Автотехническая экспертиза. Исследуем лакокрасочные поверхности Часть 3. Окончание
Напомним, что прошлую часть статьи по исследованию ЛКП автомобиля Renault Duster мы заканчивали на исследовании твердости лакокрасочного покрытия: «Образование царапин и срезов может быть результатом пониженной твердости лакокрасочного покрытия, твердости его внешнего слоя. В то же время повышенная твердость лакокрасочного покрытия может приводить к образованию трещин и сколов из-за высокой хрупкости».
Идем дальше.
Твердость лакокрасочного покрытия – свойство внешнего слоя покрытия сопротивляться механическому воздействию другого объекта. В общем случае оно (ЛКП) может оцениваться с помощью маятникового метода в соответствии с ГОСТ 5233–89 и ГОСТ Р 52166–2003 (ИСО 1522: 1998). Однако маятниковый метод применяется на специально изготовленных, горизонтально расположенных плоских образцах и не может быть применен для оценки твердости лакокрасочного покрытия кузова автомобиля. Для решения поставленной задачи применяется метод определения твердости покрытия по карандашу в соответствии с ГОСТ Р 54586–2011, стандартами ISO 15184:1998 и ASTM D3363–05(2011), методиками.
Исследование твердости лакокрасочного покрытия кузова автомобиля Renault Duster проводилось с помощью набора карандашей «KOH-I-NOOR» с твердостью от 6В до 10Н тип 1500. Результаты исследования показали, что на всех окрашенных панелях кузова, в том числе и на задних дверях и задних крыльях твердость лакокрасочного покрытия соответствует маркировке «Н».
ГОСТ Р 54586–2011 и другие стандарты определяют методику оценки твердости лакокрасочного покрытия, но не устанавливают нормы на твердость лакокрасочного покрытия кузовов автомобилей. Экспертная практика показывает, что твердость «Н» является типичной твердостью лакокрасочного покрытия металлических деталей кузовов современных автомобилей.
Из этого следует, что лакокрасочное покрытие задних дверей и задних крыльев кузова исследуемого автомобиля имеет нормальную твердость и не проявляет повышенную склонность к образованию царапин, сколов, трещин и иных разрушений. Такой твердостью обладает лакокрасочное покрытие на поврежденных участках и на остальной части поверхности задних дверей и задних крыльев. Такой же твердостью обладает лакокрасочное покрытие капота, передних крыльев, передних дверей, панели крыши и двери задка, т. е. всех остальных лицевых панелей кузова исследуемого автомобиля, на которых отсутствуют такие повреждения, которые образовались на задних дверях и задних крыльях. Трещины в лакокрасочном покрытии, как следствие повышенной его хрупкости, отсутствуют.
Оценка адгезии лакокрасочного покрытия
Разрушение и отделение фрагментов лакокрасочного покрытия возможно в результате ослабленной адгезии, так как неадгезированная пленка лакокрасочного покрытия обладает низкой прочностью. Оценка адгезии лакокрасочного покрытия в соответствии с ГОСТ 15140–78, ГОСТ 31149–2014 и международным стандартом ISO 2409:2013 может быть проведена методом решетчатых надрезов или методом параллельных надрезов. Оба эти метода являются разрушающими, приводящими к повреждению лакокрасочного покрытия на трех участках с размерами не менее 20×20 мм с образованием серии разрезов покрытия на всю глубину до поверхности металла. В связи с этим разрушающие методы оценки адгезии при проведении экспертного исследования не применялись.
Адгезия лакокрасочного покрытия оценивалась с помощью препаровальной иглы со специально заточенным острием. При воздействии иглой в зоне скола вдоль слоев лакокрасочного покрытия и вдоль окрашенной поверхности не происходит разделение и отслаивание отдельных слоев покрытия и отслаивание всего покрытия от окрашенной поверхности металла, а происходит разрушение слоев покрытия. Это свидетельствует о том, что адгезионные связи лакокрасочного покрытия высокие, и они выше когезионных связей, определяющих прочность слоев покрытия.
Адгезия лакокрасочного покрытия задних дверей и задних крыльев кузова автомобиля Renault Duster оценивается как высокая, и она не является причиной разрушения лакокрасочного покрытия и образования сколов.
Исследование толщины лакокрасочного покрытия кузова автомобиля
Разрушение и образование сколов лакокрасочного покрытия может быть следствием слишком большой толщины покрытия. Слишком тонкие покрытия более склонны к образованию срезов. Кроме того, толщина лакокрасочного покрытия может быть признаком ремонтного лакокрасочного покрытия.
Толщина комплексного лакокрасочного покрытия (лакокрасочной системы) кузова исследуемого автомобиля определялась толщиномером CM‑8828 с точностью до 1 мкм (0,001 мм) в соответствии с ГОСТ 31993–2013 и ГОСТ 9.105–80 как средняя величина по результатам трех параллельных измерений в каждой контрольной точке с округлением до целых значений микрометра. Схема расположения контрольных точек при измерении толщины покрытия лицевых панелей кузова представлена на рис. 3 и 4.
Результаты контроля толщины лакокрасочного покрытия панелей кузова автомобиля представлены в табл. 2.
Результат измерения толщины лакокрасочного покрытия в каждой конкретной точке поверхности (локальная толщина покрытия) является по своей природе случайной величиной.
Статистические характеристики толщины лакокрасочного покрытия определялись в соответствии с ГОСТ Р 50779.10–2000 по формулам:
Статистические характеристики толщины лакокрасочного покрытия панелей кузова представлены в табл. 3.
На рис. 5 представлены статистические характеристики толщины лакокрасочного покрытия панелей кузова автомобиля.
Анализ статистических характеристик толщины лакокрасочного покрытия показывает, что на наружных лицевых поверхностях кузова исследуемого автомобиля (за исключением задних дверей и задних крыльев) толщина лакокрасочного покрытия лежит в пределах от 119 до 170 мкм. На графике границы этого диапазона показаны пунктирными линиями. Такой диапазон изменения локальной толщины покрытия является характерным для окраски кузова на технологической линии завода-изготовителя.
Технологический разброс параметра составляет 51 мкм, что свидетельствует о высокой стабильности технологического процесса окрашивания кузова. Средняя толщина лакокрасочного покрытия частей кузова (за исключением задних дверей и задних крыльев) лежит в диапазоне от 129,3 до 151,5 мкм, что также свидетельствует о высокой стабильности технологического процесса нанесения комплексного лакокрасочного покрытия.
Толщина лакокрасочного покрытия задней левой двери, задней правой двери, заднего левого крыла и заднего правого крыла существенно отличаются от толщины покрытия других элементов кузова. Толщина лакокрасочного покрытия двух задних дверей и двух задних крыльев лежит в диапазоне от 92 до 245 мкм, разброс этого технологического показателя составляет 153 мкм. Такие величины параметров, характеризующих лакокрасочное покрытие, свидетельствуют о том, что лакокрасочное покрытие задней левой двери, задней правой двери, заднего левого крыла и заднего правого крыла имеет бóльшее количество слоев, что в результате приводит к большей общей толщине лакокрасочного покрытия.
Анализ толщины лакокрасочного покрытия частей кузова автомобиля свидетельствует о том, что задняя левая дверь, задняя правая дверь, заднее левое крыло и заднее правое крыло имеют ремонтное лакокрасочное покрытие. Это подтверждается и материалами дела, в которых имеется Предварительный заказ-наряд № 563275 (л. д. 58), в котором указаны работы по окрашиванию задних дверей и задних крыльев кузова автомобиля Renault Duster.
Для точного определения количества и чередования слоев лакокрасочной системы требуется отбор образцов и проведение их микроскопического исследования или изготовление косого шлифа лакокрасочного покрытия на проверяемом элементе кузова автомобиля. Отбор образцов и шлифование лакокрасочного покрытия до металла неизбежно приводят к еще большему повреждению (разрушению) лакокрасочного покрытия и являются разрушающими методами исследования.
Судом не давалось разрешение на применение разрушающих методов контроля, и применение таких методов для поставленных судом вопросов не требуется. По этим причинам отбор образцов лакокрасочного покрытия и изготовление косых шлифов лакокрасочного покрытия задних дверей и задних крыльев кузова автомобиля не производились.
Средняя толщина лакокрасочного покрытия задних дверей и задних крыльев кузова автомобиля Renault Duster, идентификационный номер XХХ, равна 198,7 мкм, средняя толщина покрытия всех остальных панелей кузова равна 143,5 мкм. Различие средних значений толщины лакокрасочного покрытия составляет 55,2 мкм, или 1,4 раза. Различие максимальных значений толщины покрытия (245 мкм у заднего правого крыла и 170 мкм у панели крыши) также составляет 1,4 раза.
В соответствии со стандартом ISO 12944–5:1998 допускается максимальная толщина лакокрасочного покрытия (сухой пленки), не превышающая номинальную толщину более чем в 3 раза. Толщина лакокрасочного покрытия всех лицевых поверхностей кузова автомобиля, в том числе задних дверей и задних крыльев, удовлетворяет этому требованию.
Превышение допустимой толщины лакокрасочного покрытия, снижающее его прочностные свойства и повышающее склонность лакокрасочного покрытия к разрушению, у исследуемого автомобиля отсутствует. Минимальная толщина покрытия равна 92 мкм, что соответствует обычной толщине лакокрасочного покрытия кузовов автомобилей. При такой толщине покрытие не проявляет повышенной склонности к образованию срезов.
Все сколы, срезы и очаги вздутия лакокрасочного покрытия располагаются на локальных участках наружной поверхности задних дверей и задних крыльев. Площади поврежденных участков составляют соответственно 3,4 и 3,1% от общей площади задней двери и заднего крыла. Эти локальные участки занимают пространственное положение под углами от 27 до 90° к продольной плоскости автомобиля и подвергаются динамическому ударному воздействию твердых объектов, находящихся на дороге в свободном, незакрепленном состоянии и вылетающих из-под колес транспортных средств. На этих же участках образуются основные наслоения дорожных загрязнений наружных лицевых поверхностей кузова (фото 7, 8).
Повреждение лакокрасочного покрытия задней левой двери, задней правой двери, заднего левого крыла и заднего правого крыла кузова автомобиля в виде сколов и срезов вызвано внешними механическими воздействиями твердых объектов, превышающими прочностные характеристики покрытия. Образование очагов отслаивания лакокрасочного покрытия является следствием развития на незащищенной поверхности металла коррозионного процесса из-за разрушения защитно-декоративного покрытия и невыполнения предписания производителя своевременно устранять возникшие повреждения.
Характер имеющихся повреждений лакокрасочного покрытия кузова автомобиля и причины их возникновения свидетельствуют о том, что они не являются следствием какого-либо производственного дефекта, возникшего на этапе производства кузова, они не являются результатом нарушения технологии окрашивания в условиях ремонтной организации, а классифицируются как эксплуатационные повреждения.
В материалах дела имеется информация о наличии дефектов или повреждений лакокрасочного покрытия задних дверей и задних крыльев, возникших в 2015 году. Эта информация носит противоречивый характер. По одним данным имели место вздутия лакокрасочного покрытия, по другим – вспучивания лакокрасочного покрытия. Вздутие и вспучивание лакокрасочного покрытия – совершенно разные виды дефектов (повреждений), и причины их возникновения совершенно различны. Если вздутие покрытия представляет собой выпуклую деформацию отделившейся пленки, то вспучивание сопровождается набуханием и размягчением покрытия под действием растворителя или другого слоя покрытия. Для того чтобы определить, какой вид повреждений лакокрасочного покрытия задних дверей и задних крыльев возникал ранее в 2015 году, необходимо проведение исследования покрытия на более раннем этапе, т. е. до 11 ноября 2015 года, когда имевшиеся в тот период времени повреждения покрытия были устранены. В настоящее время отсутствует возможность определить, какие конкретно повреждения лакокрасочного покрытия имелись у задних дверей и задних крыльев автомобиля. По этой причине отсутствует возможность ответить на вопрос о повторности повреждений лакокрасочного покрытия или об их возникновении впервые.
Вывод по второму вопросу
Повреждения лакокрасочного покрытия задней левой двери, задней правой двери, заднего левого крыла и заднего правого крыла автомобиля Renault Duster, идентификационный номер XХХ, государственный регистрационный знак YY, являются эксплуатационными, возникшими в результате внешнего механического воздействия, превышающего прочностные характеристики покрытия, и невыполнения предписаний производителя по их устранению. Определить, возникли имеющиеся повреждения лакокрасочного покрытия впервые или возникали и устранялись ранее, не представляется возможным по причине, указанной в исследовательской части заключения.
Выводы
1. Лакокрасочное покрытие задней левой двери, задней правой двери, заднего левого крыла и заднего правого крыла кузова автомобиля Renault Duster, идентификационный номер ХХХ, государственный регистрационный знак YY, имеют повреждения в виде царапин, сколов, срезов и очагов вздутия.
2. Повреждения лакокрасочного покрытия задней левой двери, задней правой двери, заднего левого крыла и заднего правого крыла автомобиля Renault Duster, идентификационный номер XХХ, государственный регистрационный знак YY, являются эксплуатационными, возникшими в результате внешнего механического воздействия, превышающего прочностные характеристики покрытия, и невыполнения предписаний производителя по их устранению. Определить, возникли имеющиеся повреждения лакокрасочного покрытия впервые или возникали и устранялись ранее, не представляется возможным по причине, указанной в исследовательской части заключения.