Ступени профессиональной карьеры. Иногда они бывают реально опасными
Сегодняшняя встреча в рубрике «Свой стиль» будет с главой представительства компании DAYCO Europe Srl. Мы познакомимся с Игорем Коричневым, известным специалистом автобизнеса. Послушаем его.
Журнал «АБС-авто» (АБС): Игорь, расскажите, пожалуйста, о себе, как строили свою карьеру.
Игорь: Как Вы уже сказали, моя должность сегодня называется «глава представительства компании DAYCO Europe Srl». Само же представительство было зарегистрировано в 2008 году. До получения официального статуса я принимал самое активное участие в его организации. Для руководства головного офиса концерна DAYCO мой статус звучит как национальный менеджер. То есть я представляю интересы концерна на территории РФ, но не только. В круг моих функциональных обязанностей попадают рынки 12 бывших советских республик, т.е. всех государств, ранее составляющих СССР, за исключением прибалтийских.
Вся моя трудовая деятельность связана с автомобильной темой. Началась она в 1978 году, когда я окончил Московский автомеханический институт, получив квалификацию инженера-механика на факультете «Автомобили и тракторы», специализация «Автомобили». После окончания вуза был распределен в Министерство внешней торговли. Но еще год провел в стенах института, занимаясь глубоким изучением английского языка и основ бизнеса. Как принято говорить на западе: «Business Introduction» – введение в бизнес. Успешно сдав экзамены, был принят в штат предприятия «Запчастьэкспорт». Это предприятие специализировалось в поставках за рубеж запчастей к легковым и грузовым автомобилям, сельхозтехнике, тракторам, автобусам и другой технике советского производства.
Меня приняли на работу в подразделение, которое занималось запчастями к советским грузовым автомобилям с дизельными двигателями. Эта номенклатура продукции определила географию территорий СССР, с которыми я познакомился в многочисленных командировках. Это были: Ярославль, Минск, Жодино, Набережные Челны, Кременчуг и т. д. Работая в стенах «Запчастьэкспорта», я продолжал учиться и получил второе высшее образование, а также изучил второй иностранный язык – арабский. После защиты диплома, в 1986 году, был направлен на работу на Ближний Восток – в Багдад. Должность моя тогда называлась «глава регионального представительства ”Запчастьэкспорт“ со штаб-квартирой в Багдаде». Регион включал Ирак, Иорданию и Кувейт.
АБС: Игорь, какие воспоминания у Вас остались о тех временах и территориях?
Игорь: Понимаете, в те времена Ближний Восток жил очень неспокойной жизнью. Очень! Были и авианалеты, и ракетные обстрелы. Реально летали и рвались ракеты. Но была и молодость! Я полюбил Восток. В итоге проработал в Ираке около пяти лет. На тот момент внешнеторговая деятельность переставала быть монополией государства. «Запчастьэкспорт» объединили с «Автоэкспортом» и подчинили Министерству автомобильной промышленности. Вернувшись в Москву, был принят в «Автоэкспорт» уже в качестве начальника отдела. Через некоторое время перешел на работу в «Автоимпорт» – подразделение «Автоэкспорта» на должность начальника отдела запчастей Volvo и Opel. Сейчас «Автоимпорт» является одним из дистрибьюторов компании GM в России. Работая с поставками импортных запчастей, я заинтересовался работой по линии афтемаркета – неоригинальных запчастей. Будучи еще в «Автоэкспорте», я получил образование в Академии внешней торговли. Это мое образование было исключительно экономическим.
Обладатель такого набора знаний и профессионального опыта во времена СССР рассматривался как перспективный претендент на руководство внешнеторговым представительством какой-нибудь крупной организацией, занятой во внешнеэкономической деятельности. Но наступили иные времена, которые в новейшей истории России мы знаем как перестройку. Новое время задавало новые правила. Но опытные специалисты бывают востребованы всегда. Этот период на рынке автобизнеса РФ характеризовался мощным развитием импорта. Мне пришлось поработать в ряде компаний, импортирующих автозапчасти для афтемаркета.
АБС: А что было потом?
Игорь: Этот период моей профессиональной деятельности связан с усиленным изучением специфических знаний в автомобильном афтемаркете. Участие в профессиональных выставках, новые знакомства с мировыми брендами производителей запчастей и компонентов существенно расширяли профессиональный кругозор. Собственно, сама моя деятельность на тот момент в основном состояла из коммуникаций с ведущими менеджерами западных компаний. Я оказывал им профессиональные услуги по сертификации продукции, соответствию ее требованиям стандартов и т. д. Среди моих клиентов была и компания DAYCO, с которой у нас сложились хорошие деловые и дружеские отношения.
Однажды представители этого концерна обратились ко мне с просьбой проконсультировать их в легализации компании DAYCO на рынке РФ. Я представил несколько вариантов возможной реализации их планов в России. Рассмотрев мои предложения, руководство DAYCO остановилось на статусе представительства. Мне предложили организовать, зарегистрировать и возглавить его. Предложение меня безумно заинтересовало. Оно было мне интересным по многим статьям.
Среди них профессиональный интерес был не самым последним пунктом. Ведь мне предлагалось во многом повторить личный опыт, только с противоположным вектором. В странах Ближнего Востока я выполнял функции главы представительства предприятия государства, которое по отношению к региону моей тогдашней работы было зарубежным. Теперь моя жизненная картинка полностью поменялась. Я стал главой представительства зарубежного производителя на российском рынке. А в остальных 12 республиках бывшего СССР мой статус был еще экзотичнее! В них я, являясь гражданином Российской Федерации, представлял и представляю интерес зарубежной для меня компании DAYCO на рынках других зарубежных государств. Представляете, как это интересно?!
АБС: А какие еще мотивы Вы рассматривали, когда принимали решения поработать в DAYCO?
Игорь: То, что сказал выше, не было моим главным интересом в предложении. Больше всего меня интересовала внутренняя структура и организация этой известной компании. Наши разговоры по поводу организации представительства начались в 2006 году и только в 2008 году я его зарегистрировал. Все представительство международного концерна DAYCO в России на тот момент состояло из одного человека – меня.
В таком «составе» я проработал в представительстве первые два года с момента открытия. Не могу сказать, что эти годы в моей памяти отложились как особенно приятные и простые. Ведь нужно было донести до потребителей, работающих в 12 республиках СНГ и России, понимание, что DAYCO пришла в эти регионы всерьез и надолго для помощи клиентам.
Следует отметить, что и сама компания изменила свое отношение к афтемаркету и стала уделять этому сегменту рынка гораздо больше внимания, чем ранее. Дело в том, что с этой компанией и ее продукцией я познакомился давно – еще во времена, когда занимался поставками запчастей на афтемаркет в стенах других предприятий. Посещая выставки или иные презентационные мероприятия, я стремился к сотрудничеству с DAYCO. Но больших успехов в этом не достиг. Сейчас понимаю, почему. Но чтобы объяснить это, придется хотя бы вкратце познакомиться с историей компании.
Итак, компания DAYCO была создана в США в 1905 году в городе Дайтон штата Огайо. Все последующее развитие предприятия проходило там же – в США до 1993 года. В 1993 году DAYCO приобретает в Италии один из заводов Pirelli по производству ремней. Это приобретение стало первым активом Dayco в Европе. В последующие годы концерн развивал производство ремней как профильный бизнес. В первую очередь внимание новых собственников было обращено на автосборочные производства.
Затем по прошествии семи лет менеджеры компании почувствовали стабильность этого бизнеса и обратили взор на Восток Европы. Для чего я сделал этот исторический экскурс? Для того, чтобы объяснить, что когда в 1998 году я обращался к менеджерам компании DAYCO с предложениями о сотрудничестве – не находил у них должного интереса. Концерну было еще не до Восточной Европы и не до афтемаркета. Сейчас я это очень хорошо понимаю. В начале 2000-х DAYCO обратила внимание на российский рынок и рынки СНГ. Пошли первые контракты и первые поставки. Они были совершенно мизерные. На первом этапе отсутствовала даже техническая поддержка клиентов, не говоря уже обо всех прочих.
На сегодняшний день наше представительство обладает всеми необходимыми инструментами поддержки и продвижения продукции. Наш сайт «заговорил» на разных языках, включая русский. Этот ресурс создан таким, чтобы быть полезным всей группе потребителей, заинтересованных в нашей продукции. Помимо наших дистрибьюторов, это автомеханики, гаражники, работники магазинов запчастей, обычные автовладельцы и др. Наполнение, архитектура и сервисы, заложенные в сайте, позволяют любому заинтересованному получить ответ на любой вопрос, касающийся нашей продукции. Включая онлайн-режим. Интересующихся приглашаю заглянуть на сайт, чтобы убедиться в удобстве этого сервиса.
АБС: В продуктовой линейке DAYCO помимо ремней можно увидеть различные жесткие компоненты. Для чего компания взялась за это дело?
Игорь: DAYCO сегодня – это не только производитель ремней, но и разработчик «power transmission» – системы передачи крутящего момента. Он образуется на коленчатом валу, дальше передается на распредвалы и на все вспомогательные узлы: водяные насосы, электрогенераторы, усилители руля, кондиционеры и т. д. и т. п. Передача крутящего момента производится с помощью ремней: клиновых, поликлиновых, зубчатых, с эластичным и любым другим кордами и т. д. Ремни работают с массой вспомогательных устройств: натяжителями с автоматическими регулировками, натяжителями с ручной регулировкой, успокоителями, шкивами, обгонными муфтами, роликами и т. д.
Производим и поставляем мы всю эту номенклатуру как отдельными компонентами, так и в составе комплектов. Ремкомплекты могут быть обедненными, а могут быть и полными, и расширенными. Компания прекрасно понимает, что мы работаем с разными потребителями различных регионов со своей историей, традициями, уровнями достатка населения и развития сервиса. Причем в одних регионах потребители будут искать некоторые детали (например, зубчатый ремень) только известной западной компании, а на имидж производителя остальных компонентов передачи крутящего момента будут смотреть сквозь пальцы. Хотя такой подход, на наш взгляд, весьма ошибочен, но, как известно, клиент ведь всегда прав. Такой потребитель получит от нас один или пару ремней в комплекте.
Для тех потребителей, кто понимает, что катастрофа с двигателем может случиться не только в связи с разрывом зубчатого ремня, но и в результате поломки любого вспомогательного компонента передачи крутящего момента, мы предлагаем расширенный ремонтный комплект. С некоторых пор DAYCO расширила свои ремкомплекты, добавив в них водяные насосы. Хотя сами водяные насосы компания не производит. Сегодня это распространенная практика серьезных производителей автокомпонентов – расширять линейку товарной номенклатуры за счет включения в ремкомплекты со своей продукцией выборочных деталей, которые предприятие не изготавливает.
Такой подход расширяет диапазон предложений потребителю. Он (потребитель) может приобрести все, что нужно для конкретного ремонта из «одних рук» – из одного комплекта. Для такой комплектации DAYCO выбирает продукцию только у проверенных производителей. В планах компании в дальнейшем перейти на собственное производство водяных насосов. Для компании такой подход традиционен. Так было с роликами, натяжителями и другими компонентами. Большим спросом наша продукция пользуется у владельцев мототехники – снегоходов, квадроциклов, скутеров. Заводы компании работают традиционно в США, а также в Италии, Бразилии, Аргентине и Китае. Строится завод в Индии.