Заработать на кризисе

Производители оригинальных запчастей подстраиваются под новую экономическую ситуацию.
Кризис заставляет автовладельцев дольше эксплуатировать машины. Нехватка средств помимо прочего вынуждает хозяев транспортных средств экономить на ремонте, отказываясь от услуг дилерских центров и покупки оригинальных запчастей. Естественно, что такая картина не радует автопроизводителей. Они в свою очередь ищут новые пути убедить потребителей покупать именно оригинальные детали. Наглядно тенденцию демонстрирует японская Toyota.
Россия
Начиная с 2016 года компания готова снизить цены на целый ряд автозапчастей. Об этом сообщила газета «Коммерсант» со ссылкой на одного из дилеров Toyota и информацию в самой компании.
Как рассказали собеседники издания, сокращение стоимости «обусловлено борьбой с серыми запчастями». Цены на оригинальные запчасти сравняются с ценами на неавторизованные, рассказывает дилер. Стоимость упадет в среднем на 20%, но все зависит от конкретного типа продукции. По данным источника газеты, эта мера вводится в тестовом режиме, примерно на полгода, чтобы оценить эффект.
«Никто из российских автопроизводителей пока не пытался таким образом конкурировать с серыми контрагентами, – отмечает издание. – При этом, по заверениям участников рынка, неавторизованные продавцы не являются сейчас ”серьезной проблемой“. Клиенты больше не переходят к серым игрокам, в целом перестают покупать комплектующие, перейдя в режим строгой экономии, свидетельствуют источники. Другой источник уверен, что снижение стоимости оригинальных запчастей до уровня цен неавторизованных деталей – ”подготовка к легализации параллельного импорта“, возможность которой обсуждается уже больше года».
Президент «Фаворит Моторс» Владимир Попов отмечает, что General Motors уже около года назад снизила цены на запчасти, оставив разницу в цене с серыми деталями – примерно 5–7%. Впрочем, источник на рынке отмечает, что это в первую очередь связано с частичным уходом концерна с российского рынка и его желанием поддержать маржинальность сохранившегося сервиса. Собеседники «Коммерсанта» среди автопроизводителей полагают, что снижение цен позволит Toyota увеличить объемы продаж деталей и «теоретически компания может делать это не в убыток».
Больше автосервисов
В российских городах становится больше организаций, которые занимаются ремонтом автомобилей. По данным информационного сервиса 2ГИС, за 10 месяцев 2015 года количество автосервисов и СТО выросло почти на 20%.
Аналитики городского информационного сервиса 2ГИС проверили гипотезу о том, что во время кризиса растет актуальность авторемонтных предприятий. Новые машины покупаются реже, что теоретически может означать более высокую, чем раньше, потребность в ремонте. Результаты проведенного исследования показали, что количество автосервисов действительно увеличилось.
Аналитики 2ГИС сравнили 35 городов России с населением более 500 тыс. человек. Число автосервисов в этих городах с января по ноябрь 2015 года выросло на 18,9%, превысив 17 600. Самый значительный прирост отмечен в Краснодаре, здесь он составил 45,7%. В результате общее количество автосервисов в Краснодаре в начале ноября достигло 376. На втором месте находится Ярославль, станций техобслуживания в нем стало больше на 43% (всего – 143 сервиса). Замкнула тройку лидеров Москва – в столице число автосервисов увеличилось на 39,2% (всего – 2882 автосервиса).

Практически не изменилось количество авторемонтных предприятий в городах Кемеровской области. В столице Кузбасса оно приросло всего на 1,2%, а в Новокузнецке число СТО незначительно сократилось – на 0,6%.
Рассматриваемая тенденция наиболее ярко проявляется в крупных городах. В 15 российских миллионниках число автосервисов с января по ноябрь 2015 года выросло на 19,6%. За аналогичный период прошлого года рост был в 2 раза меньше – на 9,6%. Если же учитывать 35 городов с населением от 500 тыс. человек, то за 10 месяцев прошлого года количество СТО подросло на 13,7% (против 18,9% в 2015 году).
Среди миллионников лидерами по росту числа автосервисов являются Москва (39,2%), Ростов-на-Дону (29,2%), Воронеж (28,9%), Нижний Новгород (22,1%) и Челябинск (20,1%). Наименьший рост показали СТО в Волгограде (3,8%) и Самаре (8,7%), говорится в исследовании.
В целом компания стремится увеличить продажи оригинальных запчастей не только в России, но и вообще на всех рынках, где присутствует.
Венесуэла
Подразделение Toyota в Венесуэле начало экспортировать запчасти для создания надежного канала поступления валютной выручки в условиях ее резкого падения из-за серьезного снижения цен на нефть и разразившегося затем кризиса.
Когда-то страна занимала третье место в Южной Америке по объему выпуска продукции для автомобильного рынка. Теперь же стагнация в производстве нефти и сложный механизм госконтроля на валютном рынке серьезно осложнили доступ частных предприятий к мировым валютам и заблокировали импортные поставки.
В итоге предприятию Toyota и другим сборочным производствам пришлось сократить выпуск из-за нехватки запчастей. Раз нет долларов – нет и импорта.

«Главное – находить решения, искать альтернативу и не ждать от правительства того, чтобы оно решило проблемы за вас, – объяснил позицию компании глава подразделения Toyota в Латинской Америке и стран Карибского бассейна Стив Анхель. – Заботиться о себе приходится самим».
Теперь завод отгружает запчасти в Аргентину. Сейчас предприятие экспортирует четыре типа запчастей, выпущенных с применением местных и импортных материалов. В планах – поставки 26 видов деталей во все страны Латинской Америки к концу 2016 года.
Объем потенциальной выручки при этом оценивается в 2 млн долл. Она будет направлена на закупку комплектующих для последующего производства транспортных средств в самой Венесуэле. Более того, в компании надеются стать первым экспортером товаров на Кубу. (США ослабили санкции в отношении этого государства.)
Загвоздка, правда, в том, что согласно местному законодательству, 40% экспортной выручки придется продать Центробанку Венесуэлы. Деньги обмениваются на национальную валюту по фиксированному курсу в 50 долл. за один боливар. В то же время на черном рынке курс составляет 900 долл. за боливар.
Сейчас представители японской компании ведут переговоры с правительством Венесуэлы по предоставлению бизнесу лучших условий для ведения деятельности. Остальным автогигантам приходится творчески подходить к вопросу поступления валюты. Так, Ford Motor стала продавать машины за доллары.
Индия
Подразделение компании в Индии Toyota Kirloskar Motor запустила интернет-портал по продаже оригинальных запчастей и аксессуаров. Японцы стали первыми в стране, кто решился на торговлю деталями онлайн. На первом этапе клиентами магазина должны стать жители города Бангалор (крупного административного центра на юге Индии). Затем в компании рассчитывают на возможность работы с покупателями на территории всего государства.
Новый магазин предложит широкую линейку оригинальных деталей Toyota. После заказа товара в магазине он будет доставлен по указанному клиентом адресу из ближайшего авторизированного центра компании. Помимо собственно детали покупатель получит подробную инструкцию по установке. Японцы надеются, что таким образом им еще и удастся повысить лояльность к бренду среди индусов, поскольку сервис сэкономит время и сделает ремонт удобнее.

Сначала ассортимент будет состоять из 400 оригинальных запчастей и аксессуаров, таких как тормозные колодки, диски сцепления, дворники, воздушные и масляные фильтры. Причем детали планируется продавать и для современных моделей, и для машин, уже снятых с производства (Qualis, Innova, Corolla Altis, Camry, Fortune, Prius, Land Cruiser Prado and Land Cruiser V8).
По словам представителя японской компании, в Индии насчитывается около миллиона клиентов, и главная цель Toyota – удовлетворить их всех и сохранить лояльность. Новая инициатива с интернет-магазином призвана облегчить жизнь покупателей. Целевой аудиторией компания видит разбирающихся в технике индусов, которые предпочитают проводить несложный ремонт в небольших мастерских, а не тратить время на дорогу в крупные авторизированные дилерские центры.

Египет
В Египте компания запустила недавно огромный дистрибьюторский центр запчастей, он стал крупнейшим в регионе Ближнего Востока и Северной Африки. Предприятие, на строительство которого ушло около двух лет, способно обслуживать 500 тыс. автомобилей. Запуск прошел в рамках стратегии компании по расширению деятельности в Египте.
«Открытие нового дистрибьюторского центра – отражение интересов Toyota по расширению присутствия в республике и созданию новых рабочих мест, – прокомментировал запуск глава подразделения компании Ахмед Монсеф. – Впервые клиенты предприятия смогут воспользоваться новыми интегрированными услугами».

По данным местных экспертов, продажи автотранспорта, включая легковые машины, грузовики и автобусы, выросли в I квартале 2015 года почти на 15%. Если за первые три месяца 2014 года было продано 62 800 транспортных средств, то за аналогичный период 2015 года – 72 100. Toyota, в свою очередь, удалось реализовать здесь 7300 автомобилей.
«Аккредитованные агенты теперь могут быть полностью уверены в том, что они приобретают оригинальные запчасти, которые предоставляются в кратчайшие сроки и по разумным ценам», – указал Монсеф.
Как уже писал «АБС-авто», стремление производителей закрепиться на перспективных рынках с помощью оптимизированных каналов реализации – глобальная тенденция. Один из наиболее очевидных способов оптимизации – выход к потребителю напрямую с помощью Интернета и мобильных технологий.