Держать удар
Эта публикация – продолжение статьи «Успокой волну» (см. «АБС-авто» № 4/2014, с. 12-14). Сегодня мы побеседуем еще об одном свойстве мастики Mercasol Sound Stop – умении противостоять дорожной «пескоструйке». На самом деле оно тесно связано с основной «профессией» материала–защитой автомобиля от шума и вибраций. А в итоге получается, что этот «швед» настоящий «многостаночник»...
Если кто незнаком с нашими прежними публикациями о напыляемых «противошумках» из Швеции, не беда. Мы введем его в курс дела.
Итак, компания Auson АВ предлагает автосервисам два вида противошумных материалов. К первому относится Noxudol 3100 на водной основе для покрытия кузовных панелей внутри салона; ко второму – Mercasol Sound Stop на основе битума, восков и «мягкого» растворителя для нанесения на колесные арки и днища автомобиля. Речь сегодня пойдет о втором препарате.
Mercasol Sound Stop – мастика, в общем-то, не новая. Ее применяли в качестве «жидких подкрылков» и пять, и десять лет назад. Но в 2013 году производитель вывел на рынок новую версию этого препарата. Не побоимся сказать, инновационную.
Что изменилось? Во-первых, наряду с традиционным стекловолокном в битумную основу вводят еще один наполнитель – полимерные микросферы, полые шарики, начиненные газообразным углеводородным веществом, – кстати, совершенно безопасным. Если традиционное стекловолокно придает пленке завидную прочность и высокую абразивную стойкость, то микросферы делают ее «интеллектуальной». Теперь покрытие умеет адаптироваться к механическим и температурным деформациям, нейтрализовать опасные напряжения и эффективно бороться с шумом и вибрациями. Микросферы создают анизотропную негомогенную среду – а именно такие среды наилучшим образом гасят звуковые колебания, о чем рассказывалось в апрельском номере.
Именно благодаря микросферам мастика Mercasol Sound Stop «повысила классность», перейдя из разряда «жидких подкрылков» в категорию шумовиброизоляционных материалов – более универсальную и современную.
Во-вторых, шведские химики обогатили рецептуру материала новейшими ингибиторами коррозии – эффективными и «долгоиграющими». Таким образом, новую мастику можно считать полноценным антикоррозионным препаратом.
В-третьих, изменился растворитель – он стал менее агрессивным, благодаря чему Mercasol Sound Stop образца 2013 года отвечает европейским экологическим требованиям для материалов своего класса.
Наносится новый препарат методом распыления с помощью стандартной оснастки для антикоррозионной обработки – насоса, пистолета и насадок.
О новинке мы писали немало. Она может применяться самостоятельно и комплексно в сочетании с Noxudol 3100. Мы изучали с приборами противошумные свойства препарата и «примеряли» его на автомобиль в качестве антикора.
Одно осталось за кадром – первое назначение препарата, его способность защищать днище и арки от дорожной «пескоструйки» и выполнять функция «жидких подкрылков». Или это уже никому не нужно?
Еще как нужно! Получив новый наполнитель и новые качества, Mercasol Sound Stop вовсе не утратил антигравийных способностей. Как раз наоборот! Впрочем, об этом чуть позже, а сейчас небольшое историческое отступление.
Помните, в 90-е годы в Россию хлынул поток подержанных иномарок, преимущественно «немцев»? И тогда же встал вопрос: как отличить автомобиль «только что из Европы» от такого же, но с пробегом по России?
На большинстве иномарок выступающих за арку пластиковых подкрылков не было, только узенькие локеры. А выступало за арки кое-что другое – колеса, широкие колеса BMW, Audi и прочих «крутых тачек». Особенно при поворотах.
Люди искушенные советовали: посмотрите на край колесной арки, на состояние краски. Если край чист, блестит, значит, машину действительно только что пригнали из Германии. Если побит камешками – значит, она успела поколесить по родным шоссе и проселкам.
Да уж, дороги наши... От камней и «пескоструйки» в России страдают не только края арок, но и сама колесная ниша, и днище, и пороги. Так что отказываться от антигравийной защиты нам никак нельзя. Устроит ли нас обновленный Mercasol Sound Stop?
Летящий камешек – очень агрессивный объект. Если скорость автомобиля равна 1/, то камешки с разных точек протектора будут слетать с разными скоростями – но всегда большими, чем V. А их кинетическая энергия, на минуточку, зависит уже от квадрата(!) собственной скорости. А у маленьких камешков – острые края. И вот они этими острыми краями, да с этой кинетической энергией бьют в арку...
Камешку можно поставить жесткую твердую преграду – тогда он отскочит со стуком или звоном. Такая постановка вопроса противоречит борьбе с шумом. Да и с технологией возникнут большие сложности – из пистолета такое покрытие не сформируешь.
А можно сделать преграду мягкую и вязкую, поглощающую энергию удара. Нет, тоже не годится – защита может поглотить и сам камень. А потом она износится и превратится в лохмотья. И не будет у автомобиля ни противошумной, ни антигравийной защиты.
Значит, нужен материал с противоречивыми свойствами. С одной стороны, твердый и прочный, отражающий удары, и не страдающий от них. С другой – делающий это бесшумно, а значит, упругий и вязкий.
Понятия «твердый и прочный» здесь тоже не буквальные. Прочна ли толстая полиэтиленовая пленка, можно ли проткнуть ее ножом? Легко, если она натянута как мембрана. А если нет? Нож отодвинет слой пленки, но не продырявит ее. Чтобы сделать дырку, придется двигать нож дальше, дальше, дальше... Пленка будет уходить, а после окончания атаки отбросит нож назад. И уж точно здесь не будет ни стука, ни звона.
Модель конечно, условная, но она дает образное бытовое представление об одном из способов сопротивлении мягкой среды твердому и острому предмету.
Итак, прочность и податливость, упругость и вязкость, твердость и мягкость – как совместить несовместимое? Ответ один: только создав композитный материал, где каждый ингредиент решает свою задачу и не мешает соседу. И более того – он этому соседу помогает. Такое взаимодействие называется синергетикой.
Похоже, шведским химикам удалось создать синергетический материал. И основную роль тут играют те самые микросферы, наполнитель с газообразным веществом. А помогает им другой наполнитель – старое доброе стекловолокно. Оно не позволяет камню пробить пленку, а микросферы амортизируют удар. Но не только, они переводят кинетическую энергию в тепло.
Слои пленки подвижны – это подтверждают и мастера, работающие с обновленным Mercasol Sound Stop. Материал вроде и застыл, а надавишь пальцем, – упругий, словно живой. Это свойство также помогает поглощать кинетическую энергию удара.
Такая вот получилось шумовиброизоляционная мастика у шведов. Настоящий антигравий-ный препарат. Настоящий антикор – про ингибиторы мы уже говорили. Настоящий универсал. Так что не шумом единым...
Автор благодарит нашего эксперта канд. физ.-мат. наук Владимира Милова за помощь при подготовке статьи