Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Партнерство на высшем уровне

Партнерство на высшем уровне

Несмотря на декларируемое равенство перед законом, крупные корпорации продолжают искать возможность ограничить конкуренцию со стороны независимых производителей запчастей и неоригинального оборудования. Последний пример тому – инициатива законодателей штата Мичиган, которая едва не вывела из игры целый сектор авторемонтого рынка. Ситуацию спасло лишь вмешательство губернатора.

Действующий закон штата разрешает автомастерским использовать как оригинальные запасные части, так и продукцию сторонних производителей. Между тем для американского штата Мичиган текущее положение дел могло резко измениться. Местные власти рассматривали законопроект, который мог значительно ограничить свободу выбора покупателей. В частности, документ предполагал запрет на использование неоригинальных и, соответственно, более дешевых запчастей для относительно новых машин.

Естественно, подобная перспектива была воспринята в штыки представителями местного авторемонтного бизнеса. «Принятие закона опустошит наши склады, приведет к сокращению персонала, сделает ремонт более дорогим и повысит стоимость страховки, – был уверен владелец магазина Sherman Auto Parts Джим Шерман. – Мы предлагаем безопасную, конкурентоспособную альтернативу. Заставлять покупать наши продукты никого не надо, дайте просто возможность продавать наши товары, а потребителю возможность покупать их. Все дело в выборе».

По словам владельца магазина, сейчас, если владелец машины возрастом до 4–5 лет случайно повредит, к примеру, задний фонарь, он может свободно купить новый, будь то оригинальная деталь или продукция афтемаркета. Планируемый запрет на использование неоригинального оборудования Шерман называет бредом.

Встряска рынка

Документ предлагал серьезно пересмотреть сложившуюся за последние 40 лет практику надзора за деятельностью автосервисов. Большинство положений не вызывали серьезных разногласий, за исключением тех, что касались оборота запчастей. Автор законопроекта, республиканец Питер Петталия, говорил о том, что изначально документ не предусматривал серьезных ограничений свободы выбора. Однако после прохождения в сенате штата законопроект претерпел ряд изменений. В результате потребителям отказали в возможности приобретать неоригинальные запчасти.

«В текущей версии законопроекта вам не оставляют выбора, – приводит слова Петталии издание «Capcon». – В текст документа внесли пару фраз, которые я поддерживать не стану. Окончательная редакция защищает интересы большой тройки производителей».

Автосервисы спасло вмешательство губернатора
Автосервисы спасло вмешательство губернатора

Петталия сам по профессии сертифицированный автомеханик. По его словам, цель предложенной инициативы состояла в том, чтобы соблюсти баланс между свободой выбора и безопасностью. Законопроект изначально предлагал установить перечень из 16 деталей, заменять которые можно было только оригинальной продукцией.

Причем действие закона должно было распространяться на машины с действующей гарантией не старше пяти лет. Кроме того, при необходимости потребителю оставляли право потребовать установки запчастей от сторонних производителей.

Инициатива была призвана защитить транспортное средство и его владельца. У законодателя ушло два года на обсуждение законопроекта с заинтересованными сторонами для достижения компромисса. «Я хотел, чтобы все компоненты системы безопасности автомобиля работали, как было задумано производителем», – пояснил Петталия. По его словам, изначально законопроект разрабатывался для защиты прав потребителей.

Что вышло

Из одобренного сенатом штата текста законопроекта следует, что работники автосервиса не могут в первые пять лет, в течение которых действует заводская гарантия, заменять основные компоненты транспортного средства неоригинальным оборудованием или запчастями, которые не отвечают или выходят за пределы установленных стандартов безопасности для транспортных средств и стандартов для запчастей, сопоставимых по качеству с OEM-продукцией. В свою очередь, «сопоставимость» с оригиналом должно подтвердить признанное на национальном уровне ведомство, занимающееся сертификацией деталей.

Как отмечают производители автозапчастей для рынка постгарантийных услуг, ведомства, занимающегося тестированием деталей на национальном уровне, не существует. В прошедшем местный парламент законопроекте также отсутствует список из 16 узлов, ремонтировать которые можно только с использованием оригинальных запчастей. Таким образом получилось, что замена любого компонента на неоригинальный оказывается вне закона.

Большие компании сами допускают просчеты в безопасности
Большие компании сами допускают просчеты в безопасности

В документе содержится перечень основных компонентов, менять которые можно только на продукцию завода-изготовителя. Сюда попали передние крылья, капот, некоторые двери, элементы переднего и заднего бамперов, задние крылья, задняя дверь, рама, подушки и ремни безопасности. Для большинства из перечисленного разницы между оригинальными и неоригинальными запчастями не существует, констатирует издание. Отличие лишь в цене.

Все за одного

Сообщается, что против принятия законопроекта выступали сразу несколько участников рынка. По их мнению, в настоящий момент и так существует достаточно протекционистских мер, чтобы побудить ремонтные мастерские использовать высококачественную продукцию, кроме того, товары сторонних производителей позволяют экономить средства, не жертвуя вопросами безопасности.

Ряд отраслевых объединений также выразили обеспокоенность относительно законопроекта, подчеркнув, что документ ударит не только по тем жителям штата, кто занимается продажей и дистрибуцией неоригинальных запчастей, но и по обычным водителям и сотрудникам авторемонтных мастерских.

Законодатели чуть не поставли ремонт вне закона
Законодатели чуть не поставли ремонт вне закона

Если автомобилестроительные компании получат фактическую монополию на восстановительный ремонт для автомобилей возрастом до пяти лет, цены на детали в отсутствие конкуренции со стороны афтемаркета неизбежно поползут вверх, уверены противники законопроекта.

Более того, вырастет и стоимость страховки, и это при том что в Мичигане цена полиса и так одна из самых высоких по стране. Восстанавливать транспортное средство после аварии станет невыгодно, страховщики будут признавать автомобили непригодными к ремонту, соответственно мастерским достанется меньше работы.

Развеять беспокойство

Между тем у законопроекта есть и сторонники, как нетрудно догадаться, это сами автомобильные компании. Альянс автопроизводителей, одно из крупнейших отраслевых объединений, высказался за инициативу, направив письмо в сенат штата. Вице-президент объединения Лэндон Фалмер выразил поддержку сенату в деле внесения изменения в законодательство, назвав инициативу крайне важной для отрасли, которая помогла становлению Мичигана.

В Альянс входят 12 автопроизводителей, на их долю приходится 75% продаж всех новых машин в Соединенных Штатах, и компании представляют лучшие гарантийные продукты из возможных, заверил Фалмер.

Как известно, объединение выступает против любых законопроектов, разрешающих ремонтным мастерским применять низкокачественные запчасти при восстановлении автомобиля, находящегося на гарантии завода-изготовителя. Участники Альянса также гарантируют своим клиентам высочайший уровень сервиса и безопасности даже после того как автомобиль выехал с территории дилерского центра.

Законопроект грозил разорением независимым автосервисам
Законопроект грозил разорением независимым автосервисам

Установка низкокачественных деталей на гарантийные автомобили подрывает доверие к продукту, в который инвестируют производители, указал вице-президент. В связи с этим Фалмер призвал сенаторов поддержать законопроект, который бы «развеял обеспокоенность» автомобильных компаний.

Афтемаркет на подъеме

Почему вдруг автопроизводители проявляют такую трогательную «заботу» о безопасности потребителя, становится ясно из статистики продаж запчастей. Согласно прогнозам, рынок постгарантийных услуг в Соединенных Штатах в среднем за год будет расти на 3,7% до 2019 года. Такие данные содержатся в исследовании Ассоциации поставщиков товаров для афтемаркета. Продажи в этом сегменте вырастут с 257,4 млрд долл. до 296,3 млрд долл. (почти + 19 млрд, подсчитали в ассоциации).

«Прогнозы демонстрируют, что, несмотря на хорошие продажи новых транспортных средств, снижающиеся цены на топливо и большее количество поездок, совершаемых американцами, являются условиями, способствующими продолжению устойчивого роста», – отметил президент Ассоциации компаний-производителей товаров по уходу за автомобилями Билл Хэнвей.

Инициатива ударила бы по кошельку простых жителей штата
Инициатива ударила бы по кошельку простых жителей штата

По его словам, росту способствует увеличение возраста легкового автопарка страны – средний показатель достиг абсолютного максимума в 11,6 года. Кроме того, относительно старых машин на дорогах больше, чем новых. Это обеспечивает клиентами сервисные центры и мастерские.

Производство товаров и услуг для рынка постгарантийного обслуживания – крупная и стабильная отрасль, чей впечатляющий рост, несмотря на Великую рецессию (мировой экономический кризис, длящийся с 2008 года), будет продолжаться и дальше, говорят эксперты.

Исследование Ассоциации поставщиков товаров для афтемаркета – ценный инструмент для участников рынка, способствующий планированию бизнеса и позиционированию продукции для последующего извлечения выгоды из появляющихся возможностей.

Уже проходили

Стоит напомнить, что крупные автопроизводители не в первый раз пытаются ограничить деятельность ремонтников. В июне прошлого года инициатива больших игроков породила шквал критики со стороны независимых станций обслуживания.

Тогда General Motors, John Deere и ряд других производителей автомобилей и оборудования выступили с предложением запретить вмешательство в работу систем транспортных средств в соответствии с Законом об авторском праве в цифровую эпоху (Digital Millennium Copyright Act, DMCA). Этот же закон запрещает скачивать песни и видео без разрешения правообладателя.

Компании утверждали, что они являются правообладателями программного обеспечения, используемого компьютерами в современных машинах. Соответственно владельцу автомобиля может принадлежать шасси транспортного средства, но никак не программы. Таким образом производители хотели обезопасить себя от действий механиков-самоучек, которые теоретически могут запутаться в программах управления и повлиять на безопасность машины. Поскольку автомобили все больше зависят от компьютеров, никто не хочет неполадок в работе систем управления транспортным средством.

Продавцы автозапчастей не поддержали идею
Продавцы автозапчастей не поддержали идею

Между тем в Америке сложилась целая «культура улучшательств» для авто. Независимые фирмы, работающие на рынке постгарантийного обслуживания, и умельцы уже долгие годы занимаются перепрошивками ЭБУ для увеличения мощности мотора, улучшения показателей экономии топлива и других эксплуатационных характеристик. За последние десятилетия появилась куча любознательных механиков и людей, рассчитывающих только на себя, подчеркивают в Electronic Frontier Foundation.

Данная практика оказалась под угрозой запрета именно в то время, когда, по мнению самих же автопроизводителей, основным трендом на рынке становится персонализация автомобилей. Ведущую роль здесь как раз и играет программное обеспечение, позволяющее, к примеру, оборудовать транспортное средство технологией 4G. В то же время автопроизводители хотят, по всей видимости, монополизировать рынок услуг по кастомизации продукта.

Защитники прав автомобилистов полагают, что инициатива автогигантов была связана в основном с желанием заработать побольше денег, а не с безопасностью. Обновлять программное обеспечение становится все проще, соответственно каждое последующее обновление, связанное с улучшением производительности, можно продавать по отдельности. Если инициатива будет все-таки поддержана, компании теоретически смогут заставить потребителей чиниться только у дилеров или в сервисах-партнерах.

О том, что желание больше зарабатывать, а не повышать безопасность, движет крупными производителями, косвенно свидетельствуют рекордные показатели по отзывным кампаниям. Кроме того, автомобилисты продолжают становиться жертвами просчетов инженеров ведущих автомобильных предприятий.

Последний резонансный несчастный случай произошел в июне 2016 года. Причиной смерти известного американского актера российского происхождения Антона Ельчина мог стать заводской брак принадлежавшего актеру Jeep Grand Cherokee 2015 модельного года. Как сообщает газета «The New York Times», ранее Fiat Chrysler проводила отзывную кампанию данной модели. Автовладельцам было трудно определить положение рычага АКПП. Многие оставляли его на «нейтралке», полагая, что зафиксировали рычаг в положении «парковка».

Fiat Chrysler, подчеркивает издание, стала основной мишенью властей, которые стремятся наказать автопроизводителей за пренебрежение вопросами безопасности. В прошлом году компанию обвинили в неспособности проводить отзывы автомобили и ремонтировать их в установленные сроки. Тогда на Fiat Chrysler был наложен штраф в размере 105 млн долл.

Получили отказ

К счастью для авторемонтников Мичигана, ситуация разрешилась в их пользу. Губер­натор штата Рик Снайдер наложил вето на документ. В своем обращении к законодателям Снайдер выразил обеспокоенность по поводу негативного влияния документа на рыночную конкуренцию. Губернатора убедили доводы тех, кто считал, что в случае принятия закона он ударит по кошелькам простых жителей. В документе, призванном сделать авторемонт более безопасным, нет четкого разграничения между деталями, используемыми для косметического ремонта, такими как крылья, решетки радиаторов, накладки бамперов и более сложными узлами, подчеркнул глава штата.

На это раз авторемонтникам удалось отстоять свои интересы благодаря сплоченности. Но избежать дальнейшего прессинга со стороны корпораций удастся вряд ли.

  • Андрей Филатов

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены