Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Красотки автомобильного мира

Красотки автомобильного мира

В начале марта в «Крокус Экспо» прошла очередная, уже 19-я по счету Олдтаймер-Галерея Ильи Сорокина. Стало доброй традицией со стороны организаторов выставки готовить для посетителей какой-либо подарок. На этот раз им стал конкурс автомобильной элегантности, причем претенденты и расставлены были хорошо, и сами оказались на загляденье. Однако путь туда лежал через общую часть экспозиции, где также не обошлось без приятных сюрпризов.

Самой большой неожиданностью для ценителей автомотостарины с полным основанием можно считать стенд Политехнического музея, точнее его центральный экспонат – «Русско-Балтийский» К 12/20 1911 года выпуска с 4-местным кузовом типа «торпедо». Это единственный сохранившийся достоверный экземпляр автомобиля данной марки, да и вообще российской постройки дореволюционной эпохи.

Ситуация в автомобилестроении во времена Российской империи (до 1917 года) чем-то напоминала нынешнюю, конечно, с учетом развития техники и объемов производства, т.е. и энтузиастов вроде бы было немало, и конструкции создавались интересные, однако дело шло с большим скрипом, так как и тогдашние покупатели предпочитали изделия иностранного производства. Успешно могли развиваться только те предприятия, которые имели, говоря современным языком, государственную поддержку и получали выгодные госзаказы. К ним относился и «Русско-Балтийский вагонный завод» (РБВЗ) в Риге.

BMW 328
BMW 328

Первый автомобиль РБВЗ сделал в мае 1909 года. Производственная программа была достаточно разнообразна и включала по нескольку моделей легковых и грузовых машин. Индекс «К» имели младшие из легковых транспортных средств, однако не они были самыми популярными – наибольший спрос приходился на среднюю модель «С». Производство в Риге функционировало до июля 1915 года, когда в связи с приближением к городу немецких войск автомобильное отделение завода пришлось эвакуировать в Петроград.

В 1916 году в Филях под Москвой началось строительство нового автозавода, но он смог изготовить только небольшую партию «руссо-балтов» в 1922 году, а затем переключился на выпуск других изделий. Ныне это всемирно знаменитый ФГУП «ГКНПЦ имени М.В. Хруничева», а его самая известная продукция – модули орбитальных станций серии «Салют», «Мир» и МКС. Точное количество всех сделанных РБВЗ автомобилей неизвестно, хотя считается, их было порядка 600 штук.

SPA TL37
SPA TL37

Компания Bosch специализируется на производстве комплектующих для автомобильной промышленности, однако ее стенд на Олдтаймер-Галерее всегда украшает один или несколько комплектных автомобилей. На нынешний смотр автомотостарины немцы привезли спортивный BMW 328. Его дебют состоялся в 1936 году, и в первой же своей гонке он одержал победу в 2-литровом классе, что сразу сделало его знаменитым. В 1937 году начинается производство родстера, всего изготовили 464 экземпляра, включая гоночные модификации. Знатоки марки BMW подсчитали, что до Второй мировой войны BMW 328 принял участие в 179 соревнованиях и в 141 из них одержал победу. Залогом успеха являлись легкая конструкция, идеальное распределение массы по осям, хорошая аэродинамика, удачный двигатель и тщательная настройка шасси.

Постоянным участником Олдтаймер-Галереи является компания «Коллекционные автомобили», которая при формировании экспозиции значительное внимание уделяет военной тематике. Не обманула ожидания посетителей она и сейчас. На ее стенде среди прочего находились малоизвестные у нас тягачи Volvo HBT 1944 г.в. и SPA TL37 1942 г.в. Первый из них полугусеничный с шахматным расположением опорных катков и их торсионной подвеской, 90-сильным мотором и 4-ступенчатой коробкой передач. Он создан шведами по мотивам немецких конструкций аналогичных транспортных средств; в 1944–1946 годах Volvo сделала их чуть более 100 штук.

Rolls-Royce Phantom I Picadilly Roadster
Rolls-Royce Phantom I Picadilly Roadster
Mercedes-Benz 300SL
Mercedes-Benz 300SL
Tatra T87
Tatra T87
Plymouth Barracuda
Plymouth Barracuda

Societa Piemontese Automobili Ansaldi-Ceirano (Пьемонтское автомобильное общество Ансальди-Чейрано), которое известно под аббревиатурой SPA, основано Микеле Ансальди и Маттео Чейрано в 1906 году в Турине (провинция Пьемонт). В 1926 году владельцем его контрольного пакета акций становится FIAT. SPA формально сохранило независимость, однако полностью перешло на выпуск грузовиков. Милитаризация экономики во второй половине 1930-х годов превратила компанию в филиал FIAT по изготовлению военной автомобильной техники. Производство легких армейских тягачей SPA TL37 началось в 1937 году. Они имели короткую базу (2500 мм), открытый 6-местный кузов с отсеками для хранения амуниции, все ведущие и управляемые односкатные колеса с широкопрофильными шинами, 4,1-литровый 52-сильный двигатель. SPA TL37 могли буксировать артиллерийские системы массой до 2 т и развивать скорость до 38 км/ч.

Мастерская Евгения Шаманского показала отечественный легкий артиллерийский тягач на гусеничном ходу Т-20 «Комсомолец», но он пока не реставрирован и находится в том состоянии, в котором был найден.

А теперь пройдем в ту часть экспозиции, где располагались участники конкурса, а их оказалось более двух десятков. Все они были поделены на пять возрастных категорий, и в каждой из них определялся свой победитель. В состав жюри входили художники, модельеры и историки, а красота и стиль автомобилей оценивались по многим критериям, среди которых были не только дизайн кузова и салона, но и соответствующий эпохе костюм владельца и даже мелодичность клаксона. Кроме того, вручались специальный приз от председателя жюри Марка Кулы, который достался Tatra T87, и приз зрительских симпатий – его обладателем по итогам голосования стал Mercedes-Benz 300SL 1955 г.в.

Победителями конкурса автомобильной элегантности признали Darracq 1903 г.в. (в номинации «Легенда», куда вошли автомобили, выпущенные в период с 1900 по 1919 год), Rolls-Royce Phantom I Picadilly Roadster 1927 г.в. («Классика», 1920–1929), Mercedes-Benz 500K Spe­cial Roadster 1938 г.в. («Ше­девр», 1930–1944), Mercedes-Benz 300SL 1955 г.в. («Стиль», 1945–1959) и Jaguar E-Type 1962 г.в. («Ностальгия», 1960–1969). Все они пре­красны. Но и остальные участники конкурса совсем недурны. Перечислим лишь некоторые из них: Cadillac V-16 1930 г.в., Hispano-Suiza K6 1935 г.в., Kaiser Darrin 1954 г.в., Chevrolet Corvette Sting Ray 1963 г.в., Plymouth Barracuda 1969 г.в. Отрадно, что среди претендентов находились и отечественные ГАЗ-21Р «Волга» и ГАЗ-13 «Чайка».

Нынешняя Олдтаймер-Галерея удалась. Инте­ресно, а что организаторы приготовят в сентябре, когда запланировано проведение 20-й по счету выставки? Как никак, а это уже юбилей.

В статье использованы иллюстрации с сайта www.oldtimer.ru

  • Геннадий Дунин

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены