам виделось весьма безоблачное будущее бренда Philips. Но случился кризис 1998 года. Многие контракты были закрыты, другие заморожены.

Кампания была вынуждена менять стратегии и перестраивать работу. Мне предложили возглавить работу по продвижению батареек. Конечно, в линейке продукции Philips это далеко не самый важный продукт. Монопрофильные производители подобной продукции уже вовсю продвигали свой товар, раскручивая его на цент­ральных каналах национального телевидения. А Philips начинал работу практически с нуля.

Но несмотря на это, оборот компании по батарейкам за два года нам удалось увеличить более чем в 4,5 раза! Компания не стояла на месте. После некоторой стабилизации на рынке руководство предприятия сделало ряд значительных шагов, которые коснулись и меня.

Так, компанией было принято решение по реструктуризации «батареечного» бизнеса. Производство было продано компании Matsushita Electric Industrial Со, а сам бизнес перешел в подразделение бытовой электроники. Руководство Philips мне предложило на выбор два варианта карьеры: либо перейти в названное подразделение, либо остаться на своем месте и продолжить работу по продвижению «лампочного» бизнеса. Я выбрал второе. А в августе 2003 года мне предложили возглавить подразделение автомобильного света в России, и я согласился.

На тот момент бизнес компании Philips по автомобильному свету был относительно небольшим. В наличии было пять или шесть дистрибьюторов, которые управлялись специа­листами из Польши. Напрямую наша компания в работе этого подразделения участия не принимала. Скоро стало понятно, что управлять бизнесом в другой стране, особенно в такой, как наша, – дело малоэффективное. И руководство предложило мне возглавить организацию своего подразделения почти с нуля. Это было уже вторым моим рабочим местом в рамках Philips, где пришлось организовывать работу, по большому счету, почти нового подразделения. Доля автомобильных ламп Philips на рынке РФ на тот момент составляла всего 2–3%!

Сегодня вряд ли можно найти автовладельца, который не знает лампы Philips. Если обратиться к нашей продукции, то нужно сказать, что мы производим лампы под двумя брендами: Philips и NARVA.

Производство и бизнес NARVA стали собственностью концерна Philips в 1996 году. Но продукция двух этих брендов имеет существенные отличия. Лампы Philips мы относим к премиум-классу, а NARVA – к бюджетному. Почему? Если обобщить все слагаемые потребительских достоинств каждого продукта – это и будет ответом на вопрос. Но не только. Для полноты картины придется, хотя и кратко, обратиться к теории конструирования, к физике, химии и технологии производства важнейшего элемента современного автомобиля. Конечно, тема требует отдельного большого разговора, но формат сегодняшней встречи этого не позволяет. Поэтому буду максимально краток.

Что такое автомобильная лампа, особенно та, что включена в головное светотехническое устройство, если точнее – в фонарь головного освещения?

АБС: И что же это такое?

Михаил: Автомобильная лампа, как и всякое техническое устройство, начинается с конструи­рования, продолжается подбором специальных материалов и заканчивается производством.

Если говорить о лампочках NARVA, то это высококачественное современное изделие, созданное в традиционной технологии. Основа продукта – стеклянная колба, в которой нагревается спираль, излучающая свет. По химическому составу колба NARVA изготавливается из обычного твердого стекла. Допустимые параметры этой детали позволяют применять соответствующую нить накаливания. Если постараться повысить качество излучаемого света, придется изменить размеры, форму и химический состав металла, из которого изготавливается нить накаливания. А это потребует иных качеств от колбы. И так во всем. Появилась идея конструктора в изменении любого параметра лампы, она потянет за собой потребность в изменениях всех элементов, составляющих устройство, и новых технологий в производстве.

С этой точки зрения лампы Philips являются абсолютно инновационной продукцией. Колба производится из запатентованного кварцевого стекла, которое так и называется – Philips Quartz Glass. Это специальное кварцевое стекло с ультрафиолетовым фильтром, что, конечно же, не единственное, хотя и весьма существенное отличие ламп Philips. Оно позволяет достигать высочайших потребительских качеств в составе светотехники автомобиля. Этих достоинств достаточно много, но об этом, видимо, в другой раз. Каждые два года на рынке появляются новые разработки нашей компании. Линейка продукции Philips, как и полагается бренду премиум-класса, по сравнению с NARVA всегда была значительно шире.

Если попытаться как-то подытожить работу нашего подразделения, то можно сказать, что с конца 2003 года по лучшие периоды последних лет мы сумели увеличить обороты бизнеса в 6–7 раз!

АБС: Имеются ли подделки продукции Philips?

Михаил: Да, бесспорно. Как и любые другие популярные на рынке изделия, продукция нашей компании систематически подделывается, особенно ксеноновые лампы. Мы, конечно, боремся с этим негативным фактором. Занимается этой проблемой соответствующий отдел. Например, каждая упаковка ксеноновых ламп оснащена голографической наклейкой со штрих-кодом. На сайте компании имеется возможность проверки оригинальности продукции, включая историю изделия на случай продажи бывшей в употреблении лампочки под видом новой. Причем это можно проверить со своего смартфона.

В последнее время случаев обращения к нам по поводу подделок стало существенно меньше. Мы считаем, что это связано с повышением внимания потребителей к качеству автомобильного света как к системе безопасности на дороге. Всякие сомнения, связанные с некачественным источником света, моментально проверяются указанным способом. Таким образом, происходит отсев недобросовестных продавцов светотехники и сужение рынка продаж поддельной продукции. Когда в компанию поступает сигнал от автовладельца о некачественной работе светотехники Philips, мы спрашиваем его в первую очередь, по какой цене ему продали образец. Если в ответ слышим, что ксеноновая лампа куплена за 900 руб., извиняемся и советуем поискать другой магазин. Не может комплект инновационного высокотехнологичного изделия стоить менее 2000 руб.!

АБС: Как бы Вы могли позиционировать место Philips на мировом рынке осветительной техники?

Михаил: Интересы производителя в России представляет компания ООО «ЛЮМИЛЕДС ЕВРАЗИЯ» (LLC LUMILEDS EURASIA). Philips – бесспорный лидер в производстве средств автомобильного света. Вообще, стоит сказать, что наша компания производит лампы всех типов для любых автомобилей мирового автопрома. Это головной свет, сигнальное освещение, внешнее и внутреннее освещение.

Если говорить о последних достижениях компании, то следует отметить, что мы первые, кто вывел на афтемаркет РФ светодиодные дневные ходовые огни. Это было в 2010 году. Эффект их появления на рынке был просто фантастический! Рынок, поначалу холодно встретивший эту инновацию, быстро раскусил достоинства продукта и отреагировал чудовищным запросом. Какое-то время этот процесс шел исключительно поступательно, пока на рынок не хлынула волна китайской светотехники. По качеству она не соответствовала даже определению «низкокачественная». Это были изделия абсолютно некачественные, если точнее – «внекачественные».

АБС: Скажите, в какую сторону сегодня движется мысль инженеров световой автомобильной техники?

Михаил: Последние разработки в этом связаны с лазерными источниками света. Первый такой образец был показан рынку в 2008 году. Много ли добавилось носителей такого света в мире? Единицы. Будут ли эти технологии настолько успешны, как о том говорят инженеры, мы пока не знаем. Время покажет. А вот со светодиодными технологиями многое понятно уже сейчас.

Главное достоинство такого источника в его долговечности. Возможности светодиодных технологий открыли перед дизайнерами широкий простор для технического творчества. Электропотребление светодиода на порядок ниже традиционных источников света. Если говорить о недостатках светодиодных технологий, то стоит сказать об особенностях их устройства.

Светодиод при работе выделяет тепло в сторону, противоположную излучаемому свету. Это накладывает на конструкцию устройства обязательства по отводу тепла. В первых разработках эту функцию выполняла охлаждающая жидкость. Сейчас это реализуется на основе других технологий. Но нужно понимать, что в этом абсолютно надежном источнике света с одной части устройства (задней по отношению к точке испускаемого света) тепло должно отводиться, а к передней его части оно должно подводиться, чтобы прогревать стекло фонаря при отрицательных температурах окружающего воздуха.

Автомобилей, оснащенных таким светом, бегают по дорогам мира десятки тысяч. Но пока лучший свет может обеспечить лишь ксеноновая лампа! Если считать освещение по сути системой пассивной (или активной?) безопасности, то равного ей автомобильного источника света пока нет! И я, как потребитель, при выборе лампочки для головного света своего автомобиля из различных возможных вариантов выбираю именно «ксеноновый свет»!

На этом предлагаю закончить наш разговор. Хотелось бы, конечно, поговорить обо всем гораздо подробнее, но боюсь, тогда придется посвятить нашей теме еще не один час, а может быть, и не одни сутки. Это будет зависеть от глубины «погружения» в тему.

На прощание пожелаю читателям безопасных дорог. С лампами Philips это можно реализовать проще!

  • Владимир Смольников, редактор, издатель

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены