Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Бизнес как Живое

Бизнес как Живое

Как бы ни хотелось менеджерам и клиентам спокойной, отточенной, неспешно-бесперебойной работы всех служб автосервиса, закон развития всего на свете отворачивает в другую сторону. Спокойно только на кладбище. Спокойны камни в кладках инков, в пирамидах майя и потомков Озириса. Спокойны лица поющих буддистских лам, устремленных в неподвижное вечное. Все остальное живет только потому, что беспокоится.

Живое – непрерывно беспокойное. В 1936 году это доказал наш соотечественник Эрвин Бауэр (общая биология). В 1938-м эту мысль подхватил Вернадский (концепция ноосферы). В 1950-м – Людвиг фон Берталанфи (общая теория систем). В 1969 году – Г. Хакен (синергетика). Теперь про это что-то слышит на уроках почти каждый школьник. Слышит, но не верит. А верится в другое. Верится в то, что однажды можно построить, как это красиво представил Джимми Коллинз, «великую организацию» и вечно жить в ней в покое, благодати, любви и согласии со всем наличным персоналом. Но вернитесь к пункту первому – покойно только на кладбище.

Перемены «побежали»
Перемены «побежали»

Оказывается, живое – это устойчиво неравновесное. Это то, что никогда не успокаивается, пока живо, и непрерывно тратится. Развитие – это то, что происходит только от растраты энергии и сил. Чтобы жить и развиваться, оказывается, нужно непрерывно тратиться. И мощность растраты равна мощности живучести. Только тратиться и беспокоиться нужно умно.

Российский автомобильный рынок относят к группе развивающихся. Платой за эту благодать является то, что сервисная компонента отрасли решительно отстает от продуктовой – автомобили несравнимо лучше оказываемых услуг. Разумеется, это временно, поскольку вместе с массовым притоком на наш рынок иностранных автомобилей в отрасль стало вливаться огромное количество разнообразной технической, технологической и инструментальной информации. Это означает, что условия для рывка в сервисе расцветают и в скором времени могут дать плоды. Но «может» еще не означает «будет». Здесь начинают срабатывать законы, которые накрывают нас, как бы мы ни были самостоятельны и изобретательны. И чтобы быть действительно свободными и расцветать, мы, как говорил Цицерон, «должны стать рабами законов». Но знают ли их владельцы и управляющие компаний?

Вот, например, первый – «покой в деятельности – это не гармония, а сладкий сон успеха». Объективно в живой, развивающейся компании никогда не наступает покой. Так, например, в ней с неизбежностью возникают конфликты. И дело здесь не в зачинщиках беспорядков. Если руководитель попытается избавиться от «провокаторов» конфликтов, то на их место придут новые. Или они восстанут из оставшихся – пробовать не стоит. Биологи давно заметили, что в клетке с подопытными мышами примерно половина семейства отнимает еду у другой. Стоит только убрать «насильников», как из оставшихся образуются новые. И снова половина на половину. И так до тех пор, пока не останется одинокая и потому скучающая мышь. И так всюду. Более того, конфликты или, лучше сказать, противоречия нужны компании. Они – мощный природный двигатель развития, работающий по подобию двигателей внутреннего сгорания: сжатие – взрыв, сжатие – взрыв… Основатель продуктивной ветви в кибернетике (гомеостатики) академик Ю.М. Горский на этот счет говорил примерно так: «Впустите противоречие в организацию – это поможет ей выжить!» (Горский Ю.М., Степанов А.М., Теслинов А.Г. Гомеостатика: гармония в игре противоречий. Иркутск: Репроцентр А1, 2008. 634 с.).

В недавнем прошлом в менеджменте была популярной идея о том, что все, и в первую очередь культурные, компоненты в организации должны быть согласованы друг с другом. Считалось, что это обеспечивает социальный и культурный покой, так необходимый для нормального ведения дел. Это называлось «культурным выравниванием компании». Потом появились работы, в которых идея была разбита. Оказалось, что «выровненные» компании …каменеют. Для активности и развития им нужна была асимметрия.

И вообще развитие компании возможно лишь при условии, что она тратится. Тратится на существование, тратится на урегулирование противоречий, тратится на то, чтобы, изживая себя «вчерашнюю», становиться «завтрашнею». Разумеется, сервис автомобилей в нашей стране расцветет.., если руководители потратятся на этот расцвет. «В этом нет новизны», скажут образованные технари, – «начала термодинамики никто не отменял». Все существует только благодаря энергии, которая (в замкнутых системах) непрерывно тратится. Но в условиях современного бизнеса дело осложняется тем, что спрос на энергию усиливается.

Так, люди в организации быстро теряют не только интерес к тому, что делают, но и силы делать это. Всем нужна теплая, горячая кровь – без нее жизнь останавливается. Но в беге, в который стремительно вовлекаются все компании, ее уже меньше, чем вчера. Или она уже потрачена на другое. Взгляните на рисунок – скорость перемен нарастает. Так объективно происходит во многих сферах деятельности и отраслях. А в автопроме, совершающем гигантские планетарные скачки экспансии, это особенно заметно. И не важно, что находится по оси ординат. Важно другое – перемены «побежали».

Сократились сроки запуска инноваций. Сокращаются периоды разработки новых моделей автомобилей. А если не сокращаются, то… смотри на АвтоВАЗ. Сегодня нельзя оставаться успешной компанией, не приращивая свои результаты. Движение по принципу step-by-step сегодня во многих рыночных средах проигрывает движению по принципу step-byjump. Шаг, затем прыжок, затем скачок… иначе отстал.

Местные вызовы предприятиям автосервиса исходят из очевидного обстоятельства – на рынках становится теснее. Ради успеха бизнеса это побуждает к тому, чтобы день ото дня усиливать свою продуктивность. Объективно успех с теми, кто в этом смысле «прирастает» экспоненциально. Каждому понятно, что эти «местные приращения» возможны при том условии, что в отлаженные бизнес-процессы регулярно что-то добавляется, усиливая их мощь. В простых бизнес-процессах это можно делать за счет усиления отдачи от персонала. В сложных – лишь за счет технологического обновления. А это уже принуждает к запуску мозгов и ускорению отдачи персонала. И поскольку такое обновление не происходит быстро, а созревает, то процессы эти становятся непрерывными, изменяя тип деятельности предприятий. Словом, аргумент такой – «обновляйся и будешь успешен!».

Планетные вызовы звучат иначе – «обновляйся и останешься собой!». Вот это «остаться собой» никак не означает «остаться прежним». Это означает «продолжать свой путь, а не чужой». Во все времена более технологичная нация покоряла менее технологичную. Покоряла, подминала, вытесняла, заменяла.

Изменение популярности ресурсов компании
Изменение популярности ресурсов компании

В этих заменах ничего страшного нет – природа продолжается. Но другими людьми, с другими ценностями, с другими лицами, с другой памятью. Тем, кому эти замены не нравятся, придется обновляться мощнее, чем на местных рынках. Приращения продуктивности, которые могут сохранить лица и память жителей России, со всей душой открывшейся технологичному миру, должны теперь взлетать, а не ползти. Иначе – национальное самоубийство.

Вам нравится быть успешными? Это как лететь по «американской горке»: бодрит, заводит, захватывает дух… Потихоньку эта гонка по «горкам» захватывает и нас – ведь когда-то, как и многие народы нынче, мы жили неспешно. А знаете ли вы, что в Латинской Америке, например в Мексике, эту карусель называют «русскими горками»?

Вообще все, что опасно, круто, захватывающе, там называют «русским». И это не простая игра понятий. Вы сознаете, что за этим каламбуром стоит игра не заголовков, а смыслов?

Рынок побеждается быстрыми и бесстрашными, какими мы когда-то были. А сегодня он побеждается не только и не столько тщательностью выдерживания качества одного и того же продукта, сколько быстрыми обновлениями. Он побеждается творческими, креативными идеями, концептами, обновляющими компанию, ее продукты, ее позицию на рынке, ее бренд. Не многие знают, что концепты – это такие же «изделия», как и нефтяные вышки, электростанции, истребители, наноматериалы… только мощнее. Они мощнее по своему влиянию на нашу жизнь. Разумеется, качество – необходимое условие побед. Но не достаточное. Успех все чаще с теми, кто быстрее других создает, придумывает новые схемы бизнеса, новые логики отношений с клиентами, новые виды услуг. Побеждает тот, кто беспокоен, ведь «покой – сладкий сон успеха».

Разумеется, при этом организации и сами бизнесы перестают быть линейными и понятными. Поведение сотрудников, дистрибьюторов, инвесторов, клиентов, ваше собственное поведение уже нельзя свести к простой формуле – она может быть только нелинейной. Именно поэтому события все больше напоминают хаос, чем порядок. Неопределенность усиливается. Руководители, которые в школе и в вузе были «отличниками», безмерно страдают – мир перестает укладываться в «правильные нормы». Шрифт проектов становится все менее разборчивым. Их очертания плывут. Все это следствия закона, о котором мы говорим.

Несколько примеров из реальной жизни автомобильной отрасли. Увеличивается количество автомобильных брендов, товарных линеек и версий. Обновление модельных рядов ускоряется небывалыми темпами. Конструктивные решения, закладываемые производителями в продукт, должны удовлетворять небывалому количеству экологических норм и пристрастий потребителя. С конвейеров сходят модели, созданные не только в традиционной версии силового агрегата, но и в различных гибридных схемах. Электромобиль уже поехал по дорогам, правда, пока не совсем уверенно. Стремительно развиваются телематические технологии, которые в самое ближайшее время могут превратиться из гаджетов в необходимую составляющую дорожной жизни. И так далее, и тому подобное – всего не перечесть. Но сказанное касается только первой части пьесы о перипетиях автомобиля последних лет. Все самое интересное начинается во второй. После короткого антракта с бурными аплодисментами по поводу презентации новой чудо-техники соло подхватывает авторемонтная индустрия. И финала этого, безусловно, драматического действа не предвидится!

И прежде было понятно, что любая организация – это подвижная целостность, что ее свойства, способности изменяются. Но в наше время этот естественный дрейф свойств организации становится бедствием для руководителей. Мудрецы говорят: «дважды в реку не войти». За ними теперь можно повторить – вы не войдете дважды в одну и ту же организацию. Если она живая, то каждый раз как новая. И неважно, отчего это происходит: обучаются ли люди в компании, возникает ли новый опыт, который меняет поведение, вспыхивают ли всполохи на солнце. Как это наглядно показал Чижевский* … не важно. Важно лишь то, что теперь, отдавая поручения, вы должны заново «померить» свою организацию – ведь она не такая, какой вы ее оставили вчера.

Объективно усиливается интерес к гибким ресурсам. Такого прежде не было. Качественная услуга ценится дороже. Специалисты выводят этот феномен почти как закономерность: популярность ресурса в наше время перемещается из сектора D в сектор A.

Т. Питерс эту закономерность выражает еще и эмоционально, призывая арендовать все: заводы, машины, галстуки, халатики, тапочки, костюмы и прочее**. И это конструктивно. Поскольку завтра, в следующем акте вашей бизнес-пьесы вам, скорее всего, понадобится другой галстук, другой халатик, другой костюм…Что вы будете делать со старым?

Иными словами, развитие – это такое изменение, которое поддерживается непрерывной растратой. Живое – это непрерывно тратящееся. Покой – только на кладбище. И в темных углах майянских пирамид в Гватемале.


* Чижевский А. Л. Физические факторы исторического процесса. Калуга: 1-я Гостиполитография, 1924.

** Питерс Т. Представьте себе! Превосходство в бизнесе в эпоху разрушений / пер. с англ. Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2004.

Андрей Теслинов – профессор, доктор технических наук, философ, практик, путешественник, изобретатель, педагог, бизнесмен.

В настоящее время он Генеральный директор научно-консалтинговой группы «DBA-concept», занимающейся разрешением концептуально-сложных проблем бизнеса и развитием организаций. Автор книг по «тонким» технологиям мышления и развития. С 2007 года – автор и руководитель международных экспедиций менеджеров «Живая параллель» с уникальной образовательной и исследовательской программой. В поиске универсальных закономерностей развития группы менеджеров путешествуют вместе с ним по многим диковинным для европейского сознания странам: Камбодже, Вьетнаму, Перу, Боливии, Мексике, Гане, Того, Руанде, Бразилии, Белизу, Чили и другим.

  • Владимир Смольников, редактор, издатель
  • Андрей Теслинов, профессор, доктор технических наук

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены