Заработать на кризисе
![Заработать на кризисе](/photo/big/xxz6p1ckqr2h.jpg)
Производители оригинальных запчастей подстраиваются под новую экономическую ситуацию.
Кризис заставляет автовладельцев дольше эксплуатировать машины. Нехватка средств помимо прочего вынуждает хозяев транспортных средств экономить на ремонте, отказываясь от услуг дилерских центров и покупки оригинальных запчастей. Естественно, что такая картина не радует автопроизводителей. Они в свою очередь ищут новые пути убедить потребителей покупать именно оригинальные детали. Наглядно тенденцию демонстрирует японская Toyota.
Россия
Начиная с 2016 года компания готова снизить цены на целый ряд автозапчастей. Об этом сообщила газета «Коммерсант» со ссылкой на одного из дилеров Toyota и информацию в самой компании.
Как рассказали собеседники издания, сокращение стоимости «обусловлено борьбой с серыми запчастями». Цены на оригинальные запчасти сравняются с ценами на неавторизованные, рассказывает дилер. Стоимость упадет в среднем на 20%, но все зависит от конкретного типа продукции. По данным источника газеты, эта мера вводится в тестовом режиме, примерно на полгода, чтобы оценить эффект.
«Никто из российских автопроизводителей пока не пытался таким образом конкурировать с серыми контрагентами, – отмечает издание. – При этом, по заверениям участников рынка, неавторизованные продавцы не являются сейчас ”серьезной проблемой“. Клиенты больше не переходят к серым игрокам, в целом перестают покупать комплектующие, перейдя в режим строгой экономии, свидетельствуют источники. Другой источник уверен, что снижение стоимости оригинальных запчастей до уровня цен неавторизованных деталей – ”подготовка к легализации параллельного импорта“, возможность которой обсуждается уже больше года».
Президент «Фаворит Моторс» Владимир Попов отмечает, что General Motors уже около года назад снизила цены на запчасти, оставив разницу в цене с серыми деталями – примерно 5–7%. Впрочем, источник на рынке отмечает, что это в первую очередь связано с частичным уходом концерна с российского рынка и его желанием поддержать маржинальность сохранившегося сервиса. Собеседники «Коммерсанта» среди автопроизводителей полагают, что снижение цен позволит Toyota увеличить объемы продаж деталей и «теоретически компания может делать это не в убыток».
Больше автосервисов
В российских городах становится больше организаций, которые занимаются ремонтом автомобилей. По данным информационного сервиса 2ГИС, за 10 месяцев 2015 года количество автосервисов и СТО выросло почти на 20%.
Аналитики городского информационного сервиса 2ГИС проверили гипотезу о том, что во время кризиса растет актуальность авторемонтных предприятий. Новые машины покупаются реже, что теоретически может означать более высокую, чем раньше, потребность в ремонте. Результаты проведенного исследования показали, что количество автосервисов действительно увеличилось.
Аналитики 2ГИС сравнили 35 городов России с населением более 500 тыс. человек. Число автосервисов в этих городах с января по ноябрь 2015 года выросло на 18,9%, превысив 17 600. Самый значительный прирост отмечен в Краснодаре, здесь он составил 45,7%. В результате общее количество автосервисов в Краснодаре в начале ноября достигло 376. На втором месте находится Ярославль, станций техобслуживания в нем стало больше на 43% (всего – 143 сервиса). Замкнула тройку лидеров Москва – в столице число автосервисов увеличилось на 39,2% (всего – 2882 автосервиса).
![Количество автосервисов в РФ выросло в 2015 году](/photo/big/rlhnoocpq175.jpg)
Практически не изменилось количество авторемонтных предприятий в городах Кемеровской области. В столице Кузбасса оно приросло всего на 1,2%, а в Новокузнецке число СТО незначительно сократилось – на 0,6%.
Рассматриваемая тенденция наиболее ярко проявляется в крупных городах. В 15 российских миллионниках число автосервисов с января по ноябрь 2015 года выросло на 19,6%. За аналогичный период прошлого года рост был в 2 раза меньше – на 9,6%. Если же учитывать 35 городов с населением от 500 тыс. человек, то за 10 месяцев прошлого года количество СТО подросло на 13,7% (против 18,9% в 2015 году).
Среди миллионников лидерами по росту числа автосервисов являются Москва (39,2%), Ростов-на-Дону (29,2%), Воронеж (28,9%), Нижний Новгород (22,1%) и Челябинск (20,1%). Наименьший рост показали СТО в Волгограде (3,8%) и Самаре (8,7%), говорится в исследовании.
В целом компания стремится увеличить продажи оригинальных запчастей не только в России, но и вообще на всех рынках, где присутствует.
Венесуэла
Подразделение Toyota в Венесуэле начало экспортировать запчасти для создания надежного канала поступления валютной выручки в условиях ее резкого падения из-за серьезного снижения цен на нефть и разразившегося затем кризиса.
Когда-то страна занимала третье место в Южной Америке по объему выпуска продукции для автомобильного рынка. Теперь же стагнация в производстве нефти и сложный механизм госконтроля на валютном рынке серьезно осложнили доступ частных предприятий к мировым валютам и заблокировали импортные поставки.
В итоге предприятию Toyota и другим сборочным производствам пришлось сократить выпуск из-за нехватки запчастей. Раз нет долларов – нет и импорта.
![Нехватка валюты в Венесуэле бьет по всем участникам рынка](/photo/big/vwp1jbqxvdw7.jpg)
«Главное – находить решения, искать альтернативу и не ждать от правительства того, чтобы оно решило проблемы за вас, – объяснил позицию компании глава подразделения Toyota в Латинской Америке и стран Карибского бассейна Стив Анхель. – Заботиться о себе приходится самим».
Теперь завод отгружает запчасти в Аргентину. Сейчас предприятие экспортирует четыре типа запчастей, выпущенных с применением местных и импортных материалов. В планах – поставки 26 видов деталей во все страны Латинской Америки к концу 2016 года.
Объем потенциальной выручки при этом оценивается в 2 млн долл. Она будет направлена на закупку комплектующих для последующего производства транспортных средств в самой Венесуэле. Более того, в компании надеются стать первым экспортером товаров на Кубу. (США ослабили санкции в отношении этого государства.)
Загвоздка, правда, в том, что согласно местному законодательству, 40% экспортной выручки придется продать Центробанку Венесуэлы. Деньги обмениваются на национальную валюту по фиксированному курсу в 50 долл. за один боливар. В то же время на черном рынке курс составляет 900 долл. за боливар.
Сейчас представители японской компании ведут переговоры с правительством Венесуэлы по предоставлению бизнесу лучших условий для ведения деятельности. Остальным автогигантам приходится творчески подходить к вопросу поступления валюты. Так, Ford Motor стала продавать машины за доллары.
Индия
Подразделение компании в Индии Toyota Kirloskar Motor запустила интернет-портал по продаже оригинальных запчастей и аксессуаров. Японцы стали первыми в стране, кто решился на торговлю деталями онлайн. На первом этапе клиентами магазина должны стать жители города Бангалор (крупного административного центра на юге Индии). Затем в компании рассчитывают на возможность работы с покупателями на территории всего государства.
Новый магазин предложит широкую линейку оригинальных деталей Toyota. После заказа товара в магазине он будет доставлен по указанному клиентом адресу из ближайшего авторизированного центра компании. Помимо собственно детали покупатель получит подробную инструкцию по установке. Японцы надеются, что таким образом им еще и удастся повысить лояльность к бренду среди индусов, поскольку сервис сэкономит время и сделает ремонт удобнее.
![В Индии у Toyota около миллиона клиентов](/photo/big/qum2wja5bhnb.jpg)
Сначала ассортимент будет состоять из 400 оригинальных запчастей и аксессуаров, таких как тормозные колодки, диски сцепления, дворники, воздушные и масляные фильтры. Причем детали планируется продавать и для современных моделей, и для машин, уже снятых с производства (Qualis, Innova, Corolla Altis, Camry, Fortune, Prius, Land Cruiser Prado and Land Cruiser V8).
По словам представителя японской компании, в Индии насчитывается около миллиона клиентов, и главная цель Toyota – удовлетворить их всех и сохранить лояльность. Новая инициатива с интернет-магазином призвана облегчить жизнь покупателей. Целевой аудиторией компания видит разбирающихся в технике индусов, которые предпочитают проводить несложный ремонт в небольших мастерских, а не тратить время на дорогу в крупные авторизированные дилерские центры.
![В кризис люди экономят на поездках к официалам](/photo/big/bi7hcoj527yw.jpg)
Египет
В Египте компания запустила недавно огромный дистрибьюторский центр запчастей, он стал крупнейшим в регионе Ближнего Востока и Северной Африки. Предприятие, на строительство которого ушло около двух лет, способно обслуживать 500 тыс. автомобилей. Запуск прошел в рамках стратегии компании по расширению деятельности в Египте.
«Открытие нового дистрибьюторского центра – отражение интересов Toyota по расширению присутствия в республике и созданию новых рабочих мест, – прокомментировал запуск глава подразделения компании Ахмед Монсеф. – Впервые клиенты предприятия смогут воспользоваться новыми интегрированными услугами».
![Оригинальные запчасти подешевеют на 20%](/photo/big/jlzne8yiekj1.jpg)
По данным местных экспертов, продажи автотранспорта, включая легковые машины, грузовики и автобусы, выросли в I квартале 2015 года почти на 15%. Если за первые три месяца 2014 года было продано 62 800 транспортных средств, то за аналогичный период 2015 года – 72 100. Toyota, в свою очередь, удалось реализовать здесь 7300 автомобилей.
«Аккредитованные агенты теперь могут быть полностью уверены в том, что они приобретают оригинальные запчасти, которые предоставляются в кратчайшие сроки и по разумным ценам», – указал Монсеф.
Как уже писал «АБС-авто», стремление производителей закрепиться на перспективных рынках с помощью оптимизированных каналов реализации – глобальная тенденция. Один из наиболее очевидных способов оптимизации – выход к потребителю напрямую с помощью Интернета и мобильных технологий.