Автогурманы остались довольны
В конце августа многие отечественные автомобилисты устремились в МВЦ «Крокус Экспо», где одновременно принимали гостей Московский международный автомобильный салон и 10-я международная выставка автомобильной индустрии «Интеравто». Московский автосалон стал главным автомобильным событием года. На него собрались почти все ведущие мировые автопроизводителя. Для размещения экспонатов потребовались восемь залов двух павильонов. Учитывая огромные размеры экспозиции, уделим внимание только наиболее технически совершенным представителям четырехколесного мира. Но сначала сделаем исключение и заглянем к АВТОВАЗу, где для посетителей приготовили сюрприз. Причем не один, а целых три. Это концепт-кары.
Новый фирменный стиль
Несколько лет назад в Тольятти пригласили Стива Маттина – одного из лучших дизайнеров современности. И он сразу взялся за дело – на предыдущем Автосалоне всеобщее внимание привлекал созданный под его руководством LADA XRAY Concept, основной идеей художественного оформления которого была буква «Х». Она просматривалась со всех четырех сторон. Это и стало основой нового фирменного стиля Волжского автозавода. Между прочим, посмотрите на фронтальное исполнение новейших Lexus или Infiniti – там тоже можно увидеть нечто подобное.
Первым серийным воплощением нового лица АВТОВАЗа станет LADA Vesta, производство которой начнется в Ижевске уже в сентябре 2015 года. Она создана на новой платформе LADA B, разработанной совместными усилиями специалистов тольяттинского завода и Альянса Renault-Nissan. Для нее предусмотрены четыре силовых агрегата мощностью от 87 до 114 л.с. Представление о будущем автомобиле давала LADA Vesta Concept. А LADA Vesta WTCC Сoncept – это видение гоночного болида, разрабатываемого специально для участия в чемпионате мира.
Третий прототип – LADA XRAY Concept 2 – является непосредственным продолжением темы уже упоминавшегося концепта 2012 года. Кстати, он также находился в нынешней экспозиции, что позволяло проследить развитие творческой мысли в деле создания компактного высокого хэтчбека в стиле SUV, предназначенного для активной городской езды. Автомобиль создается в рамках сотрудничества АВТОВАЗа и Renault на платформе В0, а дизайн – собственный. Выпуск LADA XRAY предполагается организовать в 2016 году на площадке АВТОВАЗа в Тольятти. ВАЗовские концепт-кары были в числе ключевых экспонатов Автосалона. К ним же относился и Chevrolet NIVA Concept – прототип Chevrolet NIVA 2-го поколения.
Спорт – в массы
Стенд АВТОВАЗа находился рядом с экспозицией Renault, а там посетителей ожидала мировая премьера Renault Sport R.S. 01. Новинка предназначена для участия с 2015 года в чемпионате Renault Sport Trophy – этот монокубок располагается между гонками Кубка Clio и профессиональными чемпионатами, такими как WEC, DTM и японский Super GT, и позволяет соревноваться как профессиональным пилотам, так и любителям. В работе над созданием гоночного автомобиля принимала участие итальянская Dallara, которая занималась разработкой шасси.
При конструировании Renault Sport R.S. 01 особое внимание уделялось проблемам безопасности – углерод-композитный монокок, дуга безопасности и зоны программируемой деформации соответствуют стандартам FIA LMP1 2014 года. Двигатель Nismo 3.8L V6 с двумя турбонагнетателями является модификацией силового агрегата Nissan GT-R. Основным отличием от серийного варианта является сухой картер, который позволяет избежать отливов масла во время длинных поворотов. Электронное управление Pectel SQ6M включает функцию контроля тяги. Мощность мотора превышает 500 л.с. (368 кВт), что позволяет Renault Sport R.S. 01, масса которого не превышает 1100 кг, в плане ходовой динамики занимать место между GT3 и DTM. Секвентальная 7-ступенчатая коробка передач Sadev имеет полуавтоматическое управление с расположенными на рулевом колесе переключателями. Подвеска выполнена по традиционной схеме с двойными поперечными рычагами с толкателями и амортизаторами Ohlins. Тормозная система содержит 380-мм углерод-композитные диски PFC Brakes с 6-поршневыми суппортами и ABS от Bosch. Рулевое управление с гидроусилителем. Шины Michelin.
Шедевр инженерной мысли
Гибридные технологии совершенствуются, и теперь они стали доступны для применения в спорткарах. Porsche 918 Spyder, имеющий допуск к эксплуатации на дорогах общего пользования, является первым серийным автомобилем, оснащенным тремя независимыми друг от друга двигателями, причем каждый из них может управляться индивидуально. Привод задних колес осуществляется от гибридного модуля, состоящего из 4,6-литрового ДВС (V8, 608 л.с./447 кВт, непосредственный впрыск топлива с центрально расположенными электромагнитными форсунками, система смазки с сухим картером), электромотора (156 л.с./115 кВт) и 7-ступенчатой коробки передач с двумя сцеплениями (PDK). Вторая электрическая машина (129 л.с./95 кВт) через одноступенчатый редуктор и разделительное сцепление вращает передние колеса.
Совместными усилиями трех «движков» можно максимально получить 887 л.с./652 кВт. Кузов спорткара представляет собой монокок из углепластика с углепластиковым модулем для крепления агрегатов. Передняя подвеска выполнена на двойных поперечных рычагах, задняя – многорычажная; двухтрубные газонаполненные амортизаторы имеют электронное управление (активная подвеска PASM). Рулевое управление содержит электромеханический усилитель. Активная система управления задними колесами состоит из двух электромеханических исполнительных элементов, которые используются вместо традиционных рычагов контроля схождения на задней оси слева и справа. Угол поворота задних колес может варьироваться в пределах до 3° в обоих направлениях.
При рекуперативном торможении момент, создаваемый электрическими машинами, работающими в режиме генератора, столь большой, что позволяет получить замедление до 0,5 g. При этом они вырабатывают до 230 кВт электроэнергии, которая направляется в тяговую аккумуляторную батарею. Гидравлическая тормозная система содержит особо легкие и мощные исполнительные керамические композитные компоненты Porsche Ceramic Composite Brake (PCCB). Тяговая литий-ионная батарея емкостью 6,8 кВтч (удельная мощность 1,7 кВт/кг) как при приеме электроэнергии (рекуперативное торможение), так и при ее отдаче способна развивать мощность до 230 кВт. Она размещена поперечно в днище монокока позади сидений. Запас хода на электротяге 16–31 км. Через бортовое зарядное устройство батарею можно зарядить от сети переменного тока или же через опциональную станцию быстрой зарядки Porsche от постоянного тока. Зарядное гнездо автомобиля интегрировано в правую центральную стойку и прикрыто крышкой. Собственная масса Porsche 918 Spyder составляет 1674 кг, длина равна 4643 мм, ширина – 1940 мм, высота – 1167 мм, колесная база – 2730 мм.
Автомобиль способен развивать скорость до 345 км/ч (на электротяге 150 км/ч), разгоняться до 100 км/ч за 2,6 с, а уже через 7,3 с класть стрелку спидометра на отметку «200». Расход топлива (по циклу NEFZ) составляет в среднем 3,1 л/100 км; бензобак вмещает 70 л. 72 г/км – таковы в среднем выбросы СО2. Планируется изготовить вручную в Цуффенхаузене ровно 918 экземпляров. Сборка первого серийного спорткара началась в сентябре прошлого года, а последний должен быть готов в конце февраля 2015 года.
Шедевр инженерной мысли 2
Понравился Porsche? Прекрасно. Тогда идем к BMW, инженеры которого решали аналогичную задачу – создавали инновационный мелкосерийный спортивный гибридомобиль с интеллектуальным полным приводом. В результате их усилий получился BMW i8 (также подзаряжаемый от внешнего источника электропитания). Конструктивно он состоит из двух независимых друг от друга, но взаимно дополняющих модулей. В компании такое построение называют архитектурой Life-Drive.
Верхний модуль Life есть не что иное, как салон. Он выполнен из усиленного углеродными волокнами пластика (карбона). Данный материал хорош тем, что сочетает легкость и высокую прочность (собственная масса BMW i8 составляет всего 1485 кг при габаритных размерах 4689х1942х1291 мм и колесной базе 2800 мм).
Нижний алюминиевый модуль Drive включает расположенную над передней осью электрическую машину (131 л.с./96 кВт) с силовой электроникой, 3-цилиндровый 1,5-литровый бензиновый двигатель BMW TwinPower Turbo (231 л.с./170 кВт, Euro VI) с 6-ступенчатой АКПП Steptronic (над задней осью) и находящуюся между ними в туннеле тяговую литий-ионную батарею емкостью 5,2 кВтч. Генератор, установленный непосредственно на ДВС, питает электроэнергией эту батарею. С помощью прилагаемого стандартного кабеля ее можно заряжать от обычной бытовой розетки. Этот процесс занимает не более 2,5 ч. При использовании специального устройства BMW i Wallbox Pure или BMW i Wallbox Pro на зарядку потребуется менее двух часов. Максимальная скорость BMW i8 ограничена на уровне 250 км/ч (как «чистый» электромобиль – не более 120 км/ч), разгон до 100 км/ч занимает 4,4 с, расход топлива в среднем составляет 2,1 л/100 км (объем бензобака 42 л), выбросы СО2 49 г/км. Запас хода только на электротяге может достигать 37 км (зависит от режима движения), а общий максимальный в среднем равен 600 км.
В базовой комплектации BMW i8 оснащается светодиодными фарами, а в качестве опции предусмотрены лазерные, дающие яркий белый свет, который лучше освещает дорогу (увеличивается дальность освещения) и тем самым повышает безопасность движения в ночное время. Лазерная светотехника применяется и на Audi R8 LMX, более того, согласно пресс-релизу компании этот спорткар является первой в мире серийной моделью с фарами, созданными с применением лазерной технологии для формирования луча дальнего света. Правда, серия ограничена всего 99 экземплярами.
Кратко технические характеристики Audi R8 LMX выглядят следующим образом: объем двигателя 5,2 л; мощность 570 л.с./419 кВт; разгон до 100 км/ч за 3,4 с; расход топлива 12,9 л/100 км; выбросы СО2 в атмосферу 299 г/км.
Мотор и подвеска
Автомобили с 12-цилиндровыми двигателями являются редкостью. Однако именно такой технический шедевр стал центральным экспонатом у Mercedes-Benz. А как же иначе – это была его мировая премьера. Mercedes-Benz S 65 AMG Coupe – новый флагман линейки купе S-Класса. Его силовой агрегат включает 6-литровый 630-сильный (463 кВт) двигатель с двойным турбонаддувом AMG V12, удовлетворяющий нормам Euro VI, и АКП AMG SPEEDSHIFT PLUS 7G-TRONIC. «
Движок» собирают в Аффальтербахе по принципу «Один человек – один двигатель». Купе разгоняется до 100 км/ч за 4,1 с, а его максимальная скорость ограничивается электроникой на отметке 250 км/ч. На 100 км пути ему требуется 11,9 л топлива (смешанный цикл согласно NEFZ); экологический параметр – 279 г CO2 на км пробега. Особый интерес представляет спортивная подвеска AMG на базе MAGIC BODY CONTROL с функцией наклона кузова в поворотах и системой сканирования дорожной поверхности ROAD SURFACE SCAN. При ее работе автомобиль подобно мотоциклисту наклоняется внутрь поворота. При этом действующее на пассажиров поперечное ускорение уменьшается, что обеспечивает повышенный комфорт.
Функцию наклона кузова в поворотах можно активировать посредством переключателя системы Active Body Control, она работает в диапазоне скоростей от 15 до 180 км/ч. Автомобиль за доли секунды автоматически наклоняется в направлении внутренней стороны поворота, величина наклона определяется радиусом поворота и текущей скоростью движения. Исходная информация поступает от стереоскопической видеокамеры, расположенной за лобовым стеклом, и датчика поперечного ускорения. Система сканирования дорожной поверхности ROAD SURFACE SCAN с помощью стереоскопической видеокамеры способна заранее распознавать складки на дороге, а система MAGIC BODY CONTROL заблаговременно адаптирует ходовую часть к этой новой ситуации и эффективно компенсирует неприятные колебания кузова.
Сохраняя традиции
Способностью создавать красивые, мощные и быстроходные автомобили давно славится британская Jaguar. Подойдем, например, к Jaguar F-TYPE R Coupe. Кузов выполнен из алюминия, 5-литровый двигатель выдает 550 л.с. (405 кВт) и агрегатирован с 8-ступенчатой АКПП, максимальная скорость 300 км/ч, разгон до «сотни» за 4,2 с. Фирменная «фишка» ягуаровских моторов – приводные нагнетатели типа Roots с двумя винтовыми валами, которые устанавливаются в развале блока цилиндров и тем самым не нарушают компактности силовой установки. Их главное преимущество перед турбокомпрессорами заключается в быстрой реакции двигателя на действия водителя.
Нечасто встретишь на наших дорогах Maserati, поэтому три итальянские «красотки», находившиеся в «Крокус Экспо», вызывали повышенный интерес. Ghibli S Q4 и Quattroporte S Q4 комплектуют 3-литровой 410-сильной (301 кВт) V-образной «шестеркой», которая разгоняет их до 100 км/ч соответственно за 4,8 и 4,9 с и максимально до 284 и 283 км/ч. Коробка передач – 8-ступенчатая автоматическая. А у GranTurismo MC Stradale «движок» посерьезнее: V8, 4,7 л, 460 л.с./338 кВт, но «автомат» 6-ступенчатый; скорость до 303 км/ч и за 4,5 с до 100 км/ч. Хотелось бы рассказать еще про Audi R18 e-tron Quattro, Acura TLX, Mitsubishi Outlander PHEV, Lexus RC F, Chevrolet Corvette, но, увы, пора идти на «Интеравто».
Выставка «Интеравто» –дополнение к Автосалону
Согласно официальной информации, в выставке автомобильной индустрии принимали участие более 700 компаний из 19 стран мира. Спектр показанной продукции достаточно широк. Это автокомпоненты и запчасти, автохимия, масла и расходные материалы для ремонта, автоэлектроника и системы безопасности, гаражное сервисное оборудование, шины, диски, автоаксессуары. Усилия российского правительства по привлечению к нам иностранных производителей качественных комплектующих дают свои плоды. В мае нынешнего года компания Kiekert открыла завод в Набережных Челнах.
Эта компания, основанная в 1857 году, специализируется в области автомобильных замковых систем. Штаб-квартира находится в Хайлигенхаусе (Германия). В 9 странах по всему миру занято около 5 тыс. сотрудников. Количество действующих патентов, принадлежащих фирме, превышает 1200 штук. Продукцию компании, ассортимент которой варьируется от замков боковых дверей и багажников до блокирующих механизмов с приводами, можно встретить на автомобилях более чем 50 брендов. Свою производственную площадку в России (Тольятти) имеет и Группа Brose.
Продукцию данной компании используют около 80 автопроизводителей. Среди поставляемых изделий находятся дверные системы, устройства регулировки передних и задних сидений, электромоторы и приводы. На этом завершим знакомство с «иностранцами» и посмотрим, что интересное привезли на выставку отечественные производители. А начнем с Группы компаний ГАРО (Великий Новгород). Ее новая разработка – контрольно-измерительный стенд Э250М-02 с микропроцессорным управлением, цифровой обработкой сигнала и беспроводной связью с персональным компьютером, а также программное обеспечение к нему. Он предназначен для диагностики снятого с автомобиля или нового электрооборудования (генераторов на холостом ходу и под нагрузкой, стартеров в режимах ХХ и полного торможения, различных реле и т.д.) в условиях автотранспортных предприятий, авторемонтных заводов, СТО, мастерских, учебных учреждений и магазинов автозапчастей.
Принцип работы состоит в имитации рабочих режимов и измерении выходных характеристик электрооборудования. ПО позволяет фиксировать результаты проверок стартеров и генераторов, выводить их на печать, отображать осциллограмму напряжения генератора, вести базу данных. Борьба за экологию требует соответствующего метрологического обеспечения. Научно-производственная фирма МЕТА серийно выпускает многокомпонентные газоанализаторы АВТОТЕСТ с 1994 года. Современные приборы выполнены на основе микропроцессоров с применением технологии поверхностного монтажа. Среди лучших предложений компании – пятикомпонентные (CO-CH-CO2-O2-NOx) газоанализаторы высокой точности (0 и I класс) и быстродействия с цветным дисплеем, принтером и возможностью подключения радиопульта дистанционного управления. Их можно применять даже для научных исследований и тюнинга серийных автомобилей. Компания «ВолгаАвтоПром» создана в 1996 году на базе одного из предприятий оборонной промышленности.
Основное направление деятельности – производство запасных частей. Каталог ее продукции включает детали двигателей, трансмиссии, ходовой части и рулевого управления для автомобилей отечественного и иностранного производства. Среди новых предложений находятся поворотный кулак и маятниковый рычаг для волжской классики (от ВАЗ-2101 до ВАЗ-2107), маятниковый рычаг для ВАЗ-2121, рычаг передней подвески для ВАЗ-2108, маховики для ВАЗ-2101, ВАЗ-21213, ВАЗ-2123. «ВолгаАвтоПром» является официальным поставщиком на конвейер АВТОВАЗа.
Новинкой Белебеевского завода «Автокомпонент» стал шаровой палец для волжских переднеприводных малолитражек. Он имеет повышенный срок службы благодаря компенсатору износа, обеспечивающему постоянное максимальное прилегание подшипника к сфере пальца. Готовь сани летом. Хорошая пословица. Для автомобилистов она означает, что уже пора подумать о зимней эксплуатации своего железного «друга». Для предпускового разогрева дизельных двигателей малотоннажных автомобилей и автоматического поддержания оптимальной температуры охлаждающей жидкости подойдет жидкостный подогреватель ПРАМОТРОНИК 5ЖД12.8106 одноименной производственной компании. Он имеет три режима работы по теплопроизводительности 5; 3,5 и 2 кВт; расход топлива при этом соответственно равен 0,62; 0,46 и 0,25 кг/ч. Масса устройства 5 кг.
Не забудем и про автобусы. Для них Шадринский автоагрегатный завод подготовил жидкостный отопитель ОЖД30 с автоматическим управлением. Его теплопроизводительность составляет 30 кВт, расход дизельного топлива не превышает 3,9 л/ч, масса равна 19 кг. По части автомобильной электроники много новинок оказалось у Калужского завода электронных изделий (ОАО «Автоэлектроника»). Перечислим лишь некоторые из них: датчики температуры 19.3828, 49.3828-01, 50.3828, скорости 46.3843-11, 46.3843-12, 52.3843, детонации 63.3855, 63.3855-02, неровной дороги 25.3855, 25.3855-01. Новым направлением для предприятия стали модули (63.3705, 65.3705) и катушки зажигания (64.3705, 69.3705, 71.3705). КЗ 69.3705 подходят для LADA Largus, Renault Duster и Logan, Nissan Kubistar, оснащенных 16-клапанными двигателями, а 71.3705 – для тех же автомобилей, но с 8-клапанными «движками».
ЗАО «Энергомаш» из Калуги начало предлагать врезные индикаторы, предназначенные для цифрового отображения значений напряжения, скорости, температуры и частоты вращения двигателя. Эти приборы выполнены на печатной плате с трехзначной светодиодной матрицей (четыре цветовых решения: красный, синий, зеленый и желтый) и укомплектованы соединительными проводами, что позволяет врезать их в панель приборов или в любом другом удобном месте. По занимаемой площади «Интеравто» была значительно меньше Автосалона, однако она не оказалась в его «тени». Отсутствием внимания посетителей выставка не страдала.