Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Ржавчина? Это не страшно

Ржавчина?  Это не страшно

Две тысячи лет назад

Коррозия отравляет жизнь человечеству уже давно. В самом начале I века нашей эры римский ученый Плиний-старший писал: «На железо обрушилась месть человеческой крови… Оно ржавеет быстрее, когда соприкасается с нею».

Немало воды утекло с момента высказывания Плиния. А сколько железа превратилось в бурый порошок! Посмотрел я разные источники, от вузовских учебников по химии и металлургии до популярных статей в Интернете. И оказалось, что в результате коррозии теряется от 10 до 25% мировой добычи железа.

Значит, железная руда, изначально сконцентрированная в земной коре, в поте лица добытая и искусно переработанная в чугун и сталь, безвозвратно рассеивается, распыляется по всему белому свету. И не борясь с коррозией, мы наказываем не только себя, любимых, но и потомков своих, оставляя их без ценнейшего конструкционного материала. Ведь сталь, несмотря на успешные опыты с алюминиевыми сплавами и пластиками, пока что играет ведущую роль в производстве автомобильных кузовов.

Две тысячи лет спустя

Помня слова Плиния и заботясь о потомках, наш журнал регулярно рассказывает о технологиях и препаратах для защиты металла от коррозии.

Всем хороши современные материалы для обработки полостей, днища и колесных арок. Всем, кроме одного: они не умеют восстанавливать ржавчину. Пропитать и размягчить ее, остановить процесс коррозии за счет эффективных ингибиторов – пожалуйста. Но химически преобразовывать оксиды железа в их задачу не входит. Поэтому при антикоррозионной обработке кузова ржавчину в доступных местах необходимо удалять.

Но современный производитель антикоров – это вам не гаражный умелец. Это мощный химический концерн с научными лабораториями, технологичным производством и экспериментальной базой. И в его продуктовой линейке свято место пусто не бывает. Нужен преобразователь ржавчины? Будет вам преобразователь.

Сказанное в полной мере относится к компании Dinol, производителю антикоррозионных материалов Dinitrol. Впрочем, не только. Под этой маркой выпускается и стекольная автохимия – полиуретановые клеи, праймеры, очистители, активаторы. Но сегодня мы об антикоррозионной линейке.

Так вот, в защитной «палитре» Dinitrol имеется очень интересный препарат – преобразователь ржавчины RC 800. Еще раз, медленно: преобразователь ржавчины. Была ржавчина, и нет ее. А что стало?

Откроем фирменную документацию. Далее цитата. «Dinitrol RC 800, безрастворительный преобразователь ржавчины на водной основе. В составе сополимер латекса с органическим комплексообразователем. Dinitrol RC 800 активно связывает ржавчину в стабильный органический комплекс».

И еще одна цитата. «После высыхания образуется надежная барьерная для кислорода и влаги пленка, обеспечивающая эффективную защиту от дальнейшего образования коррозии. Dinitrol RC 800 безвреден, не содержит фосфорной кислоты и свинца. Сухая пленка обладает хорошей адгезией к металлу и обеспечивает адгезию антикоррозионных материалов».

О фирменной терминологии и химических секретах RC 800 поговорим ниже, а пока завяжем три памятных узелка. Препарат создан на водной основе, а значит, экологичен – раз. Ржавчина преобразуется в некий «стабильный органический комплекс» – два. Препарат дает простор для дальнейшей защиты от коррозии – три.

Начало многообещающее. Но прежде чем продолжить, сделаем небольшое отступление.

У всех материалов Dinitrol есть общая черта – они интересны и автозаводам, и сервисам, и частным автовладельцам. Не выпадает из этой обоймы и преобразователь ржавчины. А вот и примеры.

Автозавод

Когда-то я был студентом. И нас, будущих инженеров, отправляли на практику. Вполне себе по-взрослому, в «экстремальные» цеха и на несколько месяцев. Работал я в прессовом цехе АЗЛК (тогда этот автогигант был еще жив). Штамповал, в частности, половинки бензобака – эта операция называется вытяжкой.

Как сейчас помню: пачка здоровенных стальных листов. Снимаешь один – а он ржавый, снимаешь второй, – а он тоже ржавый… Берешься за третий, тут мастер прибегает: «Ты.., ..! Пресс.., ..!». В переводе это звучит так: «Извините, Юрий Иванович, у Вас пресс простаивает, не могли бы Вы вернуться на рабочее место…», ну и т.д. У него ведь план…

Поэтому говорить, будто в советские времена в штамп ложился идеальный лист – значит клеветать на наше славное прошлое. А потом… потом голые кузова «скучали» под дырявой крышей и на фосфатирование попадали уж вовсе пятнистыми. Дальнейшую их судьбу предскажите сами.

Хочу предостеречь вас от одного заблуждения. Если вы думаете, что демократия в России победила коррозию листового проката и залатала крыши, то глубоко ошибаетесь. В фосфатные ванны продолжали идти «черные» кузова – и многие с рыжими пятнами. Не от ржавчины ли?

И что толку в фосфатировании, катафорезе, грунтовании, окраске, если под этими слоями остаются следы коррозии? А потом говорят: плохой автомобиль, гниет быстро.

Впрочем, достаточно,

не все так страшно. По­-скольку с коррозией на заводах боролись – но как? Старым дедовским способом, ортофосфорной кислотой. А это штука коварная, требующая индивидуальных средств защиты – перчаток, респираторов, а после обработки кузова еще и обязательной промывки.

Не думаю, что сегодня эта проблема решена. И тут естественно задать вопрос: а нет ли средства, чтобы быстро, безопасно и экологично обработать сомнительные участки? Конечно, есть – это Dinitrol RС 800.

Автосервис и гараж

А теперь обратимся к сервисным проблемам. Не секрет, что битые машины частенько попадают к жестянщикам со следами коррозии. А если вспомнить, что российский автопарк стареет, люди в кризис меняют машины гораздо реже, станет ясно – проблема-то глобальная.

И здесь поможет RС 800 – счистив рыхлую ржавчину металлической щеткой и обработав это место препаратом с помощью кисти или пульверизатора (перчатки не обязательны!), мастер может спокойно заняться ремонтом.

Что касается локальных участков ржавчины, с ними легко справится и владелец автомобиля – надо лишь купить маленький флакон RС 800. Кстати, фирменная кисточка входит в комплект. А теперь немного о химии.

Вон оно как, Михалыч…

Что меня всегда умиляет при изучении фирменных препаратов, так это партизанское молчание разработчиков. На все вопросы – какие ингредиенты, каков механизм действия и т.д., у них один ответ: «It’s our know-how». Не приставай, значит, все равно не скажем.

Но обладая некоторыми познаниями в химии и опытом работы с металлом, кое-какие выводы сделать можно. Как же действуют подобные восстановители?

В фундаментальной химии известна галловая кислота, принадлежащая к группе так называемых оксикислот. В свободном состоянии она содержится в чернильных орешках дуба, листьях чая, дубовой коре. А в форме эфиров галловая кислота присутствует в дубильных веществах типа танина. И вот – горячо: реагируя с оксидами железа, галловая кислота дает жидкость черного цвета. Кстати, в эпоху перьевых ручек ее использовали для приготовления чернил.

А ржавчина как раз и состоит из частично гидратированных оксидов железа – FeO•Fe2O3, а еще Fe2O3•nH2O. Вот вам и конвертация ржавчины. Действительно, нетоксичная. Действительно, экологичная. И вот вам обещанная черная пленка.

Но не чернила же получаются на выходе? Нет, конечно. Вспомните про сополимер латекса, прозвучавший в описании. Он-то и придает пленке хорошую адгезию и прочность при высыхании. Образуя тот самый «стабильный органический комплекс».

Так что, уважаемые разработчики, сдается мне, что ваш препарат – это галловая кислота плюс латексное связующее. А коль приоткрыл я ваше know-how, не взыщите. Это ведь из лучших побуждений – нравится мне RC800. И химия нравится – вот и встретились две симпатии.

Практический пример

А теперь от теории к практике. Посмотрим на кадры обработки задней панели и буксирного приспособления внедорожника.

Dinitrol RC 800 наносят кистью или распылением. Перед нанесением поверхности очищают металлической щеткой, чтобы удалить старую краску и рыхлую ржавчину. Потом поверхность обезжиривают и моют водой.

Важно знать, что полностью удалять твердую ржавчину не следует – ее остатки необходимы для прохождения полной химической реакции с участием RC 800.

Сразу после нанесения пленка материала имеет белесый цвет. Затем, по мере прохождения реакции, цвет меняется к синему и продолжает темнеть. В итоге образуется темно-коричневое (черное) твердое покрытие.

Через час, когда материал подсохнет, можно нанести еще один слой. Время эффективного восстановления ржавчины составляет 8–12 ч в хорошо проветриваемом помещении. Затем на обработанную поверхность можно наносить другой материал, например, один из антикоров DInitrol.

Более подробно о технологии нанесения RC 800 расскажет инструкция. Мы же на этом закончим. Вроде охватили все – историю, теорию и практику. Можно начинать работать.

  • Юрий Буцкий

Журнал «АБС-авто» © 2025, все права защищены