Красотки автомобильного мира
В начале марта в «Крокус Экспо» прошла очередная, уже 19-я по счету Олдтаймер-Галерея Ильи Сорокина. Стало доброй традицией со стороны организаторов выставки готовить для посетителей какой-либо подарок. На этот раз им стал конкурс автомобильной элегантности, причем претенденты и расставлены были хорошо, и сами оказались на загляденье. Однако путь туда лежал через общую часть экспозиции, где также не обошлось без приятных сюрпризов.
Самой большой неожиданностью для ценителей автомотостарины с полным основанием можно считать стенд Политехнического музея, точнее его центральный экспонат – «Русско-Балтийский» К 12/20 1911 года выпуска с 4-местным кузовом типа «торпедо». Это единственный сохранившийся достоверный экземпляр автомобиля данной марки, да и вообще российской постройки дореволюционной эпохи.
Ситуация в автомобилестроении во времена Российской империи (до 1917 года) чем-то напоминала нынешнюю, конечно, с учетом развития техники и объемов производства, т.е. и энтузиастов вроде бы было немало, и конструкции создавались интересные, однако дело шло с большим скрипом, так как и тогдашние покупатели предпочитали изделия иностранного производства. Успешно могли развиваться только те предприятия, которые имели, говоря современным языком, государственную поддержку и получали выгодные госзаказы. К ним относился и «Русско-Балтийский вагонный завод» (РБВЗ) в Риге.
Первый автомобиль РБВЗ сделал в мае 1909 года. Производственная программа была достаточно разнообразна и включала по нескольку моделей легковых и грузовых машин. Индекс «К» имели младшие из легковых транспортных средств, однако не они были самыми популярными – наибольший спрос приходился на среднюю модель «С». Производство в Риге функционировало до июля 1915 года, когда в связи с приближением к городу немецких войск автомобильное отделение завода пришлось эвакуировать в Петроград.
В 1916 году в Филях под Москвой началось строительство нового автозавода, но он смог изготовить только небольшую партию «руссо-балтов» в 1922 году, а затем переключился на выпуск других изделий. Ныне это всемирно знаменитый ФГУП «ГКНПЦ имени М.В. Хруничева», а его самая известная продукция – модули орбитальных станций серии «Салют», «Мир» и МКС. Точное количество всех сделанных РБВЗ автомобилей неизвестно, хотя считается, их было порядка 600 штук.
Компания Bosch специализируется на производстве комплектующих для автомобильной промышленности, однако ее стенд на Олдтаймер-Галерее всегда украшает один или несколько комплектных автомобилей. На нынешний смотр автомотостарины немцы привезли спортивный BMW 328. Его дебют состоялся в 1936 году, и в первой же своей гонке он одержал победу в 2-литровом классе, что сразу сделало его знаменитым. В 1937 году начинается производство родстера, всего изготовили 464 экземпляра, включая гоночные модификации. Знатоки марки BMW подсчитали, что до Второй мировой войны BMW 328 принял участие в 179 соревнованиях и в 141 из них одержал победу. Залогом успеха являлись легкая конструкция, идеальное распределение массы по осям, хорошая аэродинамика, удачный двигатель и тщательная настройка шасси.
Постоянным участником Олдтаймер-Галереи является компания «Коллекционные автомобили», которая при формировании экспозиции значительное внимание уделяет военной тематике. Не обманула ожидания посетителей она и сейчас. На ее стенде среди прочего находились малоизвестные у нас тягачи Volvo HBT 1944 г.в. и SPA TL37 1942 г.в. Первый из них полугусеничный с шахматным расположением опорных катков и их торсионной подвеской, 90-сильным мотором и 4-ступенчатой коробкой передач. Он создан шведами по мотивам немецких конструкций аналогичных транспортных средств; в 1944–1946 годах Volvo сделала их чуть более 100 штук.
Societa Piemontese Automobili Ansaldi-Ceirano (Пьемонтское автомобильное общество Ансальди-Чейрано), которое известно под аббревиатурой SPA, основано Микеле Ансальди и Маттео Чейрано в 1906 году в Турине (провинция Пьемонт). В 1926 году владельцем его контрольного пакета акций становится FIAT. SPA формально сохранило независимость, однако полностью перешло на выпуск грузовиков. Милитаризация экономики во второй половине 1930-х годов превратила компанию в филиал FIAT по изготовлению военной автомобильной техники. Производство легких армейских тягачей SPA TL37 началось в 1937 году. Они имели короткую базу (2500 мм), открытый 6-местный кузов с отсеками для хранения амуниции, все ведущие и управляемые односкатные колеса с широкопрофильными шинами, 4,1-литровый 52-сильный двигатель. SPA TL37 могли буксировать артиллерийские системы массой до 2 т и развивать скорость до 38 км/ч.
Мастерская Евгения Шаманского показала отечественный легкий артиллерийский тягач на гусеничном ходу Т-20 «Комсомолец», но он пока не реставрирован и находится в том состоянии, в котором был найден.
А теперь пройдем в ту часть экспозиции, где располагались участники конкурса, а их оказалось более двух десятков. Все они были поделены на пять возрастных категорий, и в каждой из них определялся свой победитель. В состав жюри входили художники, модельеры и историки, а красота и стиль автомобилей оценивались по многим критериям, среди которых были не только дизайн кузова и салона, но и соответствующий эпохе костюм владельца и даже мелодичность клаксона. Кроме того, вручались специальный приз от председателя жюри Марка Кулы, который достался Tatra T87, и приз зрительских симпатий – его обладателем по итогам голосования стал Mercedes-Benz 300SL 1955 г.в.
Победителями конкурса автомобильной элегантности признали Darracq 1903 г.в. (в номинации «Легенда», куда вошли автомобили, выпущенные в период с 1900 по 1919 год), Rolls-Royce Phantom I Picadilly Roadster 1927 г.в. («Классика», 1920–1929), Mercedes-Benz 500K Special Roadster 1938 г.в. («Шедевр», 1930–1944), Mercedes-Benz 300SL 1955 г.в. («Стиль», 1945–1959) и Jaguar E-Type 1962 г.в. («Ностальгия», 1960–1969). Все они прекрасны. Но и остальные участники конкурса совсем недурны. Перечислим лишь некоторые из них: Cadillac V-16 1930 г.в., Hispano-Suiza K6 1935 г.в., Kaiser Darrin 1954 г.в., Chevrolet Corvette Sting Ray 1963 г.в., Plymouth Barracuda 1969 г.в. Отрадно, что среди претендентов находились и отечественные ГАЗ-21Р «Волга» и ГАЗ-13 «Чайка».
Нынешняя Олдтаймер-Галерея удалась. Интересно, а что организаторы приготовят в сентябре, когда запланировано проведение 20-й по счету выставки? Как никак, а это уже юбилей.
В статье использованы иллюстрации с сайта www.oldtimer.ru