Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Экспертиза АКП Nissan Pathfinder

Экспертиза АКП  Nissan Pathfinder

Основанием для проведения экспертизы послужило обращение ООО «ZZZ» к эксперту специализированного технического центра по ремонту АКП – ООО «АТГ» для проведения независимой экспертизы согласно закону о защите прав потребителя.

Вопросы эксперту

1. Имеется ли в автомобиле неисправность – «рывки при движении»?

2. В случаи выявления неисправности в автомобиле, какова причина ее возникновения: производственная, эксплуатационная, действия третьих лиц или иная причина?

3. Если причина возникновения неисправности – производственная, возможно ли устранение выявленной неисправности, какова ее стоимость, а также трудоемкость работ по устранению выявленной неисправности?

Объекты, представленные к осмотру

1. Автомобиль Nissan Pathfinder (VIN: ХХХ гос. № YY).

2. Таблица сервисного обслуживания, текущих и гарантийных ремонтов автомобиля Nissan Pathfinder – на одном листе.

3. Копия диагностического листа от … мая 2018 года автомобиля Nissan Pathfinder (VIN: ХХХ гос. № YY).

Использованные нормативные и информационно-справочные материалы, техническая литература

1. Гордон Дж. Автоматические коробки передач и раздаточные коробки. Диагностика и ремонт. СПб.: Алфамер Паблишинг, 2004. 392 с.

2. Устройство, обслуживание, диагностика и ремонт автоматических трансмиссий: учеб. пособие. Руководство № 179. СПб.: РОКО, 2006. 332 с.: с ил. (Серия «Арус»).

3. Birch T., Rockwood C. Automatic Transmission and Transaxles. Prentice Hall, 2001. 576 p. 2nd ed.

4. Харитонов. С. А. Автоматические коробки передач. М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. 335 с.: с ил.

Всего источников информации: 22.

Термины и определения

В соответствии с Техническим регламентом

Дефект – каждое отдельное несоответствие продукции установленным требованиям.

В соответствии с ГОСТ 27.002–2015

Повреждение – событие, заключающееся в нарушении исправного состояния объекта при сохранении работоспособного состояния.

Исправное состояние (исправность) – со­стояние объекта, в котором он соответствует всем требованиям, установленным в документации на него.

Неисправное состояние (неисправность) – состояние объекта, в котором он не соответствует хотя бы одному из требований, установленных в документации на него.

Работоспособное состояние – состояние объекта, в котором он способен выполнять требуемые функции.

Неработоспособное состояние – состояние объекта, в котором он не способен выполнять хотя бы одну требуемую функцию по причинам, зависимым от него или из-за профилактического технического обслуживания.

В соответствии с Федеральным законом «О защите прав потребителей» № 234-ФЗ

Недостаток товара (работы, услуги) – несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию.

Исследование

В ходе исследования осуществлялось фотографирование цифровой камерой SONY RX100 V. Все работы, необходимые для проведения исследования, выполнялись автомеханиками техцентра ООО «ZZZ».

Перед исследованием АКП на автомобиле необходимо изучить его историю. История была составлена на основании данных, имеющихся у эксперта.

Результаты анализа таблицы представлены в графическом виде.

Исходя из полученных данных, можно утверждать следующее.

1. Интенсивность эксплуатации автомобиля до первой замены АКП, исходя из среднесуточного пробега, не соответствует эксплуатации некоммерческого легкового автомобиля, что значительно увеличивает эксплуатационные нагрузки на автомобиль.

2. Эксплуатация автомобиля после первой замены АКП, исходя из среднесуточного пробега, соответствует эксплуатации некоммерческого легкового автомобиля (для личных целей).

3. Первая АКП прошла 53 тыс. км до ее замены, вторая – 15 тыс. км после первой, а третья только 4 тыс. км (см. строки 6, 8 и 10 табл. 1).

Таблица 1. История автомобиля Nissan Pathfinder (VIN: ХХХ гос. № YY) в эксплуатации
Таблица 1. История автомобиля Nissan Pathfinder (VIN: ХХХ гос. № YY) в эксплуатации

На исследование был представлен автомобиль Nissan Pathfinder (VIN: ХХХ гос. № YY). На момент осмотра пробег автомобиля составлял 72 429 км. При контрольной диагностике в электронном блоке управления АКП были зафиксированы следующие диагностические коды неисправности: Р0746 и Р0965. В других системах автомобиля (блок ДВС, ABS, EPS/DAST 3, IPDME/R, AWD/4WD), которые могут влиять на управление АКП автомобиля, коды неисправности зафиксированы не были.

Необходимо пояснить, что коды неисправности задаются конструктором в процессе проектирования автомобиля или узла (ДВС, АКП), и их отсутствие никак не доказывает, что в автомобиле все исправно. Однако если коды фиксируются, это указывает на присутствие какого-то недостатка в системе управления агрегата или узла. Причем этот недостаток может быть вызван как механическим дефектом агрегата или узла, так и электрическим и программным дефектом.

Диаграмма суточного пробега исследуемого автомобиля за время его эксплуатации, с указанием точек неисправностей АКП. Пояснение к диаграмме: По данным нормативно‑методической литературы максимальный среднегодовой пробег неком мерческого легкового автомобиля составляет 33 тыс. км, или 90 км в сутки – на диаграмме обозначено пунктирной красной линией. Обозначения на диаграмме: 1) замена АКП; 2) замена АКП; 3) исследование АКП на предмет наличия неисправности и причины ее образования.
Диаграмма суточного пробега исследуемого автомобиля за время его эксплуатации, с указанием точек неисправностей АКП. Пояснение к диаграмме: По данным нормативно‑методической литературы максимальный среднегодовой пробег неком мерческого легкового автомобиля составляет 33 тыс. км, или 90 км в сутки – на диаграмме обозначено пунктирной красной линией. Обозначения на диаграмме: 1) замена АКП; 2) замена АКП; 3) исследование АКП на предмет наличия неисправности и причины ее образования.

Расшифровка кода неисправности позволяет выявить, какой дефект присутствует в агрегате или узле, возможные его причины и какой порядок предлагает конструктор для его устранения.

Расшифровка зафиксированных кодов неисправности согласно технической документации производителя:

1. В компьютерном блоке управления вариатором (АКП):

  • Р0746 – заедание соленоида контроля давления А – это код некорректного функционирования соленоида главного давления и/или клапана гидравлической панели управления АКП;
  • Р0965 – неисправность управляющей цепи соленоида контроля давления В – это код неисправности самого соленоида первичного давления шкива вариатора и/или электрической неисправности цепи между соленоидом и блоком управления АКП.

Дополнительно следует указать, что в технической документации производителя указывается, что если коды неисправности Р0746 и Р0965 не подтверждаются при контрольной поездке, то их возникновение возможно в условиях эксплуатации автомобиля, которые, возможно, связаны с вибрацией, попаданием воды, нагревом, электрическими нагрузками и т. п.

Анализ причин возникновения кодов Р0746 и Р0965 по технической документации производителя показывает, что существует две такие причины: отказ в функционировании либо клапана расхода насоса АКП, либо клапана гидравлической панели управления. Указанные коды неисправности имели «исторический» статус, т. е. были сохранены в долговременной памяти компьютера управления АКП. После процедуры удаления этих высвеченных кодов последующая проверка не выявила никаких неисправностей в блоках АКП, ДВС и других системах автомобиля.

Далее экспертом был произведен осмотр автомобиля на подъемнике с целью оценки технического состояния его агрегатов и узлов, их герметичности, а также на предмет внешних воздействий. Никаких замечаний и отклонений обнаружено не было (фото 1…4). Также была произведена проверка уровня трансмиссионной жидкости в АКП. Уровень ее, согласно технической документации производителя, был ниже нормы, несоответствие составило 300 мл, что не является критическим отклонением. Уровень был восстановлен. Таким образом, по результатам общей диагностики никаких препятствий к проведению дорожных испытаний выявлено не было.

Однако дорожные испытания провести не удалось: через 1 минуту от начала движения автомобиль остановился. При попытках начать движение (перевод контроллера АКП в разные положения, нажатия на педаль акселератора, перезапуск двигателя) в компьютере АКП всплыл код неисправности Р2813, а после его удаления и очередной попытки начать движение появился другой код неисправности: Р0746. Контроль осуществлялся с помощью диагностического комплекса Consult III Plusver.81.11. На этом дорожные испытания завершились.

Расшифровка зафиксированных кодов неисправности согласно технической документации производителя показала следующие неисправности:

  • 0746 – заедание соленоида контроля давления А – это код некорректного функционирования соленоида главного давления и/или клапана гидравлической панели управления АКП;
  • Р2813 – неисправность соленоида выбора передачи – это код неисправности самого соленоида выбора передачи вариатора.

Исходя из результатов этих испытаний (пробег автомобиля в процессе испытаний составил менее 1 км) было принято решение о демонтаже и разборке АКП. При этом также были демонтированы приводы передних колес для их осмотра на предмет наличия следов повышенного буксования автомобиля. Никаких следов буксования на приводах обнаружено не было. Таким образом, в процессе эксплуатации автомобиль не подвергался чрезмерному буксованию. В поддоне АКП и на его магнитном уловителе было зафиксировано некоторое количество мелких инородных частиц (фото 5).

Далее АКП была полностью разобрана и осмотрена поэлементно. В результате было установлено: цепь привода вариатора достигла предельного состояния (фото 6). При этом пакет фрикционных дисков движения переднего хода полностью потерял свою работоспособность вследствие полного износа фрикционных накладок (фото 7); пакет фрикционных дисков движения заднего хода сохранил свою работоспособность, но имеет следы повышенного буксования (фото 8); основной картер АКП имеет износ поверхности установки подшипника первичного шкива вариатора (фото 9 и 10); корпус насоса АКП имеет значительные следы износа и задиров на поверхности работы пластин ротора (фото 11); конусы шкивов вариатора имеют значительные следы задиров, износа и наволакивания металла (фото 12).Также был проверен на заедание золотник расходового клапана насоса – золотник не перемещался в своей постели.

На корпусе сцепления пакета фрикционных дисков движения вперед в области работы уплотнительных колец отмечены односторонние следы его касания ступицы корпуса вала реактора (фото 13).

Таким образом, никаких явных дефектов в деталях АКП обнаружено не было, однако при этом цепь вариатора, конуса шкивов и пакет фрикционных дисков движения вперед достигли своего предельного состояния, а практически все остальные детали АКП (картер АКП, корпус сцепления движения вперед, корпус насоса) имели следы задиров и износа тех поверхностей, которые не должны его иметь.

Анализ

На автомобиле Nissan Pathfinder используется бесступенчатого автоматическая коробка передач RE0F10E (JF017E) производства японской фирмы JATCO Corporation. Эта АКП вариаторного типа (бесступенчатая передача крутящего момента осуществляется стальной цепью и шкивами) с гидродинамическим трансформатором (ГДТ), имеющим встроенный элемент блокировки, позволяющий жестко (без проскальзывания) соединить двигатель автомобиля с его колесами (как на механической коробке передач). Выбором передаточного отношения вариатора и блокировкой ГДТ управляет компьютерный модуль управления АКП.

При разборке коробки никаких явных дефектов в ее деталях обнаружено не было, однако на корпусе сцепления пакета фрикционных дисков движения вперед в области работы уплотнительных колец отмечены односторонние следы его касания ступицы корпуса вала реактора (фото 13). Такое касание приводит к некорректной установке уплотнительных колец в процессе их работы и появлению нерегламентированных утечек жидкости из магистрали питания этого сцепления. Это, в свою очередь, приведет к излишнему буксованию пакета фрикционных дисков и их износу, что и было обнаружено при разборке АКП (фото 10).

При этом изношенный пакет фрикционных дисков при буксовании создает мелкую металлическую стружку, которая вместе с жидкостью разносится по всей АКП. Попадая в гидравлическую панель управления, она ее засоряет и приводит к нечеткой работе золотников и электромагнитных клапанов, что вызывает некорректную работу всех элементов АКП (фрикционных и вариаторной части) и появление кодов неисправностей в компьютерном блоке АКП.

Именно такие коды неисправности (по функционированию электромагнитных клапанов) несколько раз фиксировались компьютерным блоком АКП. В подтверждение засорения стружкой была проведена проверка перемещения золотника расходового клапана насоса, которая показала, что золотник свободно не перемещается в своей постели (зависает, т. е. некорректно работает).

Что же является причиной одностороннего касания корпуса сцепления ступицы корпуса вала реактора? Единственной причиной является несоосность указанных деталей, а учитывая незначительный пробег АКП (4 тыс. км), такая несоосность могла возникнуть только из-за неправильного изготовления деталей АКП, определяющих соосную работу корпуса сцепления и ступицы корпуса вала реактора (не выдержаны допуски размеров и отклонений), что является производственным дефектом.

Необходимо указать, что никаких износов деталей, влияющих на соосность, обнаружено не было. Для определения конкретного несоответствия требуется проведение значительных измерений размеров всех деталей размерной цепочки, влияющей на соосность. Такое исследование требует значительных финансовых и временных затрат, а также наличия конструкторской документации (чертежей) всех исследуемых деталей.

Дополнительно необходимо указать, что на исследуемом автомобиле были закрыты отверстия в подкрылке левого колеса (фото 14 и 15), которые влияют на процесс прохождения охлаждающего воздуха через радиатор охлаждения гидравлической жидкости АКП. В силу невозможности проведения полноценных дорожных испытаний (причина указана выше) оценить температурный режим работы АКП не представляется возможным в связи с влиянием указанной выше доработки. Исходя из того, что вырубка указанных отверстий в подкрылке левого колеса является дополнительной операцией при производстве детали и удорожает себестоимость этой детали, заложенные отверстия являются технически необходимыми. Таким образом, можно предположить, что доработка подкрылка левого колеса увеличила температурный режим АКП, что также может сказаться на ее долговечности.

Выводы

1. В исследованном автомобиля Nissan Pathfinder (VIN: ХХХ гос. № YY) неисправности в виде «рывков при движении» проверить не удалось в силу невозможности проведения полноценных дорожных испытаний. АКП автомобиля имеет неисправность, выражающуюся в виде отсутствия движения вперед и назад. При этом происходит фиксация кодов неисправности в компьютерном блоке АКП.

2. Причиной указанной неисправности в работе АКП автомобиля Nissan Pathfinder (VIN: ХХХ гос. № YY) является одностороннее касание корпуса сцепления ступицы корпуса вала реактора в результате несоосности указанных деталей. Такая несоосность могла возникнуть только из-за неправильного изготовления деталей АКП (не выдержаны допуски размеров и отклонений), что является производственным дефектом.

3. Для устранения неисправности автомобиля Nissan Pathfinder (VIN: ХХХ гос. № YY) необходимо провести замену АКП в сборе и ра­диатора охлаждения АКП, расположенного в нише переднего левого колеса с устранением проведенных доработок конструкции подкрылка этого же колеса (подробнее см. в тексте заключения).

  • Владимир Дроздовский, генеральный директор техцентра «Automatic Transmission Group»

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены