Блеск и нищета инноваций
Инновация – один из самых популярных терминов в экономических и околонаучных новостях. И все же: что это такое? Если сделать запрос в поисковике, на вас свалится множество определений и рассуждений. Более запутанный и противоречивый набор слов представить трудно.
Бродят на этой поляне и бюрократические монстры вроде этого (дочитайте выделенный абзац до конца, не пожалеете!): «Инновация (нововведение) – конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности».
Нравится? А ведь это, на минуточку, из правительственного документа. Своего рода программная установка. Кто это писал? Кто его учил, выдавал аттестаты и дипломы? Бог с ним, с чудовищным нагромождением причастных оборотов, в конце концов, это закон бюрократического жанра, но логика?!
Определять инновацию через понятие инновационной деятельности! Ага, а инновационную деятельность, стало быть, через инновацию? Пони бегает по кругу.
А что вы скажете о словесном обороте «реализация в виде реализуемого»? Тоже нормально сказано, на красивом русском языке.
Впрочем, встречаются и вменяемые определения инновации, например, такие:
· «Результат практического освоения нового процесса, продукта или услуги»;
· «Материализованный результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию».
Уже теплее. В смысле – понятнее. Ключевые слова здесь – «практика», «вложенный капитал».
И наконец, короткое, как выстрел, – «инвестиция в новацию». Инвестиция, Карл! Вот чего нам не хватало! Если вспомнить, что новация (novation) – это изменение, обновление, нововведение, новшество (так это слово переводится с латыни и английского), то инновация (innovation) – новация, доведенная до практического результата.
Иными словами, новация, которой можно пользоваться. Упрощенно это можно свести к формуле: «Инновация есть новация плюс инвестиция».
Но в российской действительности картина, к сожалению, иная. С экрана телевизора звучат призывы к модернизации и внедрению инноваций, а на деле приобретаются технологии «числом поболе, ценою подешевле».
Взять автогигант на Волге, былую советскую гордость. Что, в рамках альянса с именитыми компаниями туда пришли новейшие технологии? Выпускаются по-настоящему современные автомобили? Или все же продукция десятилетней давности? И хорошо, если десятилетней…
Читаю письмо другого автозавода (название неважно, важна тенденция). Оно разъясняет поставщикам условия закупок комплектующих и материалов. Мол, завод будет отдавать приоритет дешевой продукции. Хотите сотрудничать – пересмотрите цены в сторону уменьшения. Комментарии, надеюсь, излишни. Какие уж тут «новации плюс инвестиции». Ни того ни другого.
Да, инновационные технологии обходятся дороже, чем рутинные. Но зато они окупаются с лихвой – и не только деньгами, но и статусом на рынке, имиджем бренда. Не верите – посмотрите на автомобильную и сервисную индустрию западных стран. И все станет ясно.