Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Открываем пост по обслуживанию автомобильных кондиционеров

Открываем пост по обслуживанию автомобильных кондиционеров

Неумолимо приближается весна. С первыми по-настоящему теплыми днями связан сезонный всплеск обращений клиентов СТО по вопросам ремонта и обслуживания систем кондиционирования воздуха в автомобиле (А/С). Для многих техцентров этот сезон не первый, некоторые данный вид деятельности только собираются осваивать, есть и колеблющиеся с извечным вопросом «быть или не быть?». Ответ на него очевиден – быть! Тенденции развития автомобилестроения подтверждают это. Если в середине прошлого века в США только единичные автомобили были оснащены кондиционерами, то в настоящее время доля таких транспортных средств неумолимо приближается к 100%. Такой же тренд наблюдается и на европейском рынке, правда, цифры здесь немного ниже. Анекдот: «Не открывай окно, пусть все думают, что у нас в машине кондиционер работает!», для многих уже непонятен. Даже если автомобильный парк России перестанет расти, а будет изменяться только возрастная структура – спрос на услуги по обслуживанию систем кондиционирования воздуха в автомобилях будет неумолимо расти, что мы и наблюдаем в последние годы. Нужно только грамотно провести работу по привлечению клиентов на СТО.

Остается болезненный вопрос, который приходиться решать руководителям техцентров в связи с открытием нового направления деятельности, – выбор оборудования. Поиск ответа на него необходимо начинать с анализа структуры обращений клиентов на СТО. К сожалению, такой статистики по отечественным компаниям либо нет, либо она искажена. По данным корпорации SPX (владелец бренда OTC, Robinair) в Европе 60–80% дохода приносят работы по дозаправке автомобильных систем хладагентом. Осваивать новое направление, я убежден, необходимо именно с этих услуг.

Самое очевидное, но отнюдь не рациональное, решение вопроса по оборудованию – приобрести манометрический коллектор, электронные весы и вакуумный насос и... Вперед!.. покорять рынок! Несмотря на кажущуюся дешевизну решения вопроса, имеем ряд отрицательных моментов.

• На период обращения у подавляющего числа клиентов в климатической системе автомобиля имеется какое-то количество хладагента. Определить это количество современными приборами не представляется возможным. Для того чтобы произвести заправку кондиционера, эти остатки хладагента надо удалить из системы. Куда? В атмосферу! Неэкологично и неэкономично.

• После заправки хладагентом нередки случаи, когда обнаруживаются проблемы в системе, для устранения которых приходиться заменять какие-то элементы. Самый яркий пример – «протекающий» золотник портов. В этот момент поговорка про «мал золотник» воспринимается в буквальном смысле. Сбросив в атмосферу полную заправку, золотник становиться поистине золотым. Добавьте сюда разъяснение клиенту причин, почему он должен оплачивать две полные заправки системы, если у него до этого просто упала эффективность работы климатической системы. Ведь в другом СТО ему бы это все обошлось дешевле! Опять – неэкологично, неэкономично и глупо!

• Время на выполнение работ. Имея упомянутый «джентельменский набор», приходится операции производить вручную и постоянно контролировать все параметры. Много времени уходит на всевозможные манипуляции по подключению то вакуумного насоса, то емкости для ввода масла и т.п. Выполнение других работ для специалиста становится почти невозможным. Наблюдая за такими «танцами шамана», вспоминаешь момент приобретения первой стиральной машины-автомата (выбор между чистыми рубашками или обедом становится неактуальным). При паре обращений в неделю и «частной практике в гараже» вполне приемлемо, но при пиковых нагрузках даже в небольшом техцентре менеджеры «фронтлайна» вынуждены будут отказывать клиентам. К сожалению, эту упущенную прибыль не все «сервисмены» умеют считать.

• Многие клиенты обращаются с проблемой утечки хладагента. Диагностика течеискателем не всегда приносит положительный результат. В таких случаях производят заправку системы, добавляя трассирующие масла (ультрафиолетовые присадки). Через некоторое время (несколько дней эксплуатации системы) место утечки хладагента можно выявить с помощью специального фонаря. И опять его весь придется сбрасывать в атмосферу. Расточительно.

Всех перечисленных недостатков лишены автоматические и полуавтоматические станции для диагностики и заправки систем кондиционирования воздуха. Основные преимущества таких установок:

• в любой момент можно изъять для повторного применения почти весь хладагент из системы кондиционирования автомобиля. Это дает важное конкурентное преимущество – снижение себестоимости услуги. Актуально при ценовой борьбе за клиента. Клиент платит меньше, а СТО зарабатывает больше;

• время на оказание услуг становится прогнозируемым, сроки ожидания клиентов сокращаются, что для клиентоориентированных компаний имеет важное значение;

• повышается качество выполненных работ – все параметры контролируются электроникой. Пресловутый «человеческий фактор» сводится к минимуму;

• стандартные процедуры (изъятие хладагента, вакуумирование, заправка) происходят в автоматическом режиме, что дает возможность специалисту выполнять другие работы на СТО. Производительность труда растет, снижается количество клиентов, не удовлетворенных сроками ожидания. Актуально в период пиковых нагрузок.

Рассмотрим основные функции автоматических и полуавтоматических установок, которые предлагает компания «ОТС Рус» на российском рынке.

Откачка/извлечение хладагента из контура автомобиля. После подключения сервисных шлангов установки к автомобилю манометры укажут на наличие хладагента в системе. Определить количество газа в контуре по показаниям приборов не представляется возможным. При активации данной функции включается компрессор сервисной станции и начинает откачку хладагента из контура автомобиля. Откачка автоматически прекратится, когда давление в контуре упадет до атмосферного. Электроника, сравнивая вес емкости для хранения хладагента до и после процедуры откачки, отобразит на табло вес изъятого рабочего тела. Зная дату предыдущей процедуры заправки, можно легко вычислить скорость потерь хладагента системой (грамм/год, грамм/неделя). Данная величина является аргументом в обосновании дополнительных диагностических и ремонтных операций. При необходимости отчет о количестве изъятого хладагента можно вывести на встроенный принтер и предъявить заказчику.

Слив масла. При извлечении хладагента из контура автомобиля в установку попадает масло. Сепаратор установки отделяет это масло от хладагента и позволяет оценить его количество. Можно быть уверенным, что при последующей заправке в систему будет добавлено необходимое количество свежего масла.

Вакуумирование – процедура, необходимая для диагностики системы на герметичность, максимального удаления всех паров из контура хладагента автомобиля, а также для возможности инъекции свежего масла. Если в контур попал воздух (система разбиралась, производилась замена узлов или деталей), процесс вакуумирования необходимо увеличить по времени. По окончании работы вакуумного насоса станция будет контролировать давление в контуре через прецизионный датчик давления. Если за заданный промежуток времени давление изменится (увеличится) – система не герметична и автоматический режим заправки прервется. При благоприятном завершении теста происходит ввод масла в контур и последующая заправка хладагентом.

Заправка. Необходимый вес вводимого хладагента можно определить:

• по специальной табличке в моторном отсеке автомобиля;

• по базе данных, которая интегрирована во все установки, предлагаемые компанией «ОТС Рус»;

• по базам данных производителя автомобиля или универсальным БД (например, AUTODATA).

Заданный вес хладагента контролируется встроенными электронными весами. По достижении этой величины подача хладагента в контур автомобиля прекратится автоматически. Процесс заправки окончен. Все результаты можно вывести на встроенный принтер. Данный отчет позволяет более гибко определить стоимость услуги для заказчика, а также вести складской учет хладагента.

Восстановление/регенерация хладагента. Данную процедуру можно выполнить без подключения установки к автомобилю. Весь хлад­агент, который находится внутри станции, дополнительно прокачивается через фильтр-осушитель самой установки. В извлеченном из системы А/С автомобиля хладагенте кроме собственно рабочего тела присутствуют масло и продукты «жизнедеятельности» компрессора в виде «пыли». Дополнительная очистка уж никак не выглядит маркетинговым ходом производителя оборудования.

В практике наблюдались случаи, когда после откачки (система была заправлена на 100%) из системы «старого» хладагента, регенерации и последующей заправки «восстановленным» хладагентом климатическая установка работала более эффективно (зафиксировано термометром на выходе дефлектора).

Сервисные интервалы. Всем известно, что для продления срока службы любого оборудования ему самому необходимы сервисные процедуры. В нашем случае это:

• замена масла в картере вакуумного насоса;

• замена фильтра-осушителя для хладагента.

Система автоматически напомнит оператору о необходимости провести сервисные процедуры. Вся необходимая информация содержится в инструкции на русском языке.

Какую станцию выбрать? Автоматическую? Полуавтоматическую? Для реализации полного автоматического цикла заправки хладагентом автомобильного контура необходимо оснастить установку дополнительными весами для емкостей с изъятым и свежим маслом. Если установка не оснащена такими весами (например, хит продаж последних четырех лет АСМ 3000), то оператору необходимо визуально контролировать количество вводимого масла, удерживая нажатой соответствующую кнопку на панели управления. Такие установки принято называть полуавтоматическими.

Для нового вида услуг кроме станции потребуются:

• электронный течеискатель;

• ультрафиолетовый фонарь со специальными очками;

• термометр;

• расходные материалы.

Компания «ОТС Рус» предлагает своим клиентам приобрести весь необходимый набор оборудования и материалов в виде пакета «OTC Start UP» (пост обслуживания автомобильных кондиционеров «под ключ»). Оборудование и материалы, которые входят в этот пакет, позволят не только осуществлять заправку автомобильных систем, но и производить диагностические и ремонтные операции.

Кроме оборудования для освоения любого вида деятельности необходим персонал, а точнее – квалифицированный персонал. В настоящее время денежные средства, затрачиваемые на обучение, многими компаниями рассматриваются не как статья расходов, а как инвестиции. Зачастую именно отсутствие квалифицированных специалистов приводит к провалу новых направлений деятельности техцентров, а иногда и к выходу из строя дорогостоящего оборудования. «ОТС Рус» совместно с учебным центром компании BrainStorm разработали учебную программу для проекта «OTC Start UP». Обучение бесплатное. При этом отпадает необходимость затрачивать денежные средства и время на командировку сотрудников в Москву. С использованием передовых технологий дистанционного обучения весь процесс происходит в режиме вебинара. Со стороны обучающегося требуется только желание и компьютер с подключением к Интернету.

Более подробную информацию о программе «ОТС Start UP» вы можете получить на официальном сайте компании ОТС в России www.otctools.ru, а также в будущих выпусках журнала «АБС-авто». .

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены