Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Эволюция масляных фильтров

Эволюция  масляных фильтров

В уходящем году «АБС-авто» опубликовал ряд статей о непрерывной полнопоточной очистке моторного масла. Эту технологию изобрел, запатентовал и внедрил полтавский инженер-подвижник А.Н. Колтунов. А само решение воплощено в широко известных на рынке фильтрах «КОЛАН».

Напомним, в чем «изюминка» этих изделий. В обычном масляном фильтре (рис. 2) систематически открывается перепускной клапан. И тогда неочищенное масло идет в двигатель напрямую, неся абразивные загрязнения к прецизионным парам трения. В осенне-зимний период при частых остановках-стоянках грязное масло может гоняться по кругу по несколько часов в день.

Иными словами, при открытом перепускном клапане обычный фильтр превращается в заглушку – незатейливый металлический колпак с резьбой без фильтрующего элемента (рис. 1).

В фильтре «КОЛАН» все иначе. Перепускной клапан в нем открывается, как в обычном фильтре. Однако он защищен дополнительным фильтрующим элементом, поэтому масло очищается всегда – и при холодных пусках, и при повышении оборотов двигателя (рис. 3). Вот это мы и называем непрерывной полнопоточной фильтрацией.

Посмотрим еще раз на рис. 1-3. Выстраивается логичный эволюционный ряд устройств для фильтрации моторного масла: заглушка (нулевая фильтрация); периодическая заглушка (прерывистая фильтрация); и наконец, непрерывная фильтрация.

Действительно, когда-то ДВС не имели масляного фильтра, расплачиваясь за это ничтожным пробегом до капремонта. Обычные фильтры становятся заглушками лишь периодически, поэтому двигатели имеют более долгий, но все же ограниченный ресурс. Как правило, автопроизводители дают гарантию на 100 тыс. км пробега – а дальше как получится.

Напрашивается продолжение: значит, непрерывная фильтрация еще больше повысит ресурс мотора? Совершенно верно. Судите сами: все абразивные загрязнения – от технологической стружки до пыли, просочившейся через воздушный фильтр, попав в другой фильтр – масляный, остаются в нем навсегда. Их задерживает либо основной фильтрующий элемент, либо дополнительный, расположенный перед перепускным клапаном. Там же, в фильтре, хоронятся и органические загрязнения, губительно воздействующие на моторное масло.

Получается, что непрерывная полнопоточная очистка масла фильтром «КОЛАН» защищает как прецизионные пары двигателя, так и само моторное масло. А что еще нужно для резкого увеличения ресурса?

Теорию подтверждает и практика. Двигатели, на которых «с рождения» устанавливаются полтавские фильтры, легко выхаживают по 500-700 тыс. км. И это не предел, они и поныне находятся в эксплуатации. На очереди 1 млн км пробега, а там и 2, 3 млн – почему бы и нет, в стерильных-то условиях?

Масло в моторе можно менять реже, поскольку оно остается чистым и прозрачным. А внутренности двигателя всегда чисто вымыты, что подтверждается контрольными разборками для изучения эффективности фильтров.

Непрерывная полнопоточная фильтрация позволяет пересмотреть многие привычные вещи. В частности, назначение некоторых деталей двигателя, принципы его эксплуатации и даже оборот силовых агрегатов в автомобилестроении.

Вот, например, поддон. Раньше он служил отстойником для грязи, сейчас превращается просто в резервуар для чистого масла. Муть со дна никогда не поднимется, двигатель при смене масла уже не надо мыть изнутри – значит, можно говорить об упразднении промывочных жидкостей. И даже об удешевлении композиции присадок для товарного масла.

Но самое главное – двигатель может стать сменным агрегатом и использоваться многократно. Да, да – непосредственно на автозаводах при сборке нового автомобиля. Если говорить о миллионных ресурсах мотора при гарантии 100 тыс. на кузов и подвеску, такой шаг представляется естественным и перспективным.

Компания, собирающая автомобили с многоразовым двигателем, получит огромные конкурентные преимущества, так как ее продукция будет иметь низкую себестоимость. Ей светят солидные экологические преференции, ведь производство новых двигателей – не подарок для окружающей среды.

Мы знаем, что все новое часто воспринимается в штыки. Но жизнь доказывает обратное. И если экология, за которую так ратуют правительства ведущих экономических держав, не пустой звук, если мы хотим как можно дольше сохранить ресурсы планеты Земля, непрерывная фильтрация и многократно используемый двигатель займут достойное место в мировом автомобилестроении.

  • Владимир Волков, канд. техн. наук, директор ИЦПА ФГУП «НАМИ»

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены