Академия современных технологий автосервиса
«Автомобиль не роскошь и не средство передвижения… Автомобиль – это объект диагностики и технического обслуживания».
Л.В. Мирошников, д.т.н., МАДИ
История автомобиля началась ещё в 1768 году вместе с созданием паросиловых машин, способных перевозить человека. В 1806 году появились первые машины, приводимые в движение двигателями внутреннего сгорания, что привело к появлению в 1885 году повсеместно используемого сегодня газолинового или бензинового двигателя внутреннего сгорания.
С тех пор конструкции автомобилей постоянно совершенствовались и усложнялись. В сегодняшнем автомобиле вряд ли кому-нибудь удастся найти сходство с его прапрадедушкой – первым серийным автомобилем с двигателем внутреннего сгорания.
По мере усложнения конструкции автомобилей менялись и требования к оборудованию, используемому при их ремонте и обслуживании. Современный газоанализатор даже отдаленно не похож на первый газоанализатор фирмы SUN 1931 года рождения, напоминавший паровозный прожектор на треноге. Технический прогресс позволяет постоянно повышать точность измерительных приборов, но это сопряжено с усложнением их конструкции и, как следствие, с повышением требований к квалификации специалистов, работающих с современным оборудованием. Многие приборы созданы с применением самых современных технологий, пришедших из космических отраслей. Где же взять специалистов, способных эффективно использовать современное оборудование?
Многие официальные автомобильные дилеры оборудовали учебные центры по подготовке специалистов для собственных подразделений. В этих центрах проводится обучение по технологиям ремонта марок автомобилей, представленных официальным дилером. Навыков практического использования современного оборудования у таких специалистов нет, что отрицательно сказывается на качестве предоставляемых авторемонтным предприятием услуг.
Выпускники ВУЗов по специальностям, связанным с обслуживанием и ремонтом автомобилей, имея какие-то теоретические знания, зачастую не обладают достаточными практическими навыками и знаниями современного технологического оборудования, что ограничивает их востребованность в современных условиях.
Для подготовки специалистов высочайшего уровня, до тонкостей знающих принципы и технологии обслуживания современных автомобилей с применением самого высокотехнологичного оборудования, нами создан учебный центр, оснащенный современными приборами, работающими по самым передовым технологиям. Успешно прошедшим обучение будет выдаваться документ, подтверждающий уровень квалификации выпускника, достаточный для правильного и эффективного использования оборудования при диагностике, обслуживании и ремонте современных автотранспортных средств.
Наверное, каждому руководителю автосервиса приходилось выслушивать недовольство клиента качеством полученной услуги. Это и биение колес после выполненной балансировки, и увод автомобиля, и увеличенный износ шин после регулировки сход-развала, и вибрация при интенсивном торможении. На моей практике был один очень яркий и, к сожалению, типичный для нашей действительности, случай. В одном из сибирских городов к официальному дилеру VW приехал владелец автомобиля Touareg с 5-литровым дизельным двигателем и на пневматической подвеске.
Он обратил внимание руководства техцентра на состояние шин, которые за 6 тыс. км пробега после регулировки сход-развала у этого дилера практически превратились в слики. После этого клиент положил ключи от авто на стол директора сервисной службы и сказал, что вернется вечером и хотел бы видеть на автомобиле новые шины. Специалисты, конечно же, сразу начали грешить на стенд для измерения и регулировки геометрии подвески (сход-развал). В результате проверки выяснилось, что стенд 3D абсолютно исправен и измерения производятся с точностью до 1 угловой минуты. В чем же дело? А дело в том, что механик, во-первых, не выполнил требование сервисной документации по условиям измерения геометрии, а во-вторых, выполняя процедуры измерения и регулировки углов, он недостаточно ясно понимал для чего нужно то или иное действие. Для чего, например, автомобиль прокатывается на определенную дистанцию, для чего колеса автомобиля нужно поворачивать сначала в одну, затем в другую сторону, какие условия проведения измерений необходимо строго выполнять. Механик шаг за шагом, чисто механически, прошелся по всем этапам процедуры и получил какой-то результат. Его не насторожили чудовищные отклонения в показаниях прибора по отношению к стандартам. И то, что пришлось менять углы на очень большие значения, тоже не встревожило. Если бы он понимал, что происходит при его манипуляциях, то смог бы мысленно «раскрутить» всю процедуру в обратную сторону и понять, где допустил ошибку или небрежность. Но этого не произошло. В результате автосервис вынужден был заменить шины за свой счет. Вылилось это в 68 тысяч рублей, не считая стоимости работ по «переобувке». А как оценить моральные потери клиента и руководителя автосервиса? Что делать с потерянным имиджем?
Другой пример. Шиномонтажник «обвиняет» балансировочный стенд: «Клиенты возвращаются с жалобой на вибрацию. Станок врет!». Устанавливаем на вал балансировочного стенда тестовый ротор и проводим измерения. Стенд выдает результат с точностью до одного грамма. Спрашиваем: «Все ли клиенты возвращаются с рекламацией?» Ответ: «Нет, не все, некоторые однозначно удовлетворены.» Такой ответ всегда настораживает. Если оборудование неисправно, то возвращаться должны абсолютно все клиенты, эффект дисбаланса колеса ощущают все автомобилисты без исключения. В противном случае, следует говорить о пресловутом человеческом факторе. Поэтому просим повторить балансировку колеса на наших глазах. Ошибка механика выявляется на самом первом и главном этапе процедуры. Устанавливая колесо на вал, «специалист» правой рукой затягивает прижимную гайку вала балансировочного станка, одновременно опираясь левой на верхнюю часть объекта измерений. Понятно, что этим он обеспечил себе устойчивое равновесие. Но вот на положении колеса на валу это отразилось катастрофическим образом. Центровочный конус не занял своего места, а гайка зафиксировала измеряемое колесо в положении, бесконечно далеком от идеального для замера. Чтобы отбалансировать зафиксированное таким способом колесо, наверное, пришлось бы навесить не десятки, а сотни грамм балансировочных грузиков. Попробуйте отрезать начало у измерительной рулетки и потом произвести точные измерения. Получите какие-то цифры, но о чем они вам скажут? То же самое происходит и при подобных описанным случаях измерений с применением современного высокоточного оборудования. Только оборудование, по сравнению с обычной рулеткой, предъявляет еще более высокие требования к персоналу.
Учебный центр мы оснастили самым современным оборудованием John BEAN (Snap-on). Это стенды сход-развал, работающие с применением технологии пространственной визуализации – 3D. Балансировочные машины оснащены измерительными лазерными технологиями. Это позволяет, кроме устранения дисбаланса колеса, проводить полную диагностику дисков и шин. Шиномонтажные стенды самого последнего поколения работают в автоматическом режиме практически без участия оператора. Учебные мероприятия опираются и на другие современные ремонтные и диагностические инструменты: системные сканеры и приборы для обслуживания систем кондиционирования SUN (Snap-on). Учтены и современные агрегаты, применяемые в ремонтных технологиях, такие как установки MAD для проточки тормозных дисков без снятия их с автомобиля и многое другое.
Серьезная теоретическая база, имеющаяся в распоряжении консультантов и тренеров центра, должна стать основой в глубоком понимании авторемонтного ремесла учащимися.
Главную задачу учебного центра мы видим в повышении уровня знаний и практических навыков специалистов автосервисной отрасли. На базе новейшего ремонтно-диагностического оборудования мы хотели бы научить эксплуатантов думать и понимать, для чего выполняется любая технологическая операция. Ведь любой самый современный и точный измерительный прибор – лишь инструмент в руках человека. А наша философия – не только предоставить этот инструмент, но и научить правильно им пользоваться!