Армейские автомобильные новинки
Российская армия перевооружается. Касается это и военной автомобильной техники. Новые образцы ВАТ создаются высокими темпами. С некоторыми из последних достижений по этой части можно было ознакомиться на международной выставке вооружения, технологий и инноваций «Оборонэкспо-2014», развернутой в середине августа в подмосковном Жуковском.
Богатыри от союзников
Наиболее солидные автомобили отечественные вооруженные силы (впрочем, как и ранее советские) получают из столицы союзной Белоруссии. Нынешняя производственная программа Минского завода колесных тягачей чрезвычайно разнообразна. Она включает транспортные средства с количеством осей от двух до восьми. В разработке находится 9-осное шасси МЗКТ-9005. На выставку минчане привезли три образца ВАТ. Семейство МЗКТ-7930 пришло на смену автомобилям МАЗ-543, которые уже без всякого преувеличения можно считать легендарными. Первоначально новые шасси комплектовали механическими коробками передач (сказывались последствия сложных 1990-х годов, когда шли разработка и освоение серийного выпуска). Однако для тяжелой армейской техники предпочтительнее автоматические трансмиссии (как и было у МАЗ-543). Они существенно уменьшают вероятность выхода из строя транспортного средства вследствие ошибки водителя при трогании с места, повышают срок службы двигателя, облегчают управление автомобилем и улучшают проходимость. К недостаткам АКП относится их сложность, а следовательно, повышенные требования к культуре производства и немалая цена. Минский завод относится к тем немногим автопроизводителям, которые сами изготовляют АКП. Это направление деятельности предприятия продолжает развиваться. Показанная коробка передач МЗКТ-4361-1700030 содержит трехколесный блокируемый гидродинамический трансформатор и 6-ступенчатую планетарную КП. Максимальный коэффициент трансформации крутящего момента ГДТ не менее 1,76; его максимальный коэффициент полезного действия достигает 0,87. АКП способна передавать мощность до 310 кВт и входной крутящий момент до 1715 Н•м. Максимальная входная частота вращения 2100 мин-1. Аварийная система управления гидравлическая и обеспечивает ручное включение первой передачи и передачи заднего хода. Именно автоматическая КП установлена на представленном МЗКТ-7930-300. Богатырь перевозит до 22,2 т груза, и это при собственной снаряженной массе 20,8 т – для вездеходов такое считается очень приличным. МЗКТ-7930-300 преодолевает траншеи шириной до 2 м и 1,2-метровый брод. Максимальная скорость достигает 70 км/ч. Всем хорош МЗКТ-7930-300, однако его габаритная ширина равна 3070 мм, что создает сложности при движении по дорогам общего пользования – военные не могут не считаться с гражданскими требованиями к дорожному движению. Этого недостатка лишено создаваемое семейство армейских грузовиков с разной колесной формулой, ширина которых составит 2550 мм. На выставке они были представлены в 2- (МЗКТ-5002) и 3-осном (МЗКТ-6001) вариантах. Первый из них имеет грузоподъемность 3 т при снаряженной массе 4,5 т (допустимые осевые нагрузки 2 × 3750 кг), развивает скорость до 95 км/ч, проходит на одной заправке 1000 км (по контрольному расходу топлива), преодолевает брод глубиной до 1,2 м. МЗКТ-6001 значительно солиднее – при снаряженной массе 12,8 т он способен перевозить 11 т груза (нагрузки на оси по 8 т). Силовой агрегат грузовика состоит из двигателя ЯМЗ-7513.10 (420 л.с./309 кВт) и автоматической КП; раздаточная коробка 2-ступенчатая; подвеска колес независимая пружинная; тормозная система двухконтурная пневматическая; бескамерные шины размером 16.00R20 обеспечивают дорожный просвет в 420 мм. Максимальная скорость МЗКТ-6001 составляет 90 км/ч, а его запас хода и бродоходимость – как у модели МЗКТ-5002.
Армия – это «Уралы»
Одним из важнейших поставщиков ВАТ для российской армии по-прежнему остается автозавод в Миассе. Помимо грузовиков и шасси предприятие теперь занимается и бронеавтомобилями – на «Оборонэкспо» оно показало два образца таких транспортных средств. 10-местный 2-осный «Урал-53099» оснащен цельносварным однообъемным корпусом, оборудованным системами вентиляции, отопления и кондиционирования. Он способен перевозить 2 т груза (полная масса 16 т) и буксировать 5-тонный прицеп. Дизель ЯМЗ-5367 развивает 450 л.с. (330 кВт); трансмиссия включает автоматическую 6-ступенчатую КП и 2-ступенчатую раздаточную коробку с межосевым блокируемым дифференциалом; ведущие мосты выполнены разрезными с центральными и колесными редукторами. Подвеска независимая на двух поперечных рычагах с гидропневматическим упругим элементом и системой изменения клиренса (дорожный просвет изменяется в пределах от 300 до 500 мм); тормозная система двухконтурная с пневматическим приводом; шины боестойкие размером 16.00R20. Урал-53099 разгоняется до 110 км/ч и отличается внушительным запасом хода. Полной заправки двух 300-литровых баков хватает на 1800 км пути при скорости 60 км/ч. Впечатляет и глубина преодолеваемого брода – 1,9 м. Второй экспонировавшийся бронеавтомобиль (3-осный «Урал-4320ВВ») создан для подразделений внутренних войск МВД России. Масса перевозимого груза составляет 3 т, а полная – 17,3 т (посадочных мест не менее 15); масса буксируемого прицепа 11,5 т; дорожный просвет 400 мм; максимальная скорость 90 км/ч; запас хода по контрольному расходу топлива 1100 км. Двигатель может быть ЯМЗ-6565 или ЯМЗ-536. Помимо броневиков на стенде Автомобильного завода «УРАЛ» находились еще «Урал-532361-1010» с колесной формулой 8 × 8 и седельный тягач «Урал-63704» (6 × 6). Четырехосник предназначен для транспортирования составных частей серийных понтонных парков. Ранее данную работу в войсках выполняли КрАЗы. Понтоновоз имеет габаритные размеры 10410 × 3198 × 3970 мм; он оснащен дизелем ЯМЗ-536 (312 л.с./229 кВт) и 9-ступенчатой коробкой передач ZF 9S. Седельный тягач способен буксировать полуприцепы по всем видам дорог и местности. Нагрузка на седельно-сцепное устройство может достигать 22 т, а полная масса автопоезда – 63 т (по согласованию возможно увеличение до 76 т). На «Урале-63704» установлен 412-сильный двигатель ЯМЗ-652-01, агрегатированный с 16-ступенчатой механической КП ZF 16S1820 ТО. Ведущие мосты RABA MAXS с разнесенной главной передачей, блокировкой межколесных дифференциалов и блокируемым межосевым дифференциалом на среднем мосту. Шины радиальные регулируемого давления размером 16.00R20.
Бронетехника – на любой вкус
Когда-то предполагали, что уральские вездеходы будут автомобилями поля боя (тактическими грузовиками), обеспечивающими перевозку личного состава, буксировку артиллерийских орудий, размещение на них вооружения, а близкие по техническим характеристикам КамАЗы станут тыловым автотранспортом. Ныне такое разделение не соблюдается. В качестве доказательства приведем зенитный ракетно-пушечный комплекс «Панцирь-С», который монтируется на 4-осном камском шасси. И в создании многоцелевых бронированных автомобилей специального назначения Камский автозавод конкурирует с Уральским. КамАЗ-63968 «Тайфун» выполнен бескапотным 3-осным, но имеет необычное расположение осей – сближенными являются две передние. Его снаряженная масса равна 18,55 т, а полная – 22,55 т. Он укомплектован 8-цилиндровым V-образным двигателем КамАЗ-740.354-450, развивающим мощность 450 л.с. (330 кВт). Мотор способен разогнать бронеавтомобиль до 105 км/ч. Габаритные размеры новинки составляют 8200 × 2520 × 2930 мм, дорожный просвет – 470 мм. Стоит обратить внимание и на шины – они имеют размер 16.00R20. Камский бронеавтомобиль уже поступает в войска и принимал участие в последнем военном параде на Красной площади. Свой вклад в создание бронированных автомобилей пытается внести Консорциум ИНТРАЛЛ, на стенде которого находились три 2-осные машины семейства «Торос» и 3-осный «Колун». Последний вмещает 19 пассажиров, имеет полную массу 11,1 т и оснащен 136-сильным (100 кВт) дизелем с турбонаддувом (Euro IV) и 5-ступенчатой механической коробкой передач. Бронеавтомобили «Торос» комплектуют силовыми агрегатами с аналогичными параметрами, их полная масса составляет 6,8 т, а скорость достигает 85 км/ч. Особый интерес посетителей вызывал макетный образец тяжелой колесной боевой машины пехоты «Атом» с 57-мм автоматической пушкой, представленный Научно-производственной корпорацией «Уралвагонзавод». Она предназначена для транспортирования мотострелковых подразделений, ведения боя из машины и огневой поддержки спешившихся стрелков. Внутренний объем БМП равен 10,7 м3, что позволяет разместить в ней 11 мотострелков, а посадка и выход осуществляются через четыре люка в крыше и заднюю аппарель. Колесная формула 8 × 8, полная масса может достигать 32 т (зависит от уровня бронирования). Максимальная скорость 100 км/ч, запас хода 750 км.
Экзотика
Необычный экспонат привезла на выставку Холдинговая компания «Логопром». Это катер-амфибия SEALEGS 7.1 m RIB производства новозеландской компании Sealegs International. Заморская диковинка представляет собой катер с подвесным мотором, оснащенный тремя подъемными колесами. Все колеса являются ведущими с гидравлическим приводом; рулевое управление оснащено гидроусилителем. Грузоподъемность транспортного средства составляет 700 кг (8 пассажиров) при собственной массе (с подвесным мотором) 1390 кг. Максимальная скорость на воде равна 78 км/ч, а на суше – 10 км/ч; осадка – 0,41 м. Помимо гражданских потребителей катера-амфибии привлекают спецназовцев различных силовых служб. Одной из притягательных особенностей выставок в Жуковском является показ экспонатов в движении. Для этого служит специально построенный полигон размером 125 × 200 м, на котором имеются трассы, проезды и искусственные препятствия, позволяющие наглядно показать ходовые качества как гусеничной, так и колесной техники. Многие из рассмотренных в статье образцов ВАТ принимали участие в демонстрационной программе.