Бизнес против инноваций
Полтавское предприятие «КОЛАН» выпускает и совершенствует одноименные масляные фильтры. В отличие от обычных, они чистят масло непрерывно – даже при открытом перепускном клапане. Дело в том, что этот клапан защищен запатентованным дополнительным фильтрующим элементом.
Масляными фильтрами «КОЛАН» Георгий Колтунов занимается с 1991 года. Разработал идею непрерывной фильтрации его отец Анатолий Николаевич Колтунов. Он же воплотил ее в металле и запустил свой фильтр в массовое производство. Решение по-настоящему инновационное, казалось бы, внедряй его повсеместно, рынок примет это изделие «на ура». Однако на деле все выходит иначе. Вот как комментирует ситуацию Георгий Колтунов.
– Рынок сегодня изменился. Во главу угла ставится не продвижение технологий, способных принести пользу обществу, а корпоративные интересы зарубежных компаний. И чтобы эти интересы отстоять, игроки рынка используют все возможное – в том числе устаревшие технические решения. А возникающие проблемы пусть решает покупатель автомобиля. Однако проблем можно избежать, если использовать фильтры «КОЛАН».
Вот примеры: – эти фильтры постоянной очисткой существенно увеличивают ресурс мотора до капитального ремонта; – их рециклинг позволяет выгодно перерабатывать отработанные фильтры без ущерба для окружающей среды; – по этим отработанным фильтрам считывается информация о состоянии деталей без разборки двигателя.
С момента публикации в патентном бюллетене первого патента А. Н. Колтунова, начавшего решать эти проблемы, прошло уже 20 лет. Отечественный производитель двигателей ОАО «ЗМЗ» взял фильтры «КОЛАН» на конвейер для решения производственных задач. Зарубежные производители используют для очистки блока двигателя центробежные компрессоры, создающие давление 250–300 бар. Во-первых, упомянутые мойки очень дороги. Они серьезно увеличивают стоимость двигателя. Но производителя это не волнует, он перекладывает увеличение расходов на потребителя, включая их в цену машины. Во-вторых, гарантийный срок службы двигателя с обычным фильтром составляет, как правило, 100 тыс. км. Здесь тоже все перекладывается на потребителя: хочешь гарантию – покупай новую машину. Хотя в 70‑е годы прошлого века двигатель выхаживал и 150, и 200 тыс. км без капремонта.
Обычный фильтр работает по правилам «нескольких если». Судите сами: фильтр очищает масло, если не происходит холодных пусков; если двигатель надежно прогрет; если водитель резко не газует; если фильтрующая штора не забита… И где кончаются эти «если»? И возникает вопрос: в чем же тогда прогресс? В электронике? В дизайне? А в обычной механике, надежности, ресурсе – проигрыш, сдача позиций? И в чем же тогда экологическое преимущество современных автомобилей, если под импортные фильтры не завезены технологии их утилизации?
«КОЛАН» уже 10 лет занимается переработкой отработанных фильтров. Остальным «игрокам» на рынке это не интересно: нет прибыли, нет логистики. На автомобильных выставках производители фильтров заявляют: мы не мусорщики, не барское это дело… Но Земля ведь одна, она живая, она кормилица, и, убивая ее, мы убиваем свое будущее. Бизнес на такие слова реагирует с раздражением – мешаете считать деньги. У ПНТП «КОЛАН» имеется собственная, также защищенная патентами и внедренная технология утилизации и рециклинга масляных фильтров.
Но и это еще не все. Полтавский фильтр может «работать диагностом», собирая в своих фильтрующих элементах все продукты износа – т. е. информацию о состоянии пар трения. Ее анализ позволяет выявить детали, которые пора менять, не дожидаясь капитального ремонта. На этот способ тоже есть патент. Но какая выгода продлять жизнь агрегату, если практически каждый владелец автомобиля уверен в замене своего транспорта на новый через 2–3 года.
Времена меняются… Однако все перечисленные функции фильтров «КОЛАН» – это, безусловно, инновационные решения. Мы надеемся, что данные технологии будут востребованы для обустройства нашего общества и принесут пользу людям.