D, D и еще раз D. Часть 2
Оснащая автосервисное предприятие, желательно отдавать предпочтение продукции производителя, занимающего лидирующую позицию в данном сегменте. Лидер особо дорожит своим именем, его оборудование – эффективный инструмент, основанный на новейших научно-технических достижениях. Оно долго не утрачивает актуальность и длительное время приносит хорошую прибыль. Сказанное в полной мере относится к оборудованию для регулировки углов установки колес (УУК) фирмы John BEAN. Эта компания – первопроходец в деле создания уникального оборудования для колесного сервиса, в том числе трехмерной системы визуализированного контроля установки колес, иначе говоря, 3D-технологии. Эксплуатация 3D-стендов John BEAN позволяет достичь точности, стабильности результатов и скорости проведения операций, недоступных другим средствам измерений.
В предыдущей статье мы убедились в том, что идея, положенная в основу 3D-стендов контроля УУК, действительно проста, как все гениальное. Неизмеримо сложнее была ее техническая реализация, результатом которой стали революционные технология и оборудование для определения геометрии подвески. Около пятидесяти патентов, защищающих оригинальность разработки, гарантируют лидерство фирмы John BEAN в этой области в обозримом будущем.
Возможно все, кроме ошибок
Напомним, что главное преимущество «трехмерной» технологии заключается в том, что, даже несмотря на пресловутый «человеческий фактор», ошибиться при проведении измерения УУК практически невозможно. Принцип работы стендов John BEAN как бы исключает такое физическое явление, как гравитация. Для стенда автомобиль – независимый объект, парящий в воздухе. Определив пространственное положение осей вращения колес, измерительная система строит виртуальную плоскость автомобиля, которая становится отправной точкой для расчета УУК. Виртуальная плоскость может быть свободно ориентирована в пространстве. Это значит, что результаты измерений не зависят от свойств измерительной площадки, ее ровности и горизонтальности. В процессе работы автомобиль можно поднимать или опускать на подъемнике, не заботясь о его способности «удерживать» уровень горизонта. Можно даже демонтировать колеса – это никак не отразится на достоверности полученных данных. Никакая другая технология измерения УУК не дает такой степени свободы.
У «трехмерных» стендов есть масса других преимуществ перед конкурентами, о которых будет не лишним напомнить.
Стенды John BEAN 3D можно устанавливать на любой рабочей площадке, оснащенной подъемником, эстакадой или смотровой ямой.
Отсутствуют загромождающие рабочую площадку кабели, а следовательно, исключается опасность их повреждения. Также можно отметить «неубиваемость» самих мишеней, последние образцы которых можно разрушить лишь намеренно, с помощью кувалды.
База данных John BEAN содержит параметры буквально всех автомобилей, производимых на любых континентах. Это особенно актуально для нашей страны, находящейся на стыке Европы и Азии, – можно «отработать» любой автомобиль, в том числе и «праворукий».
Нет проблем при обслуживании автомобилей с низким спойлером или небольшим клиренсом.
Благодаря исключительным возможностям компьютеризированной измерительной системы время определения базовых УУК минимально и составляет 1–2 мин – они измеряются сразу после процедуры позиционирования.
Кроме получения картины ориентации колес 3D-технология позволяет полностью диагностировать геометрию кузова. Можно выявить продольное смещение и несоосность колес, разницу баз справа и слева, вынос, разность диагоналей и множество других дефектов. Можно даже измерить длину окружности каждого колеса. Поэтому 3D-стенд John BEAN, помимо основной функции, является незаменимым инструментом выходного контроля автомобилей после кузовного ремонта.
Можно выполнять регулировочные работы со снятыми колесами. Это очень важно – в современных, плотно упакованных автомобилях зачастую подобраться к регулировочному узлу без демонтажа колеса просто невозможно.
Беглое знакомство
Познакомимся с тремя характерными представителями модельного ряда «трехмерных» стендов John BEAN.
Базовая модель семейства – Visualiner 3D1 Lite – имеет жесткую механическую связь между видеокамерами, осматривающими мишени. Блоки видеокамер закреплены на поперечной траверсе, размещенной на опорной колонне (или стойке электрического подъемника). Фиксированное положение камер нужно для того, чтобы согласовать измерения по правому и левому бортам автомобиля, т.е. связать воедино координаты осей вращения колес, расположенных с противоположных сторон. Стенд оснащен открытым «кабинетом» с компьютером и LCD-монитором, который монтируется прямо на опорной колонне. Программа имеет простой и понятный интерфейс, обширный раздел подсказок с трехмерной анимацией.
Модель следующего уровня – «продвинутый» Visualiner 3D1. Стенд отличается от базовой модели отдельно стоящим мобильным «кабинетом» и некоторыми открытыми для пользователя функциями программы. Среди них можно упомянуть такие как измерение базовых геометрических параметров, специальные процедуры измерений по некоторым маркам автомобилей и возможность интегрирования стенда в локальную сеть предприятия.
Вершина модельного ряда, сочетающая все достоинства оборудования John BEAN, – стенд Visualiner 3D Arago. Это самая совершенная в мире модель оборудования такого рода. Ее принципиальное отличие – независимые подвижные блоки видеокамер, перемещающиеся по вертикальным стойкам. Автоматика стенда регулирует их положение так, чтобы обеспечить наилучшую видимость колесных мишеней при подъеме и спуске автомобиля. Кроме этого, в прибор установлена программа уровня «Платина». Она позволяет получать полную информацию о геометрических параметрах подвески и кузова, а также проводить измерения по всем специальным процедурам, предусмотренным самыми требовательными автопроизводителями.
Вместо механической связи между видеокамерами разработчики применили связь оптическую. Для этого в один из блоков видеокамер установлена дополнительная камера, а в другой – мишень, аналогичная колесной. Так осуществляется постоянное отслеживание взаимного положения цифровых «глаз» стенда. Блоки камер могут перемещаться вверх и вниз по стойкам, причем их оптимальное положение определяется автоматикой. Подобное решение еще больше упростило процедуру измерения геометрии подвески.
Оптический контроль взаимного положения видеокамер позволил выполнить их поворотными. Это дало возможность без проблем работать с автомобилями разных габаритов – от крошечных «смартов» до огромных внедорожников. Кроме того, отсутствие поперечной траверсы позволяет использовать Arago на любом проездном посту, в том числе в составе диагностической линии. И самое главное – Arago не требует калибровки в течение всего срока эксплуатации. После установки двух стоек и подключения их к компьютеру прибор тут же готов к работе!
На некоторых автомобилях, например BMW и VW, рекомендованные величины УУК зависят от высоты положения кузова. В дополнение к 3D-стендам фирма John BEAN предлагает в качестве опции TIP-мишень (Target Imaging Pointer) с конусом. Достаточно коснуться им определенной точки измерения, как аппаратура стенда вычислит ее высоту, а компьютер выберет из базы данных «правильные» значения УУК.
Традиции меняются
«Визуалайнеры» John BEAN 3D – аппаратура, безукоризненно сочетающая только достоинства. Даже ее прежний единственный недостаток – высокая цена – остался в прошлом. Сегодня стоимость стендов 3D соизмерима со стоимостью оборудования, построенного на базе традиционной технологии CCD, – с колесными измерительными блоками, в составе которых используются гравитационные датчики. Решив оснастить автосервис «трехмерным» стендом, теперь не нужно напрягаться в поисках современного высокотехнологичного оборудования. Нужно просто сделать правильный выбор и довериться технологии 3D от ее первопроходца, фирмы John BEAN. Тем более что так уже поступили практически все ведущие автопроизводители: Citroen, Ford, Jaguar, Land Rover, MB, Nissan, Opel/GM, Peugeot, Renault, VW/Audi/ Seat/ Skoda, Volvo и др. Сегодня на СТО традиционными становятся стенды 3D, и в течение ближайших нескольких лет стенды с колесными датчиками уступят почти весь рынок более передовой и точной технологии.