Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Дар небес

Дар небес

Когда говорят о защите автомобиля от коррозии, подразумевают обработку внутренних полостей кузова, днища и колесных арок. Но опыт показывает, что коррозия поражает не только кузовные панели. От нее страдают алюминиевые узлы и детали – радиаторы системы охлаждения, конденсаторы и испарители кондиционеров, не говоря уже о разнообразных присоединительных трубках. Как бороться с «алюминиевой чумой», вы узнаете из этой статьи.

Не сталью единой

Каждый год одно и то же: в конце зимы сетевые и бумажные СМИ расцветают заголовками один страшнее другого: «Столичные автомобили сгниют к весне», «Дорожные реагенты отравят москвичей весной» и т. д.

А ведь это правда. Ибо старания дорожников по превращению автомобилей в хлам, а наших внутренних органов в резервуары для ядовитых испарений превышают самые смелые ожидания.

По словам специалистов факультета почвоведения МГУ, нормы и объемы реагентов при обработке улиц завышены как минимум в 10–12 раз, из-за чего даже в сильные морозы (помните?) во дворах стояли лужи.

Чем же поливают дороги в Москве? Оказывается, это смесь, состоящая из технической соли, хлорида кальция, формиата натрия, хлорида калия и других ингредиентов. Кое-что из этого «букета» входит в состав удобрений, запрещенных к использованию на городской территории.

Но вернемся к автомобилям. Сов­ре­менное автомобилестроение немыслимо без использования алюминиевых материалов. Далее мы будем использовать термин «алюминий», подразумевая не чистый металл, а конструкционные сплавы на его основе.

Авиационные материалы для защиты
алюминиевых деталей, прототипы Dinitrol 713 IQ
Авиационные материалы для защиты алюминиевых деталей, прототипы Dinitrol 713 IQ

Первые автомобили Land Rover имели алюминиевые кузова, а множество Defender со стальной рамой и алюминиевыми панелями и сейчас колесит по дорогам всего мира. Кузова многих моделей Audi, Jaguar, Volvo, BMW, пикапов Mazda и других авто в большей или меньшей степени содержат детали из алюминия. И уж конечно, все современные автомобили имеют алюминиевые детали в системах охлаждения двигателя и конди­ционирования.

К сожалению, многие убеждены, что алюминиевые детали вечны. Так ли это? Практика говорит об обратном. Впрочем, теория тоже.

Не ржавеет, но корродирует

«Алюминий не ржавеет» – эту фразу мы помним со школы. А еще нам говорили, что на воздухе изделия из алюминиевых сплавов самопроизвольно покрываются тончайшей оксидной пленкой Al2O3 – она-то и предохраняет их от дальнейших коррозионных атак. Поэтому хозяйки пользуются алюминиевой посудой десятилетиями.

Все верно. Но в машиностроении картина гораздо сложнее. Вибрации, перепады температур, влажная и химически агрессивная среда (вспомним хотя бы солевые растворы на дорогах)  – эти и другие факторы повреждают «природную» защитную пленку и препятствуют ее восстановлению.

В местах контакта алюминиевого сплава со сталью (а в большинстве конструкций это неизбежно) возникают гальванические пары. Поскольку алюминий более активный металл, чем железо, электрохимическая коррозия разъедает именно его. Так что алюминиевая трубка со стальным штуцером не такая уж безобидная вещь. Гальванические пары образуются и в зонах сварных швов. А вслед за электрохимической коррозией приходит межкристаллитная, разрушающая границы зерен металла.

Главная опасность межкристаллитной коррозии в том, что она существенно снижает прочность и другие механические характеристики изделия при неизменном внешнем виде. А нагрузи деталь чуть сильнее – рассыплется в порошок.

К сожалению, в данном случае практика подтверждает теорию. Ежегодно дилерские сервисы меняют множество кондиционерных теплообменников, изготовленных из «крылатого металла».

Биография ингибиторов

Бороться с коррозией алюминиевых сплавов можно традиционным способом, нанося на деталь защитное покрытие. Но какую технологию выбрать? И какой материал?

Ответить на этот вопрос нам поможет опыт шведского концерна Dinol. Кстати, у него очень поучительная история. Случайно или не случайно, но средоточием антикоррозионных успехов стала именно Швеция. Тому способствовали морской климат, в котором металл корродирует особенно быстро, и успехи шведов в прикладной химии.

«Антикоррозионным пионером» считается профессор медицины Свен Джонсон, денно и нощно искавший средство для защиты хирургических инструментов от пагубного воздействия дезинфицирующих растворов. И он нашел его – точнее, их! Таковыми оказались вещества, содержащие одну или несколько нитрогрупп NO2, а также производные ортофосфорной кислоты. И те и другие при взаимодействии с влагой образовывали на поверхности металла тончайшую ингибирующую пленку – и коррозия останавливалась.

Окрыленный успехом, Свен Джонсон развил бурную деятельность. Он запатентовал способ защиты металла от коррозии в 25 странах. Вскоре на свет появилась фирма под названием Tikamin AB. Но широко освоить изобретение Джонсона не успели: помешала Вторая мировая война. Лишь после ее окончания работы были возобновлены, и в 1947 году Tikamin начал серийный выпуск препарата, названного «Антикоррозионный материал Dinitrol». Просьба читать внимательно: «Динитрол», ди-нитро, удвоенная нитрогруппа… Так началась долгая жизнь ингибирующих защитных материалов Свена Джонсона.

В начале 60‑х годов компанию Tikamin переименовали в Dinol. Новое название недвусмысленно перекликалось с известным брендом Dinitrol. Тонкий маркетинговый ход привлек внимание, вызвал новую волну интереса к торговой марке. Закрепив успех, компания создала мощную дилерскую сеть в Скандинавии, а потом и в Голландии. Вскоре Dinol распространил влияние на всю Европу, открыв в ряде стран технические центры. Затем настала очередь США, Азиатского и Тихоокеанского регионов.

Сегодня бренд Dinitrol охватывает не только материалы для сервисных станций. Западные производители используют препараты этой марки при сборке легковых и грузовых автомобилей, автобусов, прицепов и железнодорожных вагонов. Dinitrol поступает на конвейеры известнейших компаний – по сути, всего цвета мирового автомобилестроения.

Летающий антикор

Особая статья – это авиационная техника. Здесь Dinitrol вообще царь и бог: достаточно сказать, что 92% всех выпускаемых в мире самолетов, включая знаменитые Boeing, защищены от коррозии препаратами этой марки. Да и в Россию шведские антикоры попали благодаря авиаторам. Вот как это было.

Знакомство наших автомобильных специа­листов с Dinitrol состоялось на выставке «Автосервис-73» в Сокольниках летом 1973 года. Странная получилась встреча: шведы не понимали сути плановой системы с гордым именем «Автотехобслуживание», а наши с подозрением относились к западным сервисам, где все определялось спросом и предложением. И все же профессионал остается профессионалом. Материалы были оценены по достоинству и даже вызвали восхищение, но родному автопрому оказались не по зубам: отрасль финансировалась слабовато.

Другое дело самолетостроители – их возможности были гораздо шире. Они тут же позвонили в свое министерство и сказали: «Надо!». С тех пор отечественный авиапром по примеру Boeing и прочих западных коллег закупает для воздушных кораблей антикоры Dinitrol. Включены они и в официальную техническую документацию.

Dinitrol 713 IQ создает легкую прозрачную пленку толщиной всего 15 мкм, которая прекрасно
пропускает тепло, не снижая эффективности теплообменника
Dinitrol 713 IQ создает легкую прозрачную пленку толщиной всего 15 мкм, которая прекрасно пропускает тепло, не снижая эффективности теплообменника

Препараты Dinitrol для защиты авиационных сплавов маркируются индексом AV, например, Dinitrol AV-15. Существует целая линейка таких материалов – AV-20, AV-25 и другие, но мы остановимся именно на «пятнадцатом». Дело в том, что в Швеции некоторое время тому назад AV-15 применяли для антикоррозионной защиты радиаторов автомобилей Mercedes. Так сугубо авиационный состав приобрел автомобильный опыт. Защита оказалась настолько эффективной, что на основе AV-15 был создан новый препарат Dinitrol 713 IQ – специальный антикор для автомобильных узлов и деталей из алюминия. Впрочем, он умеет защищать и медь, и бронзу, и латунь, и нержавеющую сталь, которая на самом деле тоже не вечна.

«Семьсот тринадцатый» перенял все достоинства «летающего старшего брата» AV-15:

– уникальную способность беречь алюминиевые сплавы (авиация!), что достигается за счет особых ингибиторов;

– создавать на поверхности очень легкую (снова авиация!) и тонкую прозрачную пленку – ее толщина всего 15 мкм, и, кстати, она прекрасно пропускает тепло, не снижая эффективности защищаемого теплообменника;

– технологичность нанесения (опять же авиа­ция!).

Говоря о технологичности, подчеркнем, что материал Dinitrol 713 IQ – так называемый одношаговый, не требующий предварительного грунтования. Он «сам себе режиссер»: проникает во все щели и прочие труднодоступные участки конструкции и обеспечивает собственную адгезию. Наносится с помощью кисти, «воздушным» или «безвоздушным» распылением из пистолета или же окунанием.

При необходимости ремонта системы кондиционирования пленка Dinitrol 713 IQ смывается горячей водой под давлением – для этого достаточно обычного моечного аппарата. А при эксплуатации автомобиля защитную пленку рекомендуется регулярно обновлять, например, перед каждой зимой.

Итак, защита для алюминиевых радиаторов и других теплообменников есть. Теперь слово за мастерами станций технического обслуживания. Если они вооружатся Dinitrol 713 IQ, число поломок кондиционеров пойдет на убыль. А народ быстро сообразит, что лучше заплатить за обработку, чем менять дорогущие узлы кондиционера.

  • Юрий Буцкий

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены