3М из Подмосковья
Сегодня трудно найти человека, который ни разу не пользовался бы клейкой лентой под названием «скотч» или губкой для мытья посуды с логотипом 3М. Авторемонтникам (а особенно жестянщикам) знакомы полировальные пасты, шпатлевки, технологические клейкие ленты и абразивы с тем же товарным знаком.
На самом деле компания 3М – это огромная многопрофильная международная производственная корпорация, которая выпускает более 100 тыс. продуктов, продающихся в 200 странах мира. Но ее продукты для металлургической, химической, электронной промышленности интересны достаточно узкому кругу специалистов. Нам же важны товары, которые используются в авторемонте. Наши читатели как раз и составляют их «целевую аудиторию».
Что случилось?
Компания 3М объявила о запуске продукции для авторемонта на своем заводе в подмосковном Волоколамске. Список этой продукции пока что невелик: это полировальная паста двух видов – грубой и тонкой градации, а также автомобильная шпатлевка – также двух видов: универсальная и Soft с полыми микросферами 3М™ Glass Bubbles.
Для их производства на заводе установлены две линии, мощностью 300 тонн пасты и 400 тонн шпатлевки в год.
Надо сказать, что завод 3М в Волоколамске работает уже достаточно давно и производит относительно несложную и массовую продукцию: средства защиты органов дыхания (маски и респираторы), клейкие ленты, блокноты, губки для мытья посуды и некоторые другие товары. И вот теперь к этому списку добавились полироли и шпатлевки.
В ноябре уже стартовали продажи «волоколамской» полировальной пасты. С декабря в продажу выходит универсальная шпатлевка Soft. А окончательный переход на локально произведенную продукцию планируется осуществить в первом квартале 2013 года. Цены этой продукции останутся на прежнем уровне, так как при производстве используются импортные компоненты (тальк, смола и другие). Хотя в будущем компания планирует и «локализацию» сырья.
Казалось бы, ну что тут такого интересного? Открылся небольшой завод по производству импортных товаров «в регионе продажи». Шпатлевок и полировальных паст на российском рынке существует и так много, а «волоколамские» будут не дешевле их импортных аналогов. Да и объемы производства масштабами явно не поражают: крупной компании завезти 700 тонн продукции в страну явно проще, чем «городить» новое производство. Выходит, что эта «локализация производства» ничего не дает, кроме морального удовлетворения?
Все, конечно, так – но совсем не так…
Корпорация 3М не стала бы огромной международной компанией, если бы не была прагматичной во всех своих решениях. И потому создание производства шпатлевок и полировальных паст в России имеет очень даже понятные причины.
Прежде всего, местное производство гарантирует постоянное наличие складских запасов. Заказчик не будет ждать, пока нужную ему шпатлевку привезут из-за границы: она ему нужна уже сегодня-завтра, а не через две недели.
Вторая причина – качество, напрямую связанное со сроками хранения. Это только вино от длительной выдержки улучшается. Со шпатлевками и полиролями все как раз наоборот. Соответственно, логистам уже не надо решать сложнейшие задачи типа: сколько завозить товара, чтобы успеть его продать до того, как он «застареет».
И третья причина – региональные требования к продукту. Для примера: в США работники кузовных цехов (в просторечии – жестянщики) предпочитают менее густые шпатлевки. Обычно они ремонтируют лишь небольшие повреждения, а в случае крупных – просто меняют деталь кузова. Естественно, «жидкими» шпатлевками им работать проще и быстрее. У нас же картина совсем другая: слой шпатлевки в целый сантиметр – это, скорее, правило, чем исключение…
Так что рецептура локально производимой автомобильной шпатлевки 3М была адаптирована с учетом требований российских кузовных автомастерских. Компания провела очень большой опрос наших жестянщиков и пришла к выводу: шпатлевка должна быть более густой, чем «оригинальная».
Но изменение одного свойства шпатлевки «тянет» за собой и другие свойства – пластичность, шлифуемость, адгезию, устойчивость к вибрации и температурным перепадам, укрывистость, пористость и т.д.
И вот приведением всех этих свойств в единый «ансамбль» занималась первая в России научно-исследовательская лаборатория компании 3М, которая оборудована на заводе в Волоколамске. А руководил командой специалистов-технологов, проводивших адаптацию продуктов, инженер по продукту компании «3М Россия» Денис Агапкин – ученый-химик, пришедший на завод из МГУ.
Соответственно, эти шпатлевки прошли все необходимые квалификационные тестирования как в России, так и за рубежом. По результатам произведенных исследований их свойства превосходят зарубежные аналоги 3М по показателям пластичности и шлифуемости. И в будущем компания планирует разработать рецептуру новой автомобильной шпатлевки со стекловолокном и шпатлевки по пластику.
В заключение хочется сказать вот о чем. Наверное, нельзя утверждать, что новые российские шпатлевки 3М – «самые лучшие на рынке»: ситуации в кузовном ремонте бывают разные и, соответственно, требования к материалам различаются. Кроме того, у каждого мастера есть свои личные предпочтения. Но вот сам подход к «локализации производства» компании 3М вызывает уважение своей логичностью и прагматизмом: продукт должен быть качественным здесь и сейчас, а не «вообще».